№7004
С Б-жьей помощью
17 Элула, 5719 года
Бруклин
Мир и благословение!
Отвечаю на письмо от 5 Элула, в котором Вы рассказываете мне о своей программе учёбы1. Я немного удивлен, потому что сказал Вам, что это должно относиться к изучению тех трактатов Талмуда, которые имеют практическое влияние, если возможно ежедневно. Так разрешится вопрос, который Вы мне задали. Однако в своем письме Вы упоминаете совершенно другой трактат.
Есть основания полагать, что объяснение состоит в следующем. Не Вы выбираете, на чем будет сосредоточена Ваша учёба2. Однако Вы также не говорите мне по поводу своего вмешательства3 в этом направлении. Однако такая инициатива должна быть поддержана по тем же педагогическим причинам4. Таким образом, раздел «Моэд»5 относится к законам, которые необходимо знать. Вы также ознакомитесь с «Законами изучения Торы» Алтер Ребе, где определяется программа обучения для тех, у кого мало времени. Также смотрите введение сыновей Алтер Ребе в «Шулхан Арух», что также касается организации учёбы. Несколько указаний великих еврейских мудрецов также применимы в этом вопросе. Хорошо бы посоветоваться по этому поводу с пожилыми хасидами, дав им понять, что в данном случае речь не идет о йешиве с многочасовым обучением6.
Вы ссылаетесь на учебу под принуждением7. Я надеюсь, что, давая в своем обучении ответы на вопросы, задаваемые учениками, это ограничение вскоре исчезнет, и Вы все это расширите все более и более широко, особенно если Вы проиллюстрируете свою точку зрения примеры и истории, найденные в «Ликутей Дибурим» и в беседах...
Да будет угодно сообщать мне хорошие новости обо всем этом, и Вы увидите плоды своих усилий. У Вас будет заслуга и успех в том, что Вы будете не только подниматься самому, а ещё и поднимать за собой других8 и вдохновлять их во всех вопросах, касающихся Торы и заповедей. Заслуги этого придут Вам на помощь, чтобы Ваше действия и усилия увенчались успехом.
С благословением сообщить благую весть, быть записанным и запечатанным на хороший год.
От имени Ребе ШЛИТА,
секретарь
Примечания:
1) Для преподавания в классе в школе.
2) Этот выбор принадлежит руководству школы.
3) Рядом с этим направлением.
4) Учитель будет более эффективно преподавать предмет, к которому он мотивирован.
5) Что касается праздников.
6) Но на самом деле школы, в которой время, отведенное для священных занятий, ограничено.
7) Что воспринимается учащимися как ограничение.
8) Обеспечить, чтобы ученики, в свою очередь, передавали информацию другим.