Всегда есть возможность вернуться

Источник: «Ликутей Сихот» том 6, стр. 57
10.01.2016 | 1306 | (0)
Всегда есть возможность вернуться
Всегда есть возможность вернуться

В недельной главе «Бо» рассказывается о трёх последних египетских казнях и о выходе еврейского народа из Египта.

В самом начале главы Всевышний говорит Моше, чтобы тот отправился к фараону и предупредил его о грядущей казни саранчой. И тут же Всевышний предупреждает Моше, что фараон его не послушается, т.к. Всевышний ужесточил его (фараона) сердце: «Ибо Я ужесточил его сердце и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде». И затем: «Чтобы ты рассказывал... как Я глумился над Египтом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, — и (чтобы) вы знали, что Я — Г-сподь!»

Из всего этого мы видим, что саранча не являлась наказанием за то, что фараон не прореагировал на предупреждение Моше; ведь сам Всевышний ожесточил сердце фараона для того, чтобы он не согласился отпустить евреев. И это странно, что Всевышний насылает на фараона казни за то, что Он сам не дал фараону выполнить Его указание.

Объясняют это различные комментаторы на Тору, что во время первых казней у фараона была свобода выбора и если бы он захотел, то мог бы отпустить евреев. Но после всех фараоновских выступлений против Всевышнего, Всевышний наказал фараона тем, что отнял у него свободу выбора. Это было наказание как бы «око за око». Фараон сказал: «Кто это Всевышний, что я должен его слушать?» На это Всевышний показал фараону, что тот не может управлять даже самим собой, что даже в таких решениях, в которых у других есть свобода выбора, он (фараон) полностью подчинён воле Всевышнего.

Таким образом, Всевышний исполнил слова Торы: «Как Я глумился над Египтом». Поведение фараона во время казни саранчой доказало, что он не подчинён самому себе. Когда рабы фараона говорят ему: «До каких пор будет этот для нас преткновением? Отпусти этих людей, чтобы они служили Г-споду, Б-гу своему. Неужели ты еще не видишь,что Египет погибает?», — фараон зовёт назад Моше и Аарона и говорит им: «Идите, служите своему Б-гу». И тут же Всевышний ожесточает его (фараона) сердце, и тот становится не в состоянии уступить и отпустить еврейский народ.

Но тогда возникает вопрос: озлобленность фараона лишила его свободы выбора. И сейчас, когда он не отвечает за свои поступки, как можно его наказывать за то, что он не торопится отпускать евреев? Ведь это теперь уже не в его силах. Более того; если фараон теперь не в состоянии выполнить указание Всевышнего, зачем же надо было отправлять Моше предупреждать фараона?

В книге «Тания» объясняется, что даже если человек не получает помощи (свыше) для совершения раскаяния, если он всё же переборет себя и совершит раскаяние, то оно принимается Всевышним. Хотя ему нет помощи Свыше и даже наоборот всячески мешают совершить раскаяние, но если не смотря на всё это человек, как уже говорилось переборол всё и раскаялся, то это раскаяние принимается на Небесах.

Так же и фараон: хоть и отняли у него право выбора и Всевышний ужесточил его сердце, но если бы фараон сделал бы противоположное усилие над собой, то он мог бы раскаяться и предотвратить всякое наказание. Но так как он этого не сделал и даже не пытался сделать, то он понёс всю ответственность за своё нежелание освободить евреев и наказание ему было дано по праву.

Во всём этом заложена вечная мораль и поучение: если уж фараон — гой и злодей имел возможность раскаяться даже после того, как Всевышний забрал у него свободу выбора, то тем более еврей, Б-жественная душа которого является неотъемлемой частью самого Всевышнего и даже в час грехопадения остаётся преданной Всевышнему, всегда имеет духовную силу совершить раскаяние.

Всевышний желает раскаяния каждого еврея, даже если тот отдалился настолько далеко, что про них сказано: «Мешаешь Ты их раскаянию». Все эти помехи они внешние и если еврей на самом деле захочет совершить раскаяние, то он может сделать это быстрее, чем он успеет «моргнуть глазом»!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Бо (другие статьи):