Пурим: чудесное и обычное

25.02.2007 | 2772 | (0)
Пурим: чудесное и обычное

Мы празднуем Пурим, потому что в эти дни в древности Б-г чудесным образом спас еврейский народ от гибели, на которую его обрекал указ Ахашвероша.

Этот период, если его рассматривать в обычном контексте, был одним из счастливейших в истории диаспоры. Евреи играли заметную роль в управлении государством; Мордехай — глава Санедрина (Еврейский Верховный Суд) был также и должностным лицом в правительстве и находился среди тех, кто заседал у «ворот королевских». Эстер была женой короля Ахашвероша. В еврейской истории нет другого такого примера, когда бы еврейская женщина была женой монарха, который правил всем цивилизованным миром своего времени. Совершенно очевидно поэтому, что во всей нашей истории не было другого периода, когда евреи могли быть настолько уверены в своей безопасности, как во времена Ахашвероша.

Однако в действительности произошло нечто прямо противоположное. Именно в тот момент, когда еврейский народ, казалось, находился в полной безопасности, был выпущен указ с требованием «убить, погубить и истребить» всех евреев — «малого и старого, младенцев и детей, всех в один день». Это был самый жестокий указ, когда-либо объявлявшийся против нашего народа; история не знает другого такого указа по уничтожению всех евреев, как в период правления Ахашвероша.

В разные периоды изгнания евреи жили в различных странах: «В Своей доброте к нам Б-г рассеял нас среди народов». Если в какой-либо стране выпускался декрет об истреблении евреев на ее территории, то евреи в других землях оставались в безопасности, и евреи из страны, где им угрожала смертельная опасность, могли спастись бегством в другие страны.

Даже во времена фараона, когда евреи были полностью подчинены его власти и не было никакой возможности бежать из Египта, подобный указ коснулся не всего народа, а только мужчин. Однако во времена Ахашвероша все евреи были его подданными, и не было возможности бежать из его королевства, потому что:

1) он обладал неограниченной властью над всем населенным миром своего времени, поэтому беженцам негде было укрыться;

2) он приказал уничтожить евреев в один день, поэтому у них не было времени бежать;

3) указ требовал уничтожения всех евреев без исключения.

Как же случилось, что при нормальном развитии событии, в период, когда евреи жили, казалось бы, в полной безопасности, был издан такой жестокий указ?

Талмуд объясняет нам причину этих событий — «потому что они (евреи) наслаждались на пиру у этого нечестивца», то есть на пиру у Ахашвероша.

Все это ясно показывает, что наш народ и естественный ход вещей — это две различные категории. Б-жественное Провидение по отношению к еврейскому народу находится вне сферы действия законов природы. У нашего народа особая судьба, она целиком зависит от приверженности Торе и Заповедям. Поэтому, вследствие их особой судьбы, удовольствие, которое получили евреи от запретной трапезы, привело к указу об их уничтожении, хотя появление такого ужасного указа в нормальных обстоятельствах было противоестественно.

К этому же заключению можно прийти, если вдуматься, каким образом Б-г спас еврейский народ и способствовал его торжеству. Отмена жестокого указа произошла не вследствие естественного развития событий, но благодаря раскаянию евреев и их безусловному возвращению к Б-гу.

Когда Мордехай и Эстер узнали об этом указе, разве не логично было с их стороны попытаться дипломатично повлиять на Ахашвероша и заставить его отменить свое решение? Мегила («Свиток Эстер») передает, однако, что первые слова Эстер к Мордехаю были: «Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане (Сузах), и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня ни днем ни ночью». Именно таков был первый шаг к отмене этого указа.

Кроме того, Эстер сказала Мордехаю: «Я со служанками моими буду также поститься». Эстер стала королевой, так как «она нашла благоволение и благорасположение его (короля) более всех девиц». Ясно, что после трехдневного поста Эстер вряд ли стала бы лучше выглядеть; напротив, естественно было предположить, что красота ее померкла бы. Как же объяснить ее решение поститься?

Ответ на этот вопрос таков: поскольку причина этого указа была необычного происхождения, то и искупление должно было быть необычным. Спасение евреев пришло благодаря их раскаянию, и одним из проявлений раскаяния был пост. И если постились все евреи в Шушане, значит, ни один человек не имел права поступать иначе, чем вся община. В этой ситуации становятся понятными и слова Эстер: «Я со служанками моими буду также поститься». Конечно, человек не может рассчитывать на чудо — он должен действовать в рамках внешних форм и проявлений природы, в пределах причинно-следственного мира. Однако все это лишь внешняя форма и видимость, а не причина спасения еврейского народа. Внешняя видимость не имеет первостепенного значения. Истинной причиной спасения была непоколебимая приверженность Торе и заповедям!

Темы: Пурим
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Адар (другие статьи):