Мар-Хешван

04.11.2006 | 7378 | (0)
Мар-Хешван

Мар-Хешван — второй месяц еврейского календаря, начиная от месяца Тишрей, первый день которого — начало года, Рош а-Шана, и восьмой в системе отсчета месяцев, принятой Израилем при исходе из Египта.

Как и названия большинства месяцев еврейского календаря, слово Мархешван взято из аккадского языка и означает «восьмой месяц». Как известно, наши мудрецы трактовали названия еврейских месяцев так, будто они были ивритского происхождения. Слово Мархешван, согласно их мнению, состоит из двух частей: «мар» и «хешван» (некоторые называют этот месяц сокращенно — «хешван»).

Слово «мар» имеет два значения. Первое из них — «горький». Этот месяц называют так, ибо в нем нет праздников. Хотя и некоторые другие месяцы не отмечены праздничными днями именно в Мар-Хешване, особенно ощутим резкий переход от месяца Тишрей, наполненного радостной атмосферой праздников, к будням. Кроме того, этот месяц приходится на самый грустный период года, когда природа увядает, дни становятся короткими, а небо затянуто тучами. Еще одна причина «горечи» этого месяца состоит в том, что именно в Мар-Хешване, согласно одному из мнений в Талмуде (см. Рош а-Шана 11б), начался потоп. Как сказано: «В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц... разверзлись все родники... и небесные (хранилища воды) распахнулись» (Берейшит 7:11). Кроме того, в этом месяце евреи взбунтовались против короля Рехавама из династии Давида, и древнее еврейское королевство разделилось на два: Иудею, чьей столицей оставался Иерусалим, и Израиль со столицей Шомрон (Самария). Король Израиля Йоровам повелел считать 15-й день месяца Мар-Хешван праздником, подобным празднику Суккот (см. Млахим 1, гл. 12), надеясь на то, что его подданные перестанут совершать паломничество в Иерусалим, где Суккот продолжали отмечать 15-го Тишрей, и Шомрон станет для них новым духовным центром.

Второе значение слова «мар» — «капля», как это явствует из стиха в книге Йешаяйу (40:15): «Ведь народы подобны капле („ке мар“), упавшей из ведра...». Такое его значение связывают с началом периода дождей в Эрец-Исраэль. В книге Млахим (I, 6:8) приводится и древнее название этого месяца, которое было принято у евреев и у ханаанеян: буль. Согласно Иерусалимскому Талмуду (Рош а-Шана 1:2), он так назван по трем причинам.

1. В этом месяце увядают травы и листва на деревьях (буль возводят здесь к глаголу «либоль» — «увядать»).

2. Из-за дождей на почве образуются комки земли («буль» означает также «ком»).

3. В этот месяц начинают замешивать корм для животных из заготовленного силоса, так как на лугах уже нет трав (здесь буль происходит от глагола «ливлоль» — замешивать»).

Согласно некоторым комментариям, этот месяц назван так, ибо в нем завершают сбор плодов с садовых деревьев («буль» они производят от «йевуль» — «урожай»).

В мидраше (Псикта рабати 6:5) сказано, что все работы по сооружению Шатра откровения и изготовлению утвари для него были завершены в месяце Кислев, однако Всевышний повелел Моше отложить торжество по случаю начала службы в нем до Нисана. Получилось, что Кислев был «обижен», и потому Всевышний пообещал, что компенсирует допущенную по отношению к нему несправедливость; этот месяц был отмечен торжеством в дни Маккавеев, празднование в честь начала службы во Втором Храме после победы Маккавеев над эллинами, когда Храм был очищен от идолов и языческих атрибутов культа, состоялся в 25-й день Кислева (праздник Ханука). Несмотря на то, что сразу же после завершения строительства Второго Храма в нем провели церемонию его освящения, это торжество было неполным, поскольку в то время Иудея находилась под властью Персидской империи. Лишь в дни Маккавеев Иудея стала независимой. Так что именно первый в нашей истории день Хануки можно рассматривать как празднество в ознаменование начала службы во Втором Храме.

Строительство Первого Храма было завершено в месяце Мар-Хешван, как сказано: «И в одиннадцатый год правления Шломо, в месяце „буль“, он же восьмой месяц, завершилось строительство Дома...» (Млахим I 6:38). Королю Шломо, обладавшему пророческим даром предвидения, было открыто, что торжество в честь начала храмовой службы следует отложить до следующего года — до месяца Тишрей, — и он именно так и поступил (см. там же, гл. 8). Таким образом, Мар-Хешван и в те времена остался «обиженным». Всевышний обещал тогда наградить его в будущем еще более великим торжеством: началом службы в Третьем, вечном Храме.

В другом мидраше «буль», древнее название Мар-Хешвана, связывается с потопом, которой разразился в этом месяце. По словам мидраша, несмотря на клятву Всевышнего не насылать больше на человечество такие катаклизмы, в течение тех сорока дней в году, когда на земле бушевал потоп, существовала все же угроза мировых катастроф — до тех пор, пока не был построен Первый Храм. На то, что опасность миновала, намекает отсутствие буквы «мем» в слове «мабуль» («потоп»; гематрия буквы «мем» — 40).

В Талмуде (Псахим, 88а) сказано, что наш праотец Авраам называл место в Иерусалиме, на котором должен быть воздвигнут Храм, «горой», Ихцак называл его «полем», а Яаков — «домом». Согласно комментаторам Талмуда и учителей хасидизма, существует некая духовная связь между Первым Храмом и Авраамом, Вторым Храмом и Ицхаком, Третьим Храмом и Яаковом.

Авраам воплощал собой такое свойство Всевышнего как доброта, и благодаря ему Божественный свет изливался для всех людей, даже тех, кто не был достоин его. Нечто подобное наблюдалось и в Первом Храме: там происходили сверхъестественные явления и все приходившие туда удостаивались видеть Высший свет, — хотя и в тот период среди евреев было много таких, кого привлекало язычество.

Ицхак был воплощением суровости и могущества Всевышнего, олицетворяя собой при этом способность обитателей физического мира вырваться из его рамок и устремиться к духовным высотам. Иллюстрацией этой его особенности стала драматическая история возложения его Авраамом на жертвенник, с которого приношения возносятся ко Всевышнему. Такую же символику можно обнаружить и в рытье колодцев, которым он занимался (см. «Берейшит» 26:14-22), как бы давая возможность родниковой воде прорваться через пласты земли на поверхность. Подобно этому, и Второй Храм выражал стремление евреев приблизиться к Творцу. Они раскаялись в своих грехах, которые привели к Вавилонскому изгнанию, и, преодолев множество трудностей, вернулись в Иерусалим и построили Второй Храм.

В Яакове гармонично сочетались оба качества, которые воплощали в себе Авраам и Ицхак. На языке Каббалы этот синтез носит название «тиферет» — «великолепие». У него есть еще одно определение: «эмет» — «истина», ибо истина находится в центре оси, связывающей полярности. Само слово «эмет» намекает на это: его составляют первая буква алфавита — «алеф», последняя — «тав» — и одна из середины перечня букв — «мем». Поэтому Каббала связывает Яакова с Торой, которая несет в мир истину Творца. Нечто подобное говорят наши мыслители и о Третьем Храме. С одной стороны, в нем откроется свет Всевышнего в еще большей степени, чем в Первом, а с другой — мир и люди смогут воспринять этот свет, ибо станут достойными его и будут стремиться к нему.

Название месяца «буль» намекает на Тору: оно состоит из буквы «бейт» — первой буквы в Пятикнижии, «вав» — буквы, занимающей место в самом его центре, в слове «гахон» (Ваикра 11:42) и «ламед» — последней буквы в нем.

Выше мы упоминали о том, что король Израиля Йоровам повелел отмечать 15-го Мар-Хешвана праздник, подобный празднику Суккот. Многие наши мыслители, особенно хасидские, старались найти объяснение этому поступку Йоровама, понять, какими мотивами он руководствовался. Почему он установил праздник именно в месяце Мар-Хешван? И почему противопоставил его именно празднику Суккот, а не какому-нибудь другому?

Сначала следует отметить следующее. Законоучители, мыслители и мистики относились даже к отрицательным персонажам, упомянутым в ТаНаХе, как к людям великим, преследовавшим глубоко духовные цели. Их отрицательные поступки были следствием не элементарных слабостей человеческой натуры, а ошибочным пониманием глубоких идей, лежащих в основе мироздания, и задачи, поставленной перед человеком. Йоровам принадлежал к этой категории людей, и о величии его говорит Талмуд: «Сказал рабби Аба: схватил Святой [Творец], благословен Он, Йоровама за полы одежды и сказал ему; „Одумайся! И Я и ты, и сын Ишая [Давид] будем вместе разгуливать в райском саду“» (Санедрин 102а).

Согласно учению Каббалы и хасидизма, Йоровам знал, что в месяце Мар-Хешван должно было состояться торжество в честь начала службы в Первом Храме, и ему было известно, что король Шломо перенес его на Тишрей следующего года, пробудив тем самым направленные против него и всей династии Давида мистические силы, связанные с духовным прообразом месяца Мар-Хешван — знаком Зодиака Скорпион. Он знал, что и церемония в ознаменование начала службы в Третьем Храме будет проведена в этом месяце и что, согласно Каббале, духовные истоки царствования династии Давида берут свое начало в празднике Суккот. Мистический смысл сооружения «сукки» к этому празднику — восстановление правления дома Давида. Йоровам хотел лишить потомков Давида духовной основы их избранности, и поэтому установил праздник, подобный именно празднику Суккот, и именно в Мар-Хешване, найдя указание на это с помощью гематрии.

Числовое значение слова «мархешван» в соответствии с одним из принятых вариантов его написания (с двумя буквами «вав» следующее: «мем» (40) + «рейш» (200) + «хет» (8) + «шин» (300) + «вав» (6) + «вав» (6) + «нун» (50) = 610.

Та же гематрия и у слова «этрог»: «алеф» (1) + «тав» (400) + рейш (200) + «вав» (6) + «гимель» (3) = 610.

Гематрия слова «хешван» следующая: «хет» (8) + «шин» (300) + «вав» (6) + «вав» (6) + «нун» (50) = 370. Такова же удвоенная гематрия слова экеф (окружение): «ей» (5) + «коф» (100) + «пей» (80).

Слово «экеф» указывает на облака славы Всевышнего, окружавшие евреев в пустыне, в память о чем строят шалаши к празднику Суккот.

Темы: Гематрия
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Хешван (другие статьи):