…в соответствии с истинной Торой, учением жизни, которая дает свободу человеку и как сказали наши мудрецы (трактат «Авот» гл. 6) «Только тот свободен, кто занят изучением Торы». И важность воспитания особо подчеркивается в праздник Песах, когда в начале празднования пасхального Седера задают вопросы маленьким детям и совершают различные действия, чтобы они не заснули (как в материальном, так и тем более в духовном смысле) и также в конце праздника — это идея рассечения моря, как сказали мудрецы («Шмот раба»), что родившееся и выросшие в Египте дети первыми признали Всевышнего.
Подписываюсь как в начале письма — с благословением кошерного и радостного праздника Песах.
№1477
1С Б-жьей помощью
новомесячье Нисан 5712 года
Бруклин, Нью-Йорк
Нашим братьям евреям во всех местах, да пребудет с ними Б-г
Мир и благословение!
Все вещи в мире учат2 наблюдающего за ними человека мудрости и указанию в отношениях между людьми и Всевышним, в отношениях и между самими людьми и в этих обоих видах отношений.
И очень легко посредством правильного обращения внимания найти подобные указания в идеях Торы — Тора от слова «указания», указания в жизни, как Тора называется «учением жизни» — и ее заповедях и в частности в общих вещах, которые есть в ней.
И вот, одна важнейшая вещь в этой области — память об Исходе из Египта, являющаяся прочной основой3 и столпом в нашей Торе и вере, отличающаяся4 от всех чудес…
Примечания:
1) Напечатано в «Пасхальной Агаде с объяснениями и комментариями» изд. «КЕОТ» 5747 года, стр.568. Это письмо было написано также на идиш.
2) «Авот» в конце гл. 6: «Все, что сотворил Святой Благословенный в его мире, — себе во славу сотворил Он». Учение Баал-Шем-Това (приводится в конце «Мемуаров» Ребе РАЯЦа, стр. 344): «От всех учителей моих набирался я ума, ведь все, что сотворил Святой Благословенный в его мире — для того, чтобы обучить человека… И Божественное Провидение показывает человеку от чего учиться, см. там».
3) «Сефер а-Хинух» заповедь 21, см. там подробнее.
4) См. «Тора Ор» 57б.