О необходимости борьбы с вредными привычками детей

18.01.2012 | 2844 | (39)
Источник: «Итваадует» 5746 г., том 2, стр. 723-724
О необходимости борьбы с вредными привычками детей

Отрывок из выступления Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха в Пурим 1986 года, посвященного воспитанию детей. В частности, речь идет о необходимости борьбы с их вредными привычками и наклонностями.

…У каждого человека есть возможность выбрать свой путь. Сказано («Дварим» 30:15,19): «Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро…» и противоположное этому и «избери». И как пишет РАМБАМ («Законы о тшуве», гл. 5): «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность».

И известен вопрос: ведь существуют плохие привычки, с которыми человек рождается, как пишет РАМБАМ в «Законах об образе жизни»: «Много разнообразных качеств есть у каждого из людей… вспыльчивый и хладнокровный, жестокий и жалостливый…» и объясняется («Лехем мишнэ» к пред. цитате), что имеется в виду лишь некоторое стремление, но это не может заставить человека.

И понятно, что путь для преодоления дурных наклонностей состоит в том, что «основал Ты силу» — это воспитание ребенка с твердостью еще в раннем возрасте. Ведь если воспитывать его как «щадящий розгу свою» — то пока он вырастет, успеет причинить ущерб себе и окружающим…

И как видно на практике, можно определить привычки ребенка, когда он еще маленький — «по поступкам своим узнается и юноша» («