Дарование Торы сегодня

14.06.2005 | 4171 | (0)
Дарование Торы сегодня

Шавуот – это праздник дарования Всевышним Торы нашему народу. Со дня получения Великой Книги и по сегодняшний день судьбу евреев определяет вера в Б-га и преданность Его заветам. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и повсюду. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.

Кем бы мы были без Торы?!

Нас сохранило в веках соблюдение ее законов, и надобно ли иное доказательство Божественного происхождения Торы. Людям не под силу создание законов на тысячи лет вперед, законов, которые легли в дальнейшем в основу многих культур и религий, вечны – только законы Всевышнего!

Дарование Торы

В первый день Шавуот сотни тысяч людей были очевидцами Синайского Откровения – величайшего чуда в истории человечества. В тот день в каменистой пустыне силой Божественного вмешательства был создан народ без родины и земли. Много позже завоевал он страну Ханаанскую, где жил по особой вере, не похожей на веру окружавших его народов.

С тех пор прошли тысячелетия, свидетели появления и исчезновения великих народов, а маленький еврейский народ по-прежнему сохранял свое единство и своеобразие. Несмотря на преследования, казни, погромы, он не был сломлен и покорен лишь потому, что оставался верен Торе и вере в Единого Б-га.

На протяжении тысячелетий менялись наш облик, одежда, вкусы – изменялось решительно все. Неизменными оставались Тора и ее заветы.

Но если в какой-то стране диаспоры прерывалась золотая цепь преемственности традиций и веры – евреи этой страны становились потерянными людьми. Мы знаем об этом из собственного опыта.

Обретя свободу, но не приобщившись к Торе, и мы остаемся потерянными. Отказавшись от трижды печального прошлого и не приняв традиций своего народа – мы лишаемся путеводной нити и в нынешней жизни.

Отчего же восставшие против гнета, смело преломившие свою судьбу, мы не решаемся быть последовательными до конца? Атеизм – краеугольный камень проклятой нами «идеологии». Отвергнув ее бесчеловечные законы, сделаем следующий шаг – к духовно нам близким, постараемся хотя бы понять, что есть запретная для нас в недавнем прошлом религия!

Пусть будут для нас примером десятки поколений нашего народа, чьей путеводной звездой, единственным светом в пути 33 века подряд служила Тора!

Тора

Не было и не будет еврея, навсегда отвернувшегося от Б-га. Нет неверующих среди евреев, и нет плохих евреев, как подтверждалось тысячекратно в горькие часы испытаний. Остановимся на минуту, спрячем свой скепсис и дадим волю еврейскому сердцу, где вечен родник горячей веры и преданности. Возьмем в руки Тору, и наша жизнь обретет ясный смысл. С Торой в уме и сердце мы уверенно пойдем по неведомой нам дороге, зная – есть на кого положиться, у кого – в минуту сомнений искать совета.

Трагичен разрыв со своим народом и печальна участь таких людей. Утратив извечный маяк, они беспомощно барахтаются в окружающем их бездуховном мире. И благополучие, к которому они стремятся, – иллюзорно.

Не нужно становиться кем-то другим, не нужно ломать себя, а нужно просто вспомнить о своей собственной еврейской душе, которая тоскует и ждет момента освобождения. Забитая, спрятанная в застенки материальных интересов и стремлений, комплексов и воспитанного десятилетиями советской власти чувства стыда и стеснения своего еврейства, эта душа умоляет своего обладателя: «Еврей, будь евреем на самом деле, иди к своему народу, к Б-гу и Его святой Торе. Только так ты будешь самим собой, только так ты обретешь настоящий духовный покой и уверенность в своем будущем и будущем своих детей!» И в преддверии праздника Шавуот ее голос становится еще слышнее.

