СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 14:14

Правда ли, что нет обязанности искать, кто Мошиах?

Я слышал, что существует ответ Ребе, в котором сказано «нет обязанности искать, кто Мошиах». Получается, что когда хасиды Хабада говорят, что Ребе — Мошиах, это противоречит...

22.02.2007 4534 мин.

Вопрос: Я слышал, что существует ответ Ребе, в котором сказано «нет обязанности искать, кто Мошиах». Получается, что когда хасиды Хабада говорят, что Ребе — Мошиах, это противоречит указанию Ребе? Поясните этот момент. Бенцион К. (Израиль)

Ответ:

Уважаемый Бенцион! Этот вопрос уже не единожды задавался и, как правило, после достаточно простого объяснения снимался с повестки. Однако, вызывает удивление то, что его снова и снова задают.

Каждому известно, что из любой книги можно вырвать фразу, и она приобретет совершенно другое значение. Вы цитируете несколько слов из личной переписки Ребе. Но ведь совершенно очевидно, что для того, чтобы понять ту или иную фразу, часто надо знать, когда и кому это было написано, что было в предыдущем абзаце, а что в последующем. А вдруг это риторический вопрос: «неужели нет обязанности искать, кто Мошиах?» Или Ребе пишет, что есть люди, которые считают, что нет обязанности искать, кто Мошиах, но на самом деле это не так. Согласитесь, что письма Ребе — это не короткие телеграммы. Нельзя вырывать из них фразы, ведь возможно до этого и после этого будет не просто раскрыт смысл сказанного ранее, но и приведены совершенно, на первый взгляд, неожиданные выводы, раскрывающие тайны Торы.

Кроме этого, есть письма, которые Ребе указал опубликовать, и они являются указаниями для всех. Другими словами, все, что Ребе хотел сказать, он сказал и опубликовал. Но также есть и письма, которые Ребе не давал указания опубликовать по разным причинам. И вот, то письмо, о котором вы пишете, как раз и не было опубликовано. Откуда же оно тогда взялось?

Оказывается, письмо Ребе о том, что нет обязанности искать, кто Мошиах, было заведомо ложно процитировано, точнее, изъято из контекста. В действительности, этот был ответ одному человеку, который испугавшись «вредной», по его мнению, гласности, что Ребе провозглашен Мошиахом, написал Ребе, что следовало бы закрыть всем тем глашатаям рот и «неужели в Торе есть обязанность искать, кто Мошиах?» На это был ответ, что действительно, нет обязанности искать (т.е. не хочешь — не ищи), а вот затыкать кому-то рот, разжигать вражду — это строжайше запрещено Торой.

Это слова из письма были опубликованы в одном израильском журнале. Но для чего этот отрывок был помещен в журнал? Чтобы показать, что Ребе якобы не разрешал заниматься выяснением личности Мошиаха! Но вот какой абсурд: в этом же самом письме идет речь о том, что действия подобные помещению этого письма противоречат указанию Торы! Смешно, что в это может кто-то поверить. Особенно зная, что в том самом журнале с 1991 года постоянно публиковались статьи, в которых объяснялась необходимость заниматься выяснением личности Мошиаха и прямым текстом утверждалось, что Ребе — Мошиах. Так неужели мы вычеркнем это из нашей истории?

А откуда появилось в журнале это письмо Ребе? Для этого нужно вспомнить, каким образом публиковались ответы Ребе. Сначала Ребе писал свой ответ и передавал его в секретариат, откуда его отправляли адресату. Чаще всего ответ перепечатывали, а оригинал хранился в секретариате. Понятно, что без указания Ребе никто не имеет права публиковать оригиналы писем или делать с них копии. Когда же готовились к изданию «Игрот Кодеш», Ребе дал указания, какие письма помещать, а какие нет, и письма не всегда были опубликованы полностью. А вот письмо, о котором вы спрашиваете, не было опубликовано по указанию Ребе. Его распространил один из секретарей. То есть, это действие можно расценивать как кражу — скажите, какое право имеет секретарь Ребе опубликовывать без разрешения, на свой страх и риск, личную переписку Ребе?! Чем этот поступок отличается от кражи книг из библиотеки Ребе?..

Интересно, что когда человек, который собирался «закрыть всем рты», чтобы не говорили, что Ребе — Мошиах, узнал о том, что секретарь распространяет, он запротестовал: не это Ребе имел в виду. «Да, нет обязанности искать, кто Мошиах, но разжигать вражду — это уж действительно преступление!»

В заключении стоит заметить, что даже смысл этой фразы — «нет обязанности искать, кто Мошиах» — совсем не тот, как вы могли подумать. В письме говорится «нет в Торе заповеди искать, кто Мошиах», но это ведь не запрещено! И на практике мы делаем многое из того, что не сказано в Торе, но, тем не менее, является нужным и полезным делом. Например, в Торе не сказано, что надо спать в ермолке, но всякий хабадник так поступает. Пусть это не заповедь Торы, но с чего вы взяли, что так делать нельзя? А если это заповедь мудрецов, что тогда? И еще мы видим, что такое заявление (запрет заниматься выяснением личности Мошиаха) противоречит Маймониду, который дает все определения в своем законодательном кодексе, как определить истинного Мошиаха. Если нет необходимости искать Мошиаха, то зачем его определять, да еще на первой стадии его появления? И еще, такое заявление противоречит, казалось бы, многолетней практике самого Ребе, который открыто называл своего тестя Мошиахом и неоднократно одобрял действия хасидов распространяющих всем, что сам он — Мошиах.

Комментарии: 24 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter