№309
1С Б-жьей помощью
9 Мар-Хешвана, 5708 года Бруклин.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Бенцион2
Мир и благословение!
В ответ на ваше письмо:
Вы, конечно, уже получили ответ от комитета, что Вы можете печатать временные квитанции без адреса, а затем показывать квитанцию в офисе комитета.
Несколько печатных материалов были отправлены Вам по запросу, в том числе по авиапочте: биографии моего уважаемого тестя и учителя Ребе ШЛИТА на английском языке, который подходит для цели, о которой Вы спрашивали. Вы, несомненно, подтвердите получение.
В общем, нет необходимости быть настолько строгим и делать такие обширные запросы, прежде чем говорить о деле «нифна»3. В частности, это относится к тому, что в последние [несколько] лет все больше подчеркивалось, что [Ребе] является лидером всего еврейского народа. [Его] деятельность, по большому счету, относится к вопросам, применимым ко всем, а иногда в особенности относится к тем, кто [в настоящее время] удален от Торы и ее заповедей. С другой стороны, не следует говорить об этом со всеми. Очевидно, нужно быть осторожным в отношении тех, кто впоследствии провозгласит: «Я сделал Авраама богатым».
Есть два важных момента:
i) Это должно быть [сделано] с проявлением уважения со стороны того, кто делает пожертвование (то есть это даже больше, чем [просто поддержка] обычного ученого Торы, которую наши мудрецы («Ктубот» 105б) сравнили с принесением первых плодов в Храм, а не с принесением пожертвования и т.д.). Это совершенно невозможно сопоставить с [дарами], которые дают обычным сборщикам пожертвований на благотворительные цели.
Объяснение должно состоять в том, что, поскольку не все могут участвовать в святом деле моего уважаемого тестя и учителя Ребе ШЛИТА, которое на самом деле принадлежит всему еврейскому народу, они должны попытаться компенсировать это, давая деньги в его фонд. В этом случае: а) они уменьшают финансовые заботы Ребе, чтобы это не мешало ему в его деятельности; б) самое главное, что с помощью этого они получают долю в святой работе Ребе.
Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 19, стр. 474 и дополнено по копии из секретариата.
2) Шемтов. Другие письма к нему — выше, письмо №272 и в примечаниях там.
3) Термин «нифна» был хасидским кодом в России — из-за страха перед властями — для обозначения фонда на довольствие («маамад») — денег, данных хасидами Ребе, чтобы он мог использовать их по своему усмотрению. Это слово было составлен из букв, которые следуют за буквами слова «маамад».