СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 02:56

Том 23, стр. 195

P.S. В знак признательности оставлю здесь несколько замечаний по поводу Вашей книги.

Введение. Начало. Сказано, что Храм — это основание мира, один из семи предшествовавших ему вещей.

Вы имеете в виду, что из этого места распространяется по всему миру Присутствие Б-га, Шхина (названная так потому, что сказано: «Я буду обитать („шаханти“) среди них» о Святилище и это применимо точно так же и к Храму).

Это утверждение можно сравнить с учением наших мудрецов (в трактате «Санедрин» 26б), что Храм фактически определяется как фундамент. В тексте также сообщается и другое мнение, дающее иное толкование стиха. Однако это не оспаривает качество фундамента, которым обладает Храм. Более того, именно это говорят мудрецы (в трактате «Йома» 54б и РАМБАМ в своем комментарии к Мишне по той же ссылке).

Барайта, утверждающая, что семь вещей предшествовали миру, также упоминает Храм, что позволяет установить его предшествование. С другой стороны, это не значит, что оно является основой мира, в том числе в прямом смысле. Следовательно, именно Тора позволяет установить это.

Там же. Идея Храма заключается в совершении жертвоприношений и в святом Ковчеге. Вы приводите спор между РАМБАМом и РАМБАНом по этому поводу.

Мы можем сделать несколько комментариев по поводу того, что сказано в Вашей книге. Из нижеследующего Вы сделаете вывод, насколько уместно, по моему скромному мнению, понимать концепции РАМБАМа и РАМБАНа о причине строительства Храма и о святом Ковчеге. Я подробно объяснил все это в другом месте1:

1) РАМБАМ пишет в своей «Книге заповедей» (в предписании №20): «Он приказал нам построить Храм, чтобы служить Ему, приносить туда жертвы, ходить туда, подниматься туда во время праздников». Именно об этом сказано: «Они сделают Мне святилище». Фактически, РАМБАМ утверждает то же самое в своих «Законах о Храме» и в «Книге заповедей», в двенадцатой основе. У РАМБАНа, с другой стороны, другое мнение, и он пишет: «Основная цель Храма – это место почивания Шхины, то есть место священного Ковчега», согласно его комментарию в начале главы «Трума». Мы также обратимся к его комментарию к стихам «Экев» 10:5.

Можно задаться вопросом о мнении РАМБАМа. Действительно, он цитирует стих: «Сделают Мне святилище». Однако здесь уточняется цель его постройки: «Я буду обитать среди них», а разные стихи определяют местонахождение этого «места» и обозначают святой Ковчег (см. мнение РАМБАНа по этому поводу). И доказательство этому, или, по крайней мере, намек, мы находим в словах самого РАМБАМа2, в его «Путеводителе для заблудших», том 3, в главе 45.

Примечания:
1) См. «Ликутей Сихот» том 11, на стр. 116; том 7, на стр. 200 и в примечании 20; том 16, начиная со стр. 438; том 26, на стр. 177.
2) См. «Ликутей Сихот» том 11, на странице 137, в примечании 17, цитируя мнение РАМБАМа в его «Законах о сосудах Храма» 10:11, где объясняется термин «Шхина», как он используется в трактате «Йома» 73а, и показывает, что оно действительно намекает на Святой Ковчег. См. там, а также «Ликутей Сихот» том 28, на странице 64 и в примечании 31, где цитируется трактат «Мегила» 21б, в котором говорится: «Западный свет соответствует Шхине». А РАМБАМ в своих «Законах о Храме» 3:5 упоминает центральный свет и уточняет: «То, что называется западным светом», потому что «он обращен к Святому Святых».

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 283 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter