СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 16:14

Теория Эйнштейна и еврейские праздники

Это необычные дни, так давайте же воспользуемся ими должным образом, чтобы пробудить и расшевелить самые глубокие, самые чистые части нашей души и нашу связь со Всевышним.

Перевод: Д. Беляев 29.11.2023 625 мин.

Кислев — это особый месяц для освобождения, веселья и света. Сейчас мы находимся в исключительном, возвышенном времени по хасидскому календарю. 19 и 20-е число Кислева — это Рош а-Шана (начало нового цикла) для хасидизма. Что это значит лично для нас, живущих и дышащих воздухом этих дней? Как на практике закрепить эту концепцию?

Общая теория относительности Альберта Эйнштейна произвела революцию в нашем понимании фундаментальной природы пространства и времени. Одним из ключевых понятий, введенных Эйнштейном, является идея «пространства-времени» — единой структуры, объединяющей три измерения пространства с четвертым измерением времени. Эта концепция имеет решающее значение для описания геометрии Вселенной на больших масштабах (и микроквантовых) и того, как объекты, особенно массивные, такие как планеты и звезды, влияют на окружающее их пространство.

Вот несколько ключевых моментов, которые помогут вам понять концепцию пространства-времени:

Четыре (соответствующие четырем буквам имени Б-га) измерения:

Традиционная физика рассматривала пространство и время как отдельные величины. Однако Эйнштейн предположил, что эти два аспекта взаимосвязаны и должны рассматриваться вместе.

Пространство-время — это четырехмерный континуум, где три измерения соответствуют пространству (длина, ширина и высота), а четвертое измерение — это время.

Кривизна пространства-времени:

Согласно общей теории относительности, массивные объекты, такие как планеты и звезды, искривляют материю пространства-времени вокруг себя. Это искривление мы воспринимаем как гравитацию.

Чем массивнее объект, тем большее влияние он оказывает на кривизну пространства-времени. Объекты затем движутся по кривым траекториям, продиктованным этой кривизной.

Гравитация как геометрическое явление:

В рамках общей теории относительности гравитация не является силой, существующей между массами, как это объясняется в ньютоновской физике. Вместо этого масса и энергия (практически традиционная идея гравитации и добавление более расширенного понимания гравитации) порождают искривление в геометрии пространства-времени.

Динамика пространства и времени:

Изменения в распределении массы и энергии в пространстве-времени приводят к тому, что кривизна самого пространства-времени изменяется со временем.

События во Вселенной не просто расположены в пространстве, они также происходят в определенные моменты времени. Пространство-время позволяет нам рассматривать события как происходящие в определенной точке как в пространстве, так и во времени. (Это очень актуально, например, в отношении соблюдения еврейского праздника в Израиле по сравнению с остальным миром).

Замедление времени:

Взаимосвязанная природа пространства-времени приводит к такому явлению, как замедление времени. Время может идти с разной скоростью для наблюдателей, находящихся в разных гравитационных полях или движущихся с разной скоростью относительно друг друга. (Это объясняет истории в ТАНАХе и о наших великих мудрецах, которые позволяли обходить стандартные измерения в пространстве и времени).

Космологические воздействия:

Пространство-время играет важнейшую роль в понимании глобальной структуры Вселенной. Оно необходимо для описания таких явлений, как расширение Вселенной и поведение космических объектов.

Концепция пространства-времени Эйнштейна представляет собой коренной сдвиг в научном понимании структуры Вселенной. Она объединяет пространство и время в одну динамическую целостность, создавая наиболее всеобъемлющую структуру для описания гравитационных взаимодействий и процессов в космосе. Идея о том, что пространство и время неразделимы, оказала огромное влияние на теоретическую физику и наше восприятие сущности реальности.

Задолго до Эйнштейна учение хасидизма и каббалы уже утверждали то же самое. Пространство и время всегда идут рука об руку, и они оба поддаются изменению. Время — это неотъемлемое свойство пространства, а пространство проявляется в своей форме в (энергии) времени.

Время — это то, что устанавливает границы и определяет каждую частицу пространства, превращаясь в нашу огромную вселенную, и эти два аспекта должны существовать вместе, чтобы стать всеобщей физической реальностью; оба аспекта должны восприниматься одинаково, гармонично и конгруэнтно.

Из всего вышесказанного можно сделать множество выводов и следствий. Уроки, вдохновляющие идеи и, как следствие, объяснения; однако я остановлюсь лишь на одной идее.

Нам легче относиться к пространству, потому что оно конкретно, поэтому давайте начнем с того, что легче понять.

Когда человек находится в святом месте и, скажем, в туалете, мы знаем, как вести себя по-разному в каждом месте пространства. В священном месте (синагоге и т.д.) нельзя вести себя так же, как в туалете, поскольку это осквернило бы святое место, и вы не смогли бы воспользоваться энергией и особой силой святости в этом особом месте.

