Заслуга помощи праведнику

04.12.2005 | 3635 | (0)

После того, как Авраам и его семья прибыли в Кнаан, там вспыхнул голод. То был самый жестокий голод из всех, что испытывал мир до тех времен. Но он обошел стороной все другие земли, кроме Кнаан (прежнее название Земли Израиля). Поэтому, однажды Авраам сообщил своей жене Саре и домочадцам: «Отправимся в Египет, ибо я слышал, что пища там в изобилии»...

Мидраш открывает нам, что не было и никогда не будет женщины, равной по красоте четырем библейским персонажам: Саре, Авигаиль, Рахав и Эстер — так они были прекрасны. Когда Авраам и Сара подошли к границе Египта, он сказал ей: «Ни в одной земле не было женщины, равной тебе по красоте. Но теперь мы собираемся войти в страну, населенную чернокожими людьми, поэтому твоя красота станет еще более ослепительной и заметной. Египтяне безжалостны. Чтобы овладеть тобой, они попытаются убить меня. Ради нашей безопасности тебя надо спрятать».

Поэтому он сообщил Саре, что когда они будут переходить границу, она будет сидеть в сундуке, а носильщики сделают вид, будто несут товары.

Но получилось по-другому. Таможенные чиновники обратили внимание на необыкновенной величины сундук и потребовали его открыть, обосновав это тем, что там наверняка есть вещи, подлежащие обложению ввозной пошлины. Обнаружив внутри Сару, чиновники сначала были ошеломлены, а потом изумились ее красоте:

— Она под стать самому фараону, — объявили они.

Однако перед тем, как забрать ее, стражники из дворца фараона спросили ее:

— Кто ты и кто тот человек, который тебя сопровождает?

— Я Сара, дочь Арана, а он — мой брат.

Так велел ей говорить Авраам, поскольку боялся, что если египтяне обнаружат, что он ее муж, то без колебаний убьют его, чтобы фараон мог заполучить Сару, ведь безнравственность египтян была всем хороша известна. Впрочем, назвать Авраама братом не было ложью, поскольку Сара являлась ему племянницей, а родственников всегда можно именовать братом и сестрой.

Племянник Авраама Лот, которому тоже устроили допрос, несмотря на огромный страх перед «правоохранительными» структурами сверхдержавы того времени, все же скрыл правду, и не выдал своего дядю Авраама, хотя очень-очень боялся.

Впоследствии, Всевышний услышал молитву Сары и ответил на нее, поразив фараона, его вельмож, слуг, рабов и весь его дом язвами и фурункулами, не дав ему таким образом обесчестить Сару. Узнав правду, фараон был вынужден отпустить Сару. Он так испугался, что наградил Авраама бесчисленными подарками и драгоценностями, лишь бы тот побыстрее покинул пределы Египта, и даже отдал Саре в служанки свою дочь — Агарь (позже она станет наложницей Авраама, родив ему Ишмаэля и еще шесть сыновей — прародителей всех арабских народов), сказав (Берейшит или Бытие 12:10-20): «Лучше моей дочери быть служанкой в семье Авраама, нежели принцессой в любом другом доме».

Мидраш открывает нам, что внешне Лот был очень сильно похож на Авраама. Люди очень уважали его просто за то, что он был племянником Авраама и братом Сары. Состояние Лота росло вместе с состоянием Авраама, однако Лот в своей душе склонялся к культу идолопоклонста, практиковавшемуся хананеями, и когда Авраам заметил это, перед ним встала необходимость отделиться от Лота, что он и сделал без колебаний.

Дальнейшая судьба Лота очень показательна. Он поселился в Содоме — в то время одном из пяти самых грешных и развращенных городов на земле. И хотя, Лот вынес из дома Авраама любовь ко многим заповедям, таким как гостеприимство и добрые поступки, например, все же он частенько грешил вместе с жителями Содома. Однако когда Всевышний решил уничтожить Содом — Он послал двух ангелов: одного – уничтожить греховные города, а другого — спасти Лота и его семью из этого пекла. Почему? Единственно в заслугу того, как Лот рисковал жизнью, чтобы не выдать Авраама египтянам и не обречь его тем самым на смерть.

Писание открывает нам, что спастись удалось лишь Лоту и двум его незамужним дочерям — все они нашли укрытие в пещере в горах. Но спасение из того пекла не стало всей наградой для Лота. Уже чуть позже, когда города были уничтожены, и путники стали страшиться проходить по тем землям, дочери Лота решили, что мир постигла катастрофа, подобная всемирному потопу, уничтожившая всех обитателей земли, а они остались единственными выжившими.

Тогда старшая сказал младшей: «Наш отец стар и может умереть. Если от него не произойдет новое потомство, людской род исчезнет! Вот, напоим нашего отца вином, и ляжем с ним, и наживем себе от него потомство».

Дочери Лота напоили своего отца вином и, когда он опьянел, соблазнили его. Старшая подала пример, переспав с отцом в первую ночь, младшая последовала ему, совокупившись с ним во вторую ночь. И, хотя женщина обычно не может забеременить от первого раза, Писание сообщает нам, что эти владели собой, они сами извлекли свою девственную плеву из чрева, и смогли зачать от первого совокупления. Обе они родили сыновей. Старшая дочь беззастенчиво поправ приличия, назвала своего сына «Моав» — то есть рожденный от отца, младшая же дала своему сыну имя «Бен-Ами» — что означает, сын моего народа (Берешит или Бытие 19:1-38). От них произошли два великих народа — моавитяне и аммонитяне, стоящие в одном ряду с потомками Эсава (западно-европейские народы) и Ктуры (второе имя Агарь, давшей начало всем арабским народам).

Теперь закономерный вопрос — почему Всевышний позволил потомкам Лота, произошедшим от столь позорной и развратной половой связи стать многочисленными и великими народами, постоянно фигурирующими впоследствии на арене библейской истории? Ведь одно Его слово – и потомки Лота закончили бы свое существование ничем. Ведь Он мог сделать так, чтобы они и на милю не приблизились к величию. Хотя дочери Лота совершили свой поступок во имя Небес, боясь за исчезновение людского рода — но не Лот! Последний был ввергнут в столь постыдное положение потому, что имел нечистое сердце, в котором было стремление к кровосмешению. Так в чем же причина такого милосердия Всевышнего к потомству Лота?

Ответ следующий. И Моав и Аммон были единственными потомками Лота, ради заслуг которого они и были пощажены и возвеличены. Когда Лот сопровождал Авраама в Египет, и Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдал себя за брата Сары, Лот сохранил эту тайну. Скрыв истинную личность Авраама, Лот спас ему жизнь, и тем самым спас жизнь всем его потомкам. За это он получил от Всевышнего награду по принципу «мера за меру» — и его потомки удостоились стать многочисленными и великими, несмотря на «вопросы» своего происхождения.

Тора превозносит величие заслуги помощи праведнику. Она явно демонстрирует нам, что эта заслуга распространяется не только на лицо, совершившее достойный поступок, но и на его потомков в будущих поколениях.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Народы мира » История (другие статьи):