И, в общем, это три разделения: праведники, средние и злодеи.
И на основании этого объяснения становится более понятно продолжение сказанного в Талмуде после этой фразы: «Сказал Ула и т.д. в будущем Всевышний сделает танец для праведников (а весь Твой народ — праведники) и т.д. и каждый показывает и т.д.» —
Ведь не будет отторгнут от Него отверженный и все категории в еврейском народе — исполнит Всевышний их просьбы и [как сказано:] «Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне».
И на основании этого можно намекнуть и связать окончание с началом трактата «Рош а-Шана»: «Четыре дня, которые называются Рош а-Шана — первого Нисана, новый год правления королей».
— И это относится именно к еврейскому королю, ведь «все помыслы и цели его должны быть направлены на то, чтобы повысить авторитет истинного закона — (поднятие и совершенство) — наполнить мир справедливостью — (Тора и заповеди, дети, как сказано выше) — выбить почву из-под ног злодеев1 (некрасивые)».
И все это придет с помощью служения и подъема человека по лестнице, установленной на земле, другой конец которой доходит до Неба, переход от простого к сложному, подъем.
«И праздников»2 — то есть (как объясняется в Талмуде), что был установлен порядок праздников: Песах — когда евреи погрязли в 49 вратах нечистоты и т.д.3 — и раскрылся им Всевышний и избавил их. Праздник Шавуот — дарование Торы с помощью того, что сказали евреи: «Наши дети будут нашими гарантами4». Суккот, праздник сбора урожая — вершина радости и совершенства, первый в отсчете, победа5 евреев во всем.
Примечания:
1) РАМБАМ, «Законы о королях», гл. 4 в конце. «и будет воевать войны Всевышнего» — включает все три вышеупомянутые вещи и объясняет их причину. Или можно сказать — что ведь это все действия с народами мира, а не с евреями.
2) См. «Ликутей Тора», гл. «Браха» (98б), см. там.
3) См. «Зоар хадаш» в начале главы «Итро».
4) «Шир а-ширим раба» на слова «Влеки меня».
5) «Ваикра раба», гл. 30.