История праздника

В 2448 году по еврейскому летосчислению, в первый день третьего месяца после исхода из Египта, сыны Израилевы пришли в Синайскую пустыню и раскинули лагерь у невысокой горы. Позади были недели странствий, сопровождавшиеся очевидными чудесами, и евреи все более ощущали близость Б-га. Их вера, укреплявшаяся с каждым днем, объединила миллионный народ. То были дни небывалого сплочения: все как один евреи ждали обещанную им на пятидесятый день после ухода из Египта святую Тору.

Вчерашние рабы, еще недавно униженные и оскорбляемые, они искали праведности и справедливости. Если проникнуться тогдашними их ощущениями, глубоким смыслом наполняется притча:

«Когда Всевышний пожелал дать Тору, не только к сынам Израилевым явился Он, но и ко всем народам. Вначале обратился Он к сынам Эйсава и спросил: „Принимаете ли вы Тору?“ Сказали они Ему: „А что написано в ней?“ – „Не убивай!“ Сказали они перед Ним: „Мы не можем принять ее“. Тогда обратился Он к сынам Амона и Моава: „Вы принимаете Тору?“ – „А что написано в ней?“ – „Не прелюбодействуй!“ И сказали они Ему: „Нет, мы не можем принять твою Тору“. Обратился Он и к сынам Ишмаила, и опять спросили они: „Что написано в ней?“ Сказал Он им: „Не воруй!“ – „Нет, – ответили они Ему, – мы не хотим принимать такую Тору“. Не было народа, к которому бы Он не обращался, но напрасно. И только сыны Израилевы, не задавая вопросов, сказали: „Наасе венишма“ – будем исполнять и поймем!»

Когда Моше спустился с горы Синай, народ единодушно ответил: исполним все, что скажет Б-г. Евреи обещали принять Тору полностью, со всеми ее заповедями, не спрашивая даже, какие именно обязанности и обязательства берут они на себя. В ответ на страстное их желание получить Великую Книгу Б-г сказал Моше: «Пойди к народу и освяти его сегодня и завтра и пусть вымоют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Праведный пред глазами всего народа на гору Синай».

На рассвете третьего дня гром и молнии потрясали воздух. Тяжелая туча нависла над горой, когда Моше привел сынов Израилевых из лагеря к подножью окутанной дымом горы Синай. В волнении стояли избранники Б-га, которым предначертано было получить удивительный дар.

Б-г вручил Тору в присутствии всего народа Израилева. Там было шестьсот тысяч человек одних только мужчин в возрасте от двадцати до шестидесяти лет, не считая женщин, стариков и детей. А помимо – люди других народов, примкнувшие к евреям в пути. И все они были свидетелями внезапно наступившей мертвой тишины и гласа Божьего: «Я Превечный, Всесильный твой...»

Б-г передал Моше Тору со всеми ее законами и толкованиями, а Моше обучил Книге Книг народ. Он повторял ее брату своему Аарону, затем при Аароне – его сыновьям; затем в присутствии Аарона и его сыновей — семидесяти Старейшинам Израиля; наконец, в присутствии всех учеников – всему народу Израиля. И Тора, повторенная многократно, была заучена навсегда.

Тора навечно определила жизненный путь евреев, нашу миссию, наше мировоззрение и, что еще важнее – наши законы. На протяжении тридцати трех веков евреи каждого поколения повторяют, подобно своим предкам, получившим Тору у горы Синай: «Наасе венишма» – будем исполнять и поймем! – приобщаясь тем самым к святому и нерушимому соглашению между Б-гом и Его народом. Заповеди Торы касаются не только возвышенных сторон жизни еврея – Богослужения, субботы, праздников, обучения и воспитания детей, но и самых земных ее сторон – например, кошерности пищи или чистоты семейной жизни. В том и состоит величайшее чудо жизни по Торе, что земное возвышается до уровня духовного и будни еврея, как и его праздники, становятся гармоничными и счастливыми.

Мы повторяем снова и снова: только наша верность Торе и ее традициям сохранила евреев в странах рассеяния, помогла пережить бесчеловечные преследования, выпавшие на долю многострадального народа.

Какими бы соображениями вы ни обосновывали чудо сохранения еврейской нации, вы не можете опровергнуть – ее спасла сила веры: «…Если вы будете слушать глас Мой и соблюдать завет Мой, то будете Моим сокровищем из всех народов: ибо Моя вся земля».

Что происходит в праздник Шавуот в этом году?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос вспомним вначале одну историю.

Послевоенная Америка. Жители одного из крупных американских городов смотрят на двух странно одетых бородатых евреев, бредущих по улице.

«Что это?» — спрашивает один из случайных прохожих.

«Голливуд, наверное, снимает кино про евреев» — отвечает другой.

Однако это были не съемки. Это были настоящие «живые» хасиды, которых предыдущий Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон попросил приехать сюда из далекого Нью-Йорка с незамысловатой целью: передать привет еврею по имени N.

Каждое слово Ребе несет в себе глубокий тайный смысл, и поэтому наши герои, не задумываясь, оставили свои семьи и отправились в незнакомый город искать какого-то неизвестного господина N. И вот, принимаемые либо за кинозвезд, либо за сумасшедших, они уже бороздят американские мостовые, которые, к слову сказать, по размеру сильно отличаются от переулков Любавича. Пойди найди тут еврея по одному имени и фамилии. Они обошли множество синагог, опросили огромное количество народу, но лица сменялись одно за другим, все показывали им свою американскую улыбку, но никто не мог припомнить ничего путного. И вдруг… одно лицо осветилось выражением воспоминания.

— Подождите, как вы сказали? А что, вы хотели бы с ним встретиться? — с удивлением спросил прохожий.

— Да — ответили хасиды.

— Ну, это у вас вряд ли получится. Если я не путаю, так зовут одного из самых богатых людей города. Живет он в огромном особняке с охраной и, конечно, людей с улицы к себе в дом не пускает. А чтобы попасть к нему на прием, нужно записываться за несколько месяцев.

Однако хасиды были уверены, что если Ребе попросил их встретиться с этим недоступным N., значит, без сомнения, они смогут это сделать. Нужно только узнать адрес, а дальше Б-г поможет.

Подойдя к воротам, они позвонили и на прозвучавший через переговорное устройство вопрос о цели визита ответили, что их послал к господину N. Любавичский Ребе. Услышав последние два слова, хозяин неприступного дома велел слуге открыть ворота и провести необычных гостей прямо в его кабинет. Как и ожидали гости, господин N. оказался человеком, далеким от соблюдения Торы и ее заповедей, и единственное, что связывало его с еврейством, это его дед – один из знаменитых хасидов Ребе Рашаба (пятого Любавичского Ребе).

Передав господину слова Ребе Раяца, гости уже собрались удалиться, как вдруг хозяин дома остановил их. «Вы знаете, я готов выписать чек на внушительную сумму в качестве пожертвования на деятельность, которой занимается Ребе. Однако у меня есть одно условие. Я сделаю это, только если вы сможете хорошо объяснить мне, кто такой Ребе и зачем он нужен евреям» — сказал он.

Один из посланников, бывший большим знатоком Торы хасидизма, ответил: «Мы не пришли сюда собирать деньги. Ребе послал нас только передать привет. Но если вы хотите знать, что значит Ребе, то, может быть, вам поможет такой пример.

В каждой синагоге есть свиток Торы – текст, написанный чернилами на сшитых воедино кусках кожи специальной выделки. Проблема заключается в том, что иногда чернила осыпаются, и тогда форма буквы может быть повреждена. Иногда осыпается маленькая часть буквы, иногда побольше, иногда буква страдает до такой степени, что ее вообще невозможно узнать. Если это происходит, то весь свиток становится некашерным и по нему нельзя читать.

Чтобы избежать этой опасной ситуации, раз в год в синагогу приглашают „сойфера“ — человека, профессионально занимающегося проверкой и написанием свитков Торы. Он внимательно просматривает все буквы, исправляет те, которые требуют ремонта и тогда отреставрированный свиток вновь становится кошерным.

