№6495
С Б-жьей помощью
25 Элула, 5718 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Давид Паташник1, шойхет из Балтимора
Мир и благословение!
После особенно долгого перерыва я получил Ваше письмо от 23 Элула с тем, что к нему было приложено. Вы спрашиваете меня, допустимо ли, на мой взгляд, молиться в синагоге, где используется микрофон в субботу и в праздничные дни.
Я удивлен, что у Вас могут быть какие-то сомнения по поводу такого ужасного поведения. Действительно, использование микрофона является публичным нарушением субботы и праздников. И неужели мы хотим «насиловать королеву в своем доме»2, делая это в месте, где мы молимся Тому, Кто дает Тору и ее заповеди? Разве суббота не считается равноценной всем заповедям, как говорится в Иерусалимском Талмуде в конце 3-й главы трактата «Недарим»?
Такое нарушение субботы совершается от имени всех, кто принадлежит к этой синагоге. Действительно, руководители, принимающие решения, представляют их всех. Таким образом, можно подвергнуть сомнению молитву и чтение Торы, которые там происходят, не только ту часть, которая произносится перед микрофоном, но и ту, которая предшествует ей, и то, что следует за ней.
Все это является строгим соблюдением закона в том, что касается субботы. Это было бы так, даже если бы в данном случае не было осквернения Имени Б-га. Но обращая внимание на сказанное выше, подобное поведение очень нежелательно. На мой взгляд, совершенно очевидно, что лучше молиться в одиночестве, в том числе в Рош а-Шана и Йом-Кипур, чем ходить в эту синагогу, не дай Б-г.
По случаю наступающего нового года для нас и для всего еврейского народа на благо и благословение, я посылаю свои пожелания Вам и всем Вашим для записи на добрый и сладкий новый год в материальном и духовном смысле.
С благословением.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 4808.
2) По словам Ахашвероха в Свитке Эстер (7:8): «Неужели еще и королеву насиловать (будет он) у меня в доме».