Когда человек находится в туалете, ему запрещено думать и произносить святые слова, поскольку это оскверняет святость этих вопросов в месте, которое несет и содержит энергию, противоречащую и противостоящую священным мыслям и словам. Туалет предназначен для того, что человек должен делать в нем.

Когда человек стоит перед святым человеком или, скажем, перед Западной стеной в Иерусалиме, он не будет вести себя так, как в туалете. Человек в туалете не будет вести себя так, как он ведет себя перед святым человеком или в особом месте. Каждое пространство обладает уникальными характеристиками и функциями, а разумный человек знает, как правильно и уместно использовать каждое уникальное и непохожее пространство.

Мы должны рассматривать время таким же образом. Хотя время — это не то, что мы можем потрогать руками, приведенное выше рассуждение о пространстве — это именно то, как следует рассматривать время, потому что время так же реально, как и пространство, и они функционируют идентично. Любое «время» происходит в пространстве, эти два понятия никогда не могут быть разделены, и они обладают схожими свойствами. Это всего лишь разные измерения и стороны одной и той же физической вселенной.

Когда наступает суббота или Йом-Кипур, человек не должен вести себя в этом часовом поясе так, как он вел бы себя в обычный вечер во вторник. Вести себя и относиться к Йом-Кипуру и субботе как к обычному вечеру вторника — то же самое, что вести себя в святом месте, как в туалете.

Произносить кидуш в обычный вечер среды или есть мацу в Хануку (чтобы выполнить заповедь Песаха) — это значит совершать неправильные действия в неподходящее время.

Что это означает на практике и как подходить к этому времени иначе, чем к другому?

В субботу, если мы проведем день, игнорируя или, что еще хуже, оскверняя его святость, это будет все равно что сходить в туалет в присутствии святого человека или в святом месте. В субботу, когда человек делает кидуш, молится, как положено, и уважает день, это то, что соответствует подлинной реальности в этом «пространстве» времени, и, делая соответствующие вещи в соответствующий день, вы тем самым соответствуете и подключаетесь к святости дня, а значит, и ко всем его благословениям, силам и преимуществам.

День рождения человека — это вполне реальное конкретное пространство и место, в которое Б-г вложил дар жизни этого человека во Вселенную и продемонстрировал веру в предназначение и миссию этого человека при его жизни. Каждый год в этот конкретный день, в этот конкретный отрезок времени человек получает напоминание и может извлечь и обновить личный вотум доверия, который Б-г выражает в отношении его жизни. Это очень реальная, конкретная, осязаемая энергия — именно в этот день следует задуматься о своем нынешнем положении и будущем пути на предстоящий год. В частности, в день рождения человека, если он осознает силу этого дня, он получает дополнительную помощь от Б-га, чтобы сделать наступающий год и всю оставшуюся жизнь новым годом успеха и совершенствования.

19 Кислева — день, о котором рабби Дов-Бер из Межерича (преемник рабби Исраэля Баал-Шем-Това) сказал еще до того, как произошли события: «Этот день станет праздником». 19 Кислева — это день, когда рабби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе, сказал: «Это день в Израиле, навечно выделен, когда имя Б-га освятится…» Это день, когда «Б-г искупил душу мою с миром…». Невероятная сила и духовная энергия.

Баал-Шем-Тов сказал об Алтер Ребе, что «его душа — это новая душа, которая спустилась в этот мир, чтобы осветить его светом сокровенных измерений мудрости Б-га, Торы».

Одной из фундаментальных книг хасидизма ХАБАД, автором и составителем которой является Алтер Ребе, является святая книга «Тания».

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева, изучая книгу «Тания», сказал: «Невероятно, как такой безграничный Б-г был помещен в такую (физически) маленькую книгу».

Рабби Авраам-Шимон Горовиц, глава йешивы в Польше, был очень прилежен в изучении книги «Тания» и поощрял своих учеников делать то же самое. Однажды, будучи в хорошем настроении, он поделился со своими учениками, что знает всю «Танию», и они могут открыть книгу в любом месте, сказать ему несколько слов, и он точно скажет им, в какой это главе, и продолжит это предложение.

Одной из фраз, на знание которых они «проверяли» своего учителя, было «не будь дураком», и он сказал им, что это из 28-й главы. Но после этого он быстро добавил, что, хотя эти слова находятся именно в 28-й главе, послание и тема (не будь дураком) включены в каждую строку «Тании».

Это необычные дни, так давайте же воспользуемся ими должным образом, чтобы пробудить и расшевелить самые глубокие, самые чистые части нашей души и нашу связь со Всевышним.

В заслугу этих выдающихся и возвышенных величайших светил Торы и учения хасидизма мы получаем дополнительную силу, когда встречаем этот день в истинном духе этого времени.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter