Размышления о Хануке

27.12.2005 | 3474 | (0)
Размышления о  Хануке

Под властью греков народу Израиля впервые пришлось испытать все тяготы гонений на веру. Произошло это потому, что среди евреев появились «митъявним» (дословно — «огречившиеся»), хотя в ни в Египте, ни во времена вавилонского изгнания, ни в персидском плену не было «митъяцрим» («оегипетившихся») «митбавлим» («овавилонившихся») или «митпарсим» («оперсившихся»). И только когда столкнулись два в корне противоположных мировоззрения, — детерминизм эллинов и философия Торы — неполнота совершенства Яакова отразилась на судьбе его потомков. Вывих бедра после борьбы с ангелом Эсава — это отказ и отход от веры. Следовательно, в освобождении от греческого гнета присутствуют два аспекта избавления — и от притеснений иноземцев, и от внутренних сил, навязывавших насильственную эллинизацию. Но, несмотря на то, что ярмо рабства было сброшено, избавиться до конца от влияния насажденных грекам идей так и не удалось. Ренегатство, зародившееся в период эллинизации, не исчезло и по сей день и лишь меняет форму. Однако восстание Хасмонеев сделало возможным реализацию потенциала самосохранения и решимости устоять в различных испытаниях, которым во все времена и в каждом поколении подвергают нас «митъявним».

И именно то воспитание, которое получили наши отцы во время борьбы с эллинизаторами, имели в виду мудрецы, назвав праздник, прославляющий победу над греками, «Ханука» — Хинух.

* * *

После зажигания Ханукальных свечей мы произносим следующий отрывок из Талмуда: «эти свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом, но можем лишь смотреть на них...» Что же хотели подчеркнуть мудрецы таким необычным соотношением между святостью свечей и их «видением»?

Сказано: «Тот, кто видит мудреца из мудрецов Израиля, благословляет: „Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, за то, что наделил мудростью Своей боящихся Его“. А видящий мудреца из народов мира, говорит: „Благословен... за то, что даровал от мудрости Своей плоти людской“». То есть, мудрец Торы должен быть евреем, а человек, снискавший лавры на поприще науки, может происходить из народов мира. Однако обладание мудростью Торы неевреями в расчет не принимается и ни к чему не обязывает, ибо она принадлежит только Израилю («Тора, заповеданная нам Моше, — наследие общине Яакова» ). Но в данном случае мы видим и обратное — выдающийся ученый-еврей не удостаивается благословения, несмотря на то, что само проявление истинной мудрости в какой-либо науке обязывает к произнесению благословения. Иначе говоря, еврей, добившийся успехов в любой области знаний, но не в Торе, как бы аннулирует признание благословением своего интеллектуального уровня.

Понять этот факт нам помогут слова, сказанные Рамбаном в предисловии к книге «Милхамот»: «...тот, кто изучает наш Талмуд, знает..., что нет в этой мудрости неопровержимых доказательств, подобных результатам расчетов математиков и опытов физиков...», и объяснение — в различии между союзами, которые Всевышний заключил с Ноахом и с Авраамом. Каждый из этих заветов нерушим. «И сказал Г-сподь: „Вот знак союза радуга], который Я даю между Мной и вами... на веки веков“», — говорит Тора о союзе с Ноахом. «И установлю Мой союз между Мной и тобой... союз вечный...», — пообещал Создатель Аврааму. В чем заключается разница между этими двумя союзами?

«Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло... В свидетели Я призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе благословение и проклятие. Избери же жизнь...». Вся Тора сказана народу Израиля, значит, «перед тобой» адресовано только потомкам Яакова. И это удивительно, поскольку свобода выбора между добром и злом, жизнью и смертью не является «исключительной собственностью» евреев — как у Израиля есть выбор по отношению к их 613 заповедям, так и у народов мира есть выбор в исполнении полученных ими семи заповедей. Почему же тогда именно «перед тобой»?

Ответ на этот вопрос дает эпизод, описанный в главе «Итро»: перед дарованием Торы Всевышний спрашивает, обязуются ли евреи соблюдать Тору и заповеди, и они соглашаются. Однако Тора ничего не рассказывает о подобном диалоге Творца с потомками Ноаха. То есть заповеданное им никак не связано с желанием исполнять эти повеления. Тора была дана после изъявления согласия ее принять, и поэтому только лишь по отношению к 613 заповедям существуют две возможности: «если вы примете» и «если вы не примете»; а неевреям выбирать не из чего. Здесь проявляются два вида сознания, кот. подобны, функционирующим при заеме и при возврате долга. Сознание, действующее в момент заема — это сознание, «создающее реальность», так как обязательство не возникает без согласия обязующегося, то есть рождается действительность обязательства. Но сознание, проявляющееся при акте возврата долга, является лишь «соглашающимся с действительностью», поскольку взыскать долг с человека можно насильно, без его согласия. Поэтому даже при «добровольном» возврате долга сознание только соглашается с реальностью, которая существует вне его, но «действительность платежа» не зависит от наличия какого-либо сознания. Таким образом, в момент заема и платежа действуют два вида сознания — творящее и соглашающееся. В этом и заключается разницамежду союзами.

* * *

Когда идет речь о семи заповедях потомков Ноаха, имеется в виду сознание осуществления и согласия, а не создание обязанности, так как приказ об их исполнении не зависит от каких-либо прешествующих ему «переговоров». Однако получение Торы — это результат проявления сознания творящего, поскольку только оно сделало возможным диалог с Творцом с последующим возложением обязательств. Наиболее ярко различие между этими двумя видами сознания проявляется на фоне их соотношения с сущностью тех систем, к которым они относятся. В отношении 613 заповедей сказано: «Нет заповеди в Торе, от которой не зависело бы воскрешение мертвых». То есть их исполнение связано с будущим и влияет на него. А союзом с Ноахом скреплено обещание Всевышнего, что потопа и уничтожения рода человеческого впредь не будет, и настоящие законы природы останутся неизменными навечно. Иначе говоря, союз 613 заповедей создает новую действительность — жизнь без смерти, в то время как союз 7 заповедей призван упрочить существующий порядок. Это и есть соответствие системе: одна (Тора), смысл которой привести мир к новой форме существования, обусловлена сознанием «творящим», и без предшествующего согласия эта система не имела бы места; другая же, которая изначально предназначена для поддержания уже созданного, вообще не зависит от категории «творить», так как никакое решение сознания не предшествовало получению потомками Ноаха семи заповедей, и характеризует ее сознание «соглашающееся» — проявляющее себя лишь после получения приказа.

Разумеется, что все, сказанное выше относительно системы 613 заповедей, справедливо и для всех остальных союзов, о которых говорится в Торе. Однако, поскольку Синайское откровение является их «предтечей», речь шла именно о нем, хотя оно — всего лишь характерный пример союза между Творцом и народом Израиля, ибо заключение любого из заветов стало возможным исключительно благодаря проявлению силы «творящего» сознания. Все они привносят некий новый аспект в укрепление связи между Израилем и Торой, и так как от исполнения каждой из заповедей Торы зависит воскрешение мертвых, то квинтэссенция этой связи — сущность обновления Творения в конце дней. Поэтому сознание данной системы — «творящее», а не «соглашающееся». Иными словами, мы видим жесткую зависимость: вид сознания обусловлен видом связи. И сознание, соответствующее связи потомков Ноаха с их заповедями, способно лишь выказывать свое отношение к ней. Ему по силам только воспринимать эту связь либо позитивно — и диктовать исполнение обязанностей, либо проявлять негативную реакцию, что приводит к нарушению заповедей. Такое сознание не в состоянии устанавливать данную связь, ибо сама эта связь не создает, а, максимум, поддерживает действительность. В отличие от этого, связь Израиля с Торой определяется сознанием, которому присущи созидательные функции, и поэтому отсутствие такого сознания делает невозможным существование этой связи.

* * *

Разница в сознании отражается и на знаках, ставшими символами союзов. Для Ноаха таким символом послужила радуга, для Авраама — обрезание. Радуга не является феноменом, возникшим в момент заключения союза.Она была создана в шестой день творения и лишь ознаменовала заключение завета. А брит-мила, сделанная Авраамом — это обновление формы тела человека. То есть и на этом уровне проявляется различие систем в их взаимосвязи с действительностью.

Теперь, рассмотрев соотношение союзов, мы можем вернуться ко фразе: «Смотри, Я предложил тебе... добро и зло» и высказыванию Рамбана. В этой фразе вовсе не говорится о двух возможностях — соблюдении заповедей с одной стороны и их нарушение с другой, речь идет о том, что само возникновение обязанности соблюдения Торы и заповедей зависело от решения народа Израиля, и вступление в союз с Творцом основано исключительно на предшествующем ему согласии сознания. И поскольку союз 613 заповедей был заключен силой сознания, их соблюдение создает новые реалии новой действительности и нового сознания. В этом и заключается смысл употребления слова «тебе» — подчеркнуть превосходство духовного уровня народа Израиля, исключительность его сознания и невозможность поставить его в один ряд с другими народами. Ибо только та связь, которая порождена силой сознания, способна выработать сознание и изменить порядок мироздания.

А Рамбан имел в виду, что мудрость Торы доступна только такому сознанию. Отсутствие же «неопровержимых доказательств» не есть проявление слабости учения, нуждающегося в оправданиях за недостаток ясности, по сравнению с той «силой принуждения», которую «неопровержимое доказательство» дает в руки математикам и физикам. Наоборот, это — превосходство и предмет гордости мудрости Торы. И вот почему. Разница, существующая между союзом Ноаха и союзом Авраама, касается и соответствующих им областей знаний. Так как союз с Ноахом предназначен для сохранения действительности в ее настоящей форме, то смысл науки, занимающейся этой действительностью, заключается в попытках постичь силой разума то, что возможно увидеть в ней. А сущность завета с Авраамом — создание новых реалий, и, следовательно, мудрость Торы направлена на познание сил, функционирующих в процессе творения новой действительности, реализация которой произойдет в будущем.

* * *

Любая наука оперирует понятиями, входящими в сферу исследуемых ей объектов, и все доказательства тех или других постулатов не выходят за рамки ограничивающей ее в данный момент действительности. Но поскольку наше учение обращено к иной действительности, отличающейся от той, которая является одновременно и предметом изучения и лимитирующим фактором остальных наук, то к нему неприменима категория «неопровержимое доказательство». Подтверждение истинности всех доказательств возможно только в будущем, когда проявится эта действительность. Иначе мудрость Торы превратилась бы в науку, исследующую действительность, и прекратила бы свое существование в качестве мудрости, создающей действительность. Поэтому мудрость нашего учения и наука, изучающая действительность, — два исключающих понятия.

Эти рассуждения позволяют нам перейти к обсуждению приведенного выше закона о благословении мудрецов. Для объяснения содержащегося в нем исключения воспользуемся следующим примером. В благословении на благовония есть ограничение — его произносят лишь в том случае, когда благовония приготовлены для наслаждения их ароматом. Однако, если они не предназначены специально для этого, как, например, находящиеся в помещении с целью устранить там дурной запах, то тогда благословение не говорят — несмотря на то, что в действительности ощущают их запах. К благословению обязывает не сам факт наличия запаха, а условие, что его источник служит для удовольствия. В случае, когда источник не предназначен для этого, остальные его функции являются второстепенным «приложением», а благословение произносится только на сущность предмета. Этот закон применим и по отношению к мудрости. Мозг еврея создан для мудрости Торы — творения новой действительности. Но если его разум расходует силы на занятие науками, которые исследуют существующую действительности, то это и есть неадекватное проявление мудрости. И, соответственно, оно — второстепенно и не достойно благословения.

И сейчас мы подошли к ответу на вопрос, какое отношение имеет разрешение смотреть на Ханукальные свечи к их святости. «У Тебя источник жизни, в свете Твоем мы увидим свет», — сказано в Теилим.

Наличие света можно воспринять двумя способами: либо видя предметы, находящиеся в освещенном месте, либо видя сам свет. В первом случае восприятие происходит при помощи косвенных фактов, не связанных ни со светом, ни с его источником, во втором же — оно непосредственно. Фраза «... в свете Твоем мы увидим свет» исключает опосредованное восприятие, то есть свет Творца должен быть постигнут лишь путем контакта с Тем, Кто его излучает. Источник жизни принадлежит Создателю, и Его светом нам следует наслаждаться не в каком-либо интерпретированном виде, а только напрямую. По этой причине слова короля Давида и легли в основу того отрывка, который мы произносим, зажигая Ханукальные свечи. «...не имеем мы права пользоваться их светом», — чтобы различить окружающие предметы, «но можем лишь смотреть на них», — и видеть непосредственно их.

Свечи Хануки символизируют освобождение от греческого ига. Завоевав Эрец Исраэль, греки стремились также повергнуть мудрость Торы, низведя ее до уровня других наук. Столкновение двух мировоззрений имело множество аспектов, и один из них — желание доказать превосходство этих наук, потому что в качестве доводов своей правоты они могут привести «неопровержимые доказательства». Но сознание того, что мудрость нашего учения — источник новой действительности будущего, не позволило зллинизаторам осуществить их планы, потому что они воспринимает Божественную мудрость непосредствено, а не через проявления уже существующей действительности. И Ханукальные свечи, излучающие свет избавления от порабощения мудрости Торы, постоянно напоминают нам об этом.

Темы: Ханука
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Кислев (другие статьи):