СБП. Дни Мошиаха! 21 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-29 05:40

Том 18, стр. 390

…с вышеприведенным вопросом, и занимаются ли они так называемыми точными науками. Однако, именно в области этих наук в последнее время открыта еще одна идея, абсолютно непонятная здоровому разуму. И, несмотря на это, она принимается всеми представителями точных наук, как существующее явление, и почти что стала очевидной вещью также среди других [т.е. не являющихся учеными], несмотря на то, что она непостижима разумом вовсе. Это [открытие того,] что материя является всего лишь формой существования энергии, и что возможно превращение материи в энергию и энергии в материю. Для этого [утверждения] полностью отсутствует место в разуме, но [то, что люди] наблюдают явления, не имеющие объяснения, и получающие объяснения в случае принятия вышеупомянутого утверждения, — считается научным доказательством [справедливости этого разрешающего противоречивость наблюдаемых явлений и описывающих их теорий утверждения], которое принимается в качестве «ясного, исключающего всякие сомнения и возможность сомнения доказательством», — выражаясь языком их вопроса, приведенного выше, — практически везде, несмотря на то, что с точки зрения разума утверждение это абсолютно абсурдно.

Поскольку, формулируя вопрос, они не определили вовсе, что примут в качестве «доказательства истинности существования Б-га, ясного, не вызывающего сомнений» и т.д., — я полагаю, что они воспримут тип доказательства, который принимают [как доказательство] в повседневной жизни.

Исходя из этого предположения, понятно, что существует доказательство существования Творца подобного типа, — более того, несколько доказательств. И, как говорилось выше, не является помехой этому то, что [мы] вынуждены сказать, что подобное существование не «схватывается» разумом или даже является противоположностью разума, поскольку, как говорилось выше, принято каждым человеком, думающим и размышляющим о происходящем вокруг него, пытаясь объяснять [окружающие его] явления, разум здесь ничего не определяет [эйн асейхел кейвеа бозе велей клум]. [Т.е., как говорилось в конце предыдущего письма, доказать можно в т.ч. наличие существования явления или закономерности не укладывающихся в разум или противоречащих нашим разумным представлениям].

И процесс доказательства или доказательств, в отношении этого [вопроса,] подобен всем доказательствам, имеющимся в точных науках. Более того, — подобен доказательствам [на основании которых] принимаются решения в повседневной жизни каждого из нас.

Каждый, размышляющий о своих действиях, сидя в доме своем, идя своею дорогой, ложась и вставая, без стеснения признает, что не проверяет самолично основу каждого совершаемого им действия [...], но принимает свидетельства других, проверивших данную вещь. И только в том случае, когда существует опасение в том, что данное свидетельство сознательно извращено или свидетель находился под влиянием внутренних или внешних причин, [помешавших его свидетельству быть истинным], был субъективен и воспринимал вещи под искаженным углом и т.п., — в такой ситуации спрашивают [мнения] дополнительных свидетелей. И чем больше будет число свидетелей, и чем более различны они будут по их состоянию и положению, [чем более различны] будут круги, к которым они относятся, тем более это исключает возможность ошибки, сговора [направленного на дезинформацию спрашивающего] и т.п., и тем более усилится доказанность [данного факта,] в качестве доказательства научного и окончательного. И на одном этом основании [люди] постоянно совершают многие действия, находясь в полной уверенности, что вещь эта, [о которой они получили свидетельство,] — истинна.

И так же в нашем случае.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 3101 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter