Ведь, согласно тексту молитвы, «за грехи наши изгнаны мы из земли нашей». Чтобы исчезло следствие, надо исправить причину, потому что всякое уменьшение, всякое ослабление этой причины соответственно уменьшает и ослабляет действие, хотя бы оно пока только в высших мирах, как сказано в хасидизме. И наши мудрецы сообщили нам1, что совершенный грех в данном случае был по существу беспричинной ненавистью. Таким образом, его исправление есть безвозмездная любовь, т.е. не имеющая оправдания. Да будет угодно, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились окончания нашего изгнания и наступления истинного и полного Освобождения с помощью нашего праведного Мошиаха. Тогда эти дни превратятся в радость и веселье.
С уважением и благословением.
В моей беседе2 с гаоном и хасидом... р. Исер-Йеудой Унтерманом, мы упомянули израильские корабли3 и, в ответ на вопрос, он сказал мне, что ни он, ни раввинат никогда не санкционировали поездку на этих кораблях.
№8868
С Б-жьей помощью
5 Менахем-Ава, 5724 года
Бруклин, Нью-Йорк
Господин Шмуэль-Ицхак Авидор, коэн
Мир и благословение!
Я немного удивлен, что Вы не написали мне с момента последнего письма, которое я получил несколько месяцев назад. Надеюсь, Вы не держите на меня обиды за задержку моих писем, связанную с моей занятостью. Однако, к моему великому огорчению, не все эти занятия связаны с радостью.
Судя по формулировке Вашего письма, я надеюсь, что Вы приняли участие в нескольких хасидских застольях на Святой Земле. Поэтому я был немного удивлен, обнаружив, что Вашего имени нет среди участников празднования 12 Тамуза в Кфар-Хабаде. Но, без сомнения, вы присутствовали на таком торжестве в другом месте Святой Земли.
Примечания:
1) «Йома» 9б.
2) См. по этому поводу письмо 8847.
3) См. по этому поводу письмо 8731.