СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 13:14

Том 10, стр. 304

5. Довод о том, что это является излишним обременением общины и удерживает людей от работы, также не имеет к этому отношения, поскольку, если бы в синагоге находился кто-то, кто обязан читать кадиш, эти кадиши были бы прочитаны, и в силу это они являются частью заведенного распорядка и времени молитвы. И подумав, Вы согласитесь с этим.

6. Не является контраргументом и письмо моего тестя и учителя, (напечатанное в сборнике №681), где он указывает на необходимость произнесения кадиша после прочтения отрывка «Рабби Ишмаэль говорит...», хотя, на первый взгляд, можно было бы задаться вопросом, почему он не упоминает кадиши, следующие после псалмов дней недели и т. д. — И можно сказать, что очевидно в той синагоге, куда было адресовано письмо, перестали произносить именно этот кадиш, а не другие.

7. В отношении произнесения кадиша после прочтения книги Псалмов мой тесть и учитель делает различие между ситуацией, когда в синагоге присутствуют люди, обязанные произносить кадиш, и когда они отсутствуют. В первом случае кадиш следует произносить после каждой книги, а во втором случае — лишь после прочтения всех псалмов (напечатано в молитвеннике «Тора Ор» 5701 г.).

Но этот вопрос существенно отличается от нашей темы, так как чтения кадиша по окончании каждой книги Псалмов есть нововведение. В том же, что касается, например, псалмов «Благослови, душа моя...» и «Б-г — мой свет...», следующих в утренней молитве после псалмов дней недели, то, согласно нашему обычаю, кадиш следует произносить лишь один раз, после прочтения всех этих псалмов, а не после каждого из них, с тем, чтобы не читать кадиш слишком часто (приводится в книге «Шаар а-колель» 11:29). И поэтому вышеупомянутое нововведение правомочно, лишь когда в синагоге присутствует кто-то, кто должен читать кадиш.

Примечание: В отношении вышеупомянутого обычая, я считаю, что в тех случаях, когда произносят кадиш по окончании чтения каждой книги Псалмов, необходимо чтобы перед этим была произнесена (по крайней мере теми, кто читает кадиш) молитва «Да будет воля», следующая за каждой книгой, поскольку значение этой молитвы — завершение чтения Псалмов и именно поэтому произносится кадиш. Когда же переходят к следующей книге, то это уже как начало чего-то нового. И подобным образом поступают с застольным благословением в случае, когда трапезу разделяют на две части (см. «Шулхан Арух» [Алтер] Ребе 291:3 в конце).

В заключение всего вышесказанного: по моему мнению, все те кадиши, которые читают согласно обычаю, должны быть прочитаны даже в том случае, когда в синагоге не присутствуют люди, обязанные произносить кадиш. Это касается кадишей, следующих и после псалмов дней недели, и после молитвы «Надейся», и после молитвы «Наш долг», и после ежедневных псалмов, которые читают, согласно установлению...

Примечание:
1) Должно быть п. 4. И так напечатано в «Сефер а-маамарим» 5709 года, стр. 98. Его «Святые послания», том 3, письмо №739.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1697 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter