«Что такое Ханука? 25 Кислева начинаются восемь дней Хануки. Когда греки вошли в Святилище, они осквернили все масло. Когда Хашмонаим победили греков и искали масло, чтобы зажечь менору (хрaмовый светильник), и нашли только один кувшинчик, и было в нем масла только на один день, — случилось чудо, и масло горело все восемь дней. И на следующий год эти дни сделали праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и Псалмов, прославляющих Б-га» (Талмуд, трактат «Шаббат», 21).
Прежде чем зажечь светильники, произносят:
Йехи Адэйэйну Мэйрэйну вэрабэйну Мелех аМошиах лээйлом воэд! («Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!»)
А затем два благословения:
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЕТА:
Борух Ато Адэйной Элэйэйну Мелех О-Эйлом Ашер Кидешону Бемицвэйсов Вецивону Леадлик Нейр Хануко
«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Владыка вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать Ханукальный Светильник».
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЧУДА:
Борух Ато Адэйной Элэйэйну Мелех О-Эйлом Шеосо Нисим Лаавэйсейну Байомин А-эм Бизман А-зе
«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Владыка вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время».
После этого поют:
«Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коэнов Своих; и все восемь дней эти ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение, посланное Тобой».
Текст чтения Торы в восьмой день праздника Ханука
В восьмой день — предводитель сынов Менаше Гамлиэль, сын Педацypa. Его пожертвование, одно блюдо серебряное в сто тридцать (шекелей) весом, одна кропильница серебряная в семьдесят шекелей (весом) по шекелю Святилища; оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения; одна ложка из десяти (шекелей) золота, наполненная курением; один молодой бык, один овен, один агнец по первому году во всесожжение; один козел в очистительную жертву; а в жертву мирную два быка, пять овнов, пять козлов, пять агнцев по первому году. Это жертва Гамлиэля, сына Педацура.
В девятый день — предводитель сынов Биньямина Авидан, сын Гидони. Его пожертвование: одно блюдо серебряное в сто тридцать (шекелей) весом, одна кропильница серебряная в семьдесят шекелей (весом) по шекелю Святилища; оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения, одна ложка из десяти (шекелей) золота, наполненная курением; один молодой бык, один овен, один агнец по первому году во всесожжение, один козел в очистительную жертву, а в жертву мирную два быка, пять овнов, пять козлов, пять агнцев по первому году. Это жертва Авидана, сына Гидони.
А в десятый день — предводитель сынов Дана Ахиэзер, сын Амишадая. Его пожертвование: одно блюдо серебряное в сто тридцать (шекелей) весом, одна кропильница серебряная в семьдесят шекелей (весом) по шекелю Святилища; оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем для хлебного приношения; одна ложка из десяти (шекелей) золота, наполненная курением; один молодой бык, один овен, один агнец по первому году во всесожжение; один козел в очистительную жертву; а в жертву мирную: два быка, пять овнов, пять козлов, пять агнцев по первому году. Это жертва Ахиэзера, сына Амишадая.
В одиннадцатый день — предводитель сынов Ашера Пагиэль, сын Ахрана. Его пожертвование: одно блюдо серебряное в сто тридцать (шекелей) весом, одна кропильница серебряная в семьдесят шекелей (весом) по шекелю Святилища; оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения; одна ложка из десяти (шекелей) золота, наполненная курением; один молодой бык, один овен, один агнец по первому году во всесожжение; один козел в очистительную жертву; а в жертву мирную два быка, пять овнов, пять козлов, пять агнцев по первому году. Это жертва Пагиэля, сына Ахрана.
В двенадцатый день — предводитель сынов Нафтали Ахира, сын Энана. Его пожертвование: одно блюдо серебряное в сто тридцать (шекелей) весом, одна кропильница серебряная в семьдесят шекелей (весом) по шекелю Святилища, оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения; одна ложка из десяти (шекелей) золота, наполненная курением; один молодой бык, один овен, один агнец по первому году во всесожжение; один козел в очистительную жертву; а в жертву мирную: два быка, пять овнов, пять козлов, пять агнцев по первому году. Это жертва Ахира, сына Энана.
Вот (пожертвования при) освящении жертвенника в день помазания его от предводителей Израиля: серебряных блюд двенадцать, серебряных кропильниц двенадцать, золотых ложек двенадцать. Сто тридцать (шекелей) серебра в каждом блюде и семьдесят в каждой кропильнице; всего серебра в сосудах две тысячи четыреста (шекелей) по шекелю Святилища. Двенадцать золотых ложек, наполненных курением, по десяти (шекелей золота) в ложке по шекелю Святилища; всего золота в ложках сто двадцать (шекелей). Всех животных во всесожжение: двенадцать быков, двенадцать овнов, двенадцать агнцев по первому году, и приношение хлебное при них; и двенадцать козлов для очистительной жертвы. А всех животных в мирную жертву: двадцать четыре быка, шестьдесят овнов, шестьдесят козлов, шестьдесят агнцев по первому году. Это (жертвы при) освящении жертвенника после помазания его. И когда входил Моше в шатер собрания, чтобы говорить с Ним, слышал он глас, говорящий ему поверх покрытия, которое на ковчеге свидетельства, меж двух керувим; и говорил Он ему. И говорил Г-сподь Моше так: «Говори Аарону и скажи ему: „Когда возжигаешь лампады, то к лицу светильника будут светить семь лампад“». И сделал так Аарон: к лицу светильника возжег он его лампады, как повелел Господь Моше. И вот устройство светильника: чеканной работы (из) золота, от его основы до его цветка чеканной работы. По образу, какой дал узреть Г-сподь Моше, так сделал он светильник.