Когда мы сталкиваемся с глупцами, нас предупреждают (Мишлей 26:4): «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему». Но сразу после этого дается на первый взгляд противоположный совет: «Отвечай глупому по глупости его, а то он будет мудр в глазах своих».
Талмуд разрешает это противоречие и объясняет, что эти два стиха относятся к разным ситуациям. Если вы вовлечены в беседу с глупцами на мирские темы, то молчите и не опускайтесь до их уровня. С другой стороны, во время дискуссии о Торе мы обязаны исправить их заблуждения, чтобы наше молчание не было принято за согласие.
Существуют и другие ситуации, когда нам нужно решить, отвечать или молчать. Если это возможно, мы должны указать на ошибочность глупых рассуждений с помощью мягкого упрека и понятной логики, но не использовать их грубый жаргон. Есть также большая заслуга принимать участие в обсуждении незнакомых людей, где молчание может быть принято за согласие, вместо участия в разговорах на глупые темы в своей среде, где было бы неуместным разговаривать с известным глупцом.
Когда нам бросает вызов человек, который со всей очевидностью не хочет быть убежденным, мы не должны участвовать в длительной дискуссии. Особенно, когда речь идет о знающем Тору еврее, который тем не менее отвергает истину; в этом случае мы обязаны не обращать внимания на его пустые речи.