Так вот, к чему я все это рассказываю. Каббала объясняет, что каждая буква в Торе соответствует одной из еврейских душ. И поэтому так же в еврейском народе есть свой „сойфер“. Это такой человек, который видит душу каждого еврея, понимает, чего ей не хватает и как она может достигнуть полного совершенства. И если он видит, что некая душа требует исправления, то он посылает своего посланника, который помогает ей найти правильный путь. Этот „сойфер“ и есть Ребе», — закончил хасид свое объяснение.

Господин N. остался очень довольным приведенным примером и, не задумываясь, выписал чек на небывалую по масштабам Америки конца сороковых сумму — $70000.

Забрав чек, хасиды поблагодарили щедрого спонсора за предоставленную аудиенцию и полученное пожертвование и отправились в обратную дорогу. Вернувшись в резиденцию Ребе — дом номер 770 на нью-йоркской улице Истерн Паркуэй, они с радостью рассказали Ребе обо всем, что с ними произошло и передали полученный от господина N. чек.

Однако реакция Ребе оказалась совершенно неожиданной, его лицо выражало неудовлетворенность отчетом о поездке.

«Данное Вами объяснение требует уточнения – сказал он, — Дело в том, что это только у нас свиток Торы написан чернилами на пергаменте, а Тора Б-га — это буквы, вырезанные в камне, наподобие скрижалей, полученных Моше на горе Синай? И с этими буквами никогда ничего не может произойти, они не могут осыпаться или повредиться. И точно так же каждый еврей, чтобы он ни делал и как бы ни вел себя, всегда остается евреем, которого любит Б-г, как отец любит своего единственного сына, родившегося у него на старости лет. И всего лишь одна беда может произойти с этими буквами: они могут забиться пылью: одна — меньше, другая — больше. И Ребе — это тот человек, который дует на все эти буквы, и за счет этого они очищаются от пыли».

* * *

Бывает, что еврей изучает Тору и следует ей, но полученные знания по-прежнему остаются как бы написанными на его душе. Душа это одно, а Тора это что-то другое, очень близкое и родное, но все-таки это не я сам. Такое знание недолговечно и требует постоянной проверки и исправления подобно буквам записанным в кожаном свитке.

Однако каббалистическая книга «Зоар» утверждает: «Евреи, Тора и Святой благословен Он – это одно целое.» То есть еврей и Тора – это не два разных начала, а одно целое,подобно камню и буквам, которые на нем вырезаны. Здесь буквы – это камень, а камень – это буквы. И вот именно такой тип единства еврейской души с Торой раскрывается в праздник Шавуот. Согласно каббале это происходит в тот самый момент, когда евреи собравшись вмести слушают чтение в синагоге 10 заповедей Торы, некогда вырезанных Б-гом на каменных скрижалях. И поскольку в этот момент достигается наиболее полное единство с Торой и даровавшим ее Б-гом, то на весь год еврей становится как бы хозяином всего мироздания и это приносит ему успех во всех его начинаниях.

И точно также как 33 века назад подготовка к дарованию Торы состоит в истинном единении всех евреев, ведь каждая душа – это одна буква и, только сложив их все вмести, можно получить совершенный текст синайского откровения. Вот почему Моше нашего поколения Любавичский Ребе שליט»א Король Мошиах, несущий Тору всему еврейскому народу, призывает всех евреев мужчин и женщин, детей и стариков придти в синагогу утром 6 сивана в праздник Шавуот для того, чтобы вместе услышать десять заповедей и воспринять с радостью и всей душой дарование Торы, происходящее в этот день.

И поскольку именно Тора является единственным, ярким и очевидным свидетельством избранности еврейского народа и его абсолютного и безотносительного права на всю землю Израиля, то мы очень надеемся, что получение Торы всеми евреями в этом году перевесит чашу заслуг всего мира и мы сможем моментально насладиться радостью истинного и полного Избавление еврейского народа от всех тягот как физического, так и духовного Изгнания.

Темы: Шавуот
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Сиван (другие статьи):