Поэтому нет причин задаваться вопросом, каким должен быть вариант обычая молитвы («нусах а-тфила»).
Но, может быть, есть сомнения, потому что в синагоге не хватает молитвенников по любавичскому обычаю. Если это так, то виновато руководство синагоги, а не члены общины.
На самом деле, Вы знаете законодательное решение1 в ответах последних мудрецов, согласно которому человек может поменять для себя ашкеназский обычай молитвы на сефардский, но не наоборот. Также известен рассказ Цемах-Цедека, что его дедушка, Алтер Ребе, прежде чем опубликовать свой молитвенник, выбрал для него текст из шестидесяти различных молитвенников2. Поэтому этот обычай молитвы — как «лучшая просеянная мука» по сравнению с многими другими. Как известна идея врат молитвы, которые включает в себя все врата молитвы одновременно, как подчеркивается во вступлении к «Шаар а-Колель» в молитвеннике.
Более того, этот вопрос должен решить раввин синагоги, и поэтому я пишу ему по этому поводу3. Тем не менее, я отвечаю Вам и по этому поводу, потому что Вы поставили проблему в своем письме. Посоветуйтесь с раввином, и пусть Б-г даст ответ на все молитвы еврейского народа.
С благословением сообщить хорошие новости.
№5676
С Б-жьей помощью
24 Менахем-Ава, 5717 года
Бруклин
Мир и благословение!
Я получил Ваше короткое письмо некоторое время назад и удивляюсь, что Вы пишете так редко и так кратко. Мы вступили в дни, о которых сказано: «Кто прибавляет, тому прибавляется»4, и поэтому пусть Б-г даст Вам приумножить все это так, как подобает, и да будет так тому, кто быстрее. Конечно, Вы можете написать мне на нужном вам языке или через посредника. Главное, чтобы Ваши письма были более частыми и достаточно подробными.
Примечания:
1) См. по этому поводу письма 4845 и 5635.
2) См. по этому поводу письмо 4350.
3) См. следующее письмо.
4) С 15 Ава каждому, кто усердно изучает Тору, прибавляется жизненная сила.