№166
1С Б-жьей помощью
пятый день недели, 14 Менахем-Ава, 5704 года.
Уважаемый господин Цви Палмер2
Мир и благословение!
Прежде всего, я хочу извиниться за то, что из-за независящих от меня причин, я не ответил на Ваше прошлое письмо.
1) Я согласен с Вами, что у каждого из нас есть свои «очки», с помощью которых он проверяет все вещи. Но я не понимаю, почему Вы считаете, что это правильно только в том случае, когда мы смотрим на прошлое. На мой взгляд, намного больше зависит от «очков» то, как мы проверяем в общей форме «настоящее», ведь настоящее время в большей степени влияет на личную жизнь. Поэтому тяжелее оценить ее в истинном свете без всяких прикрас, личных интересов и самолюбия.
2) Какой есть совет для предотвращения ошибки личных «очков» при оценке события прошлого?
Самым лучшим путем является углубление в слова рассказчика об этом событии и того, кто жил примерно в то время. И если этого недостаточно, нужно использовать объяснения людей, которые по крайней мере жили близко к этому времени.
Поэтому, чтобы правильно понять слова р. Шимона бен Элазара (трактат «Шабат» 130а), что ради тфиллин не жертвовали собой евреи и т.д., я задержался на этом, так как совершенно не понятно — на первый взгляд — в Талмуде там: р. Шимон говорит, по всей видимости, совершенно четкие вещи: 1) Ради тфиллин евреи не жертвовали своей жизнью. 2) Тфиллин были «ослабленными» у евреев.
Примечания:
1) По копии из секретариата.
2) Другое письмо к нему — выше, письмо №159.