И ничто не устоит перед сильной волей, тем более, что у Вас много знакомых и друзей, в том числе среди учеников йешивы «Томхей-Тмимим», которых Вы встретили на пути своих странствий.
С благословения сообщить хорошие новости обо всем этом.
P.S.
Вы указываете в своем письме, что некоторые из Ваших детей1 находятся в Чикаго. Некоторые раввины этого города являются хасидами ХАБАДа. Было бы хорошо связаться с ними, если считаете, что у Ваших детей есть потребность в области иудаизма. Они наверняка смогут оказать помощь в этом.
№7083
С Б-жьей помощью
21 Мар-Хешвана, 5720 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Яаков-Ицхак Хомник из Оук-Парка2
Мир и благословение!
Я отвечаю на Ваше письмо от кануна субботы, в котором Вы спрашиваете меня о том, что говорит святая книга «Тания» в главе 12: «Средний человек — это тот, над кем никогда по-настоящему не господствовало зло, кто ни разу в жизни не совершил греха и не совершит ни одного». Вы спрашиваете меня, эффективно ли раскаяние, вдохновленное любовью к Б-гу, в этом вопросе3 и позволяет ли это считать, будто такой человек никогда не грешил.
Что касается самого вопроса, то в трактате «Йома» 86а утверждается, что раскаяние, вдохновленное любовью к Б-гу, искореняет грех ретроспективно. Что касается объяснения, данного в книге «Тания», то действительно можно задать вопрос, потому что в тексте уточняется: «Его ни разу не называли грешником за всю его жизнь, ни на одно мгновение». Об этом говорится в главе 1, что «если он впоследствии совершит раскаяние, то будет называться совершенным праведником».
Также, даже если формулировка не устанавливает это очевидным образом, я интерпретирую начало 12 главы книги «Тания» так: средний человек — это тот, кто не имеет...
Примечания:
1) По всей видимости — от первого брака.
2) См. по этому поводу письмо 6767.
3) Действительно ли это стирает прошлое.