СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 16:54

Полна будет земля знанием Б-га, как море покрыто водами

Пророк Йешаяу говоря об Эпохе Мошиаха сообщает нам, что «полна будет земля знанием Б-га, как море покрыто водами». Крупнейший раввинский авторитет и кодификатор еврейского закона РАМБАМ в законах о покаянии цитирует только первую часть этого стиха, а в законах о Мошиахе он добавляет слова «как море покрыто водами».

06.06.2004 5855 мин.

Пророк Йешаяу говоря об Эпохе Мошиаха сообщает нам, что «полна будет земля знанием Б-га, как море покрыто водами» (Йешаяу, 11:9). Крупнейший раввинский авторитет и кодификатор еврейского закона РАМБАМ в законах о покаянии цитирует только первую часть этого стиха, а в законах о Мошиахе он добавляет слова «как море покрыто водами».

Содержание законов Торы, как пишет РАМБАМ, заключается только в том, чтобы исправить знание и поступки человека, то есть, чтобы поступки человека соответствовали воле Б-га. Так это и в отношении дел этого мира (о которых говорит большинство законов Торы) — чтобы все они выполнялись так, как это указывает Тора.

Самое основное в этом — знание Б-га, как пишет РАМБАМ в начале своей книги: «Знание о Том, Кто существует предвечно», — это «основа основ, фундаментальный принцип мудрости», ибо когда знание Всевышнего проникает в человека и мир, поведение человека и ход мира соответствуют Его воле. Однако в знании Б-га есть несколько видов, при которых оно в разной степени проникает в человека и в мир. В совершенстве же это будет во времена Мошиаха. Тогда знание Б-га проникнет во всю суть человека и мира — «полна будет земля знанием Б-га» (не останется в них ни одной точки не проникнутой Им).

Если же говорить более детально, есть в этом два вида: «полна будет земля знанием Б-га» и «как море покрыто водами». Разница между «полон» и «покрыт» в том, что в первом случае сосуд остается в прежнем своем виде (каким он был до того, как его наполнили), но когда он «покрыт», больше не видно сосуда. В первом случае сосуд не изменяется и остается существовать, во втором же его совершенно нет. И в нашем случае — когда «полна земля…», земля остается как нечто отдельно существующее. Даже когда она так полна, что не остается ни одной незаполненной точки, так как она все же остается и существует, поведение земли (и человека) может не соответствовать «знанию Б-га» — остается такая слабая возможность. Когда же «море покрыто водами», дно моря — так как в этом случае земля совершенно не существует — дно моря покрыто водой и есть только существование воды, нет возможности и поведения, не соответствующего воле Б-га, так как земля совершенно подчинена Его воле («покрыта»).

Это еще понятнее, если обратить внимание на то, что в этом примере не говорится о рыбах, а лишь о самом море и том, что оно покрыто водой. Морские рыбы, хотя и они покрыты водой в море, а «когда их поднимают на сушу, они тотчас умирают» (до такой степени, что есть мнение, что рыбы не могут служить препятствием доступу воды к чему-либо), все же какое-то время они живут вне моря. Это верно как в отношении рыб, которые на короткое время выскакивают из моря, так и в отношении выловленных рыб, вытянутых на сушу. Если их бросить обратно в море, они останутся живы. Причина этого то, что рыбы есть все же нечто само по себе существующее. Море же не есть нечто существующее, это только место, где находится вода.

И нужно добавить более глубокий смысл: слова «как море покрыто водами» добавлены не только потому, что в этом случае знание Б-га более проникает в человека и в мир, но и потому, что это гораздо более высокий вид знания.

Пишет РАМБАМ: «Основа основ, фундаментальный принцип мудрости — знание о Том, Кто существует предвечно, и Он — Первопричина всего сущего. И все, что есть в мире — на земле, в небесах и под небом, — обязано своим бытием Его Сущности». В следующем законе он пишет: «И если допустить, что Он не существует, то из этого последует вывод, что не существует вообще ничего».

И следует понять: что добавляет второй закон по отношению к первому? Чтобы это объяснить, нужно сначала сказать следующее. Есть несколько ступеней в определении того, что «существует само по себе».

Иногда слово «существование» относится к тому, что вещественно, что можно пощупать руками и т. п. И есть вид существования, поддающийся только духовному определению, определению разумом. И есть понятие существования, не поддающееся никаким подобным определениям, — Божественное существование.

По отношению к человеку — какой вид существования имеется в виду, когда говорят о человеке? Так как человек, прежде всего, телесное существо, находящееся в этом физическом мире, прежде всего к нему относится то же определение, что и всего физического. Так ребенок знает о существовании, только пощупав руками, духовное же для него «не существует». Когда он вырастает и начинает понимать, что и духовное также имеет существование, это для него все же нечто «абстрактное» (по сравнению с физическим). Поэтому он в своем познании нуждается в приведении сравнения с чем-либо известным ему. Но чем более человек предается интеллектуальному, тем более изменяется у него представление о понятии «существования», до такой ступени, что уже суждение разума для него — «существование», а нечто вещественное — уже не есть «существование». Каким же существованием обладает кусок дерева по сравнению с суждением разума?!

Так понятно и познание Божественного (даже по сравнению с интеллектуальным) — после долгих исканий и умственного труда в попытке постичь Божественное человек может достичь такой ступени, что «существование» для него будет не только не нечто физическое, даже и не нечто интеллектуальное, а Божественное существование.

Исходя из этого, можно объяснить разницу в мысли РАМБАМа в первых двух законах. В первом законе «знание о Том, Кто существует предвечно…» понятие существования касается всего, что «на земле и в небесах», физическое и духовное существование. Существование же Б-га, которое еще не познано, казалось бы, не есть еще существование.

Подобно этому говорится в теории хасидизма, что мир сотворен как «нечто из Ничего». Мир — нечто, а Божественная сила, его сотворившая. — «Ничто» («как бы не существует»), ибо оно еще не познано, не познано даже то, что Божественное постоянно творит в поддерживает существование всего.

К этому РАМБАМ добавляет второй закон: в нем говорится о том, что есть более высокое и совершенное познание Б-га, при котором человек сознает, что если бы не существовало Божественное, ничто бы не существовало. То есть не только все нуждается в Его существовании, более того — понятие «существования» может относиться только к Нему, а без этого нет вообще никакого существования.

Эти два вида познания Б-га выражены в двух стихах, которые РАМБАМ приводит в конце своей книге. В соответствии с первым законом, хотя человеку известно, что это знание наполняет все сущее («все, что есть… обязано своим бытием Его Сущности») — это «земля полна знанием Б-га», однако сама земля считается вполне существующей. Но в соответствии со вторым законом, о том, что без Его существования не могло бы существовать ничто, человек приходит к познанию того. что земля покрывается водой«, — определение ее существования не оно само, а «вода», «знание Б-га», а без этого нет никакого знания.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter