...поднимаются все действия на протяжении его жизни. А в «Святых посланиях» в п. 28 утверждается, что тогда всем его ученикам очень легко получить свою часть. В молитвеннике же сказано, что влияние может быть выражено через сущность, которая вовсе не находится на его уровне или его типе.
С пожеланиями вечного блага во всех делах,
Рав Менахем Шнеерсон
№225
1С Б-жьей помощью
28 Тевета, 5708 года.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. М.-М.2, шойхет
Мир и благословение!
В ответ на то, что Вы написали в своем письме:
1) В «Шмот раба» (в конце гл. 1 и гл. 17:3) [приводится интерпретация слов Торы о возложении крови пасхальной жертвы] «на притолоку» как намек на Авраама, который «велик по отношению к новообращенным». Подобно тому, как притолока поднимается высоко, так и он был величайшим из праотцов. «И на два косяка» — т.е. по достоинству Ицхака и Яакова.
Вы заметили, что это противоречит тому, что указано в нескольких источниках, что Авраам представляет собой правую линию, Ицхак — левую линию, а Яаков — среднюю линию, которая соединяет их.
[В ответ] я процитирую слова Цемах-Цедека в эссе под названием «Мезуза справа» (напечатано в книга «Ор а-Тора», стр. 328а). Исходя из этого, вышеуказанная [трудность] может быть понята.
Цемах-Цедек пишет там в первом пункте:
[«Шмот] раба», [гл.] «Бо», гл. 17, [интерпретирует] «притолоку» как [относящуюся] к заслугам Авраама и «два дверные косяка» как относящиеся к заслугам Ицхака и Яакова.
В [комментарии к «Зоар», гл.] «Эмор» 95а, РАМАЗ интерпретирует притолоку и два дверных косяка как относящуюся к атрибутам Кетер, Хохма и Бина, как они существуют в Малхут, которые тянутся Тиферет, Нецах и Од из Малого Лика...
Соответственно, было бы уместно сказать, что два дверных косяка относятся к Аврааму и Ицхаку, поскольку они олицетворяют две [внешних] линии... и что перемычка относится к средней линии, атрибуту Тиферет, который отождествляется с Яаковом...
Можно объяснить следующим образом: Авраам упоминается как «великий человек среди великанов». Это относится к Длинному Лику, который называется «древний предок». Точно также Авраам был дедом Яакова, который отождествляется с Малым Ликом.
Ицхак, его отец, связан с аспектом Отца (т.е. Хохма, как [в будущем] Ицхаку скажут: «Ибо ты наш отец». Точно также в эссе «Вайешев», интерпретируется стих «И он жил в стране пребывания своего отца», что имеется в виду возвышенная мудрость, которая называется «его отец». И хотя Ицхак...
Примечания:
1) По копии из секретариата.
2) Маргалиот. Другие письма к нему — выше, письмо №177 и в примечаниях к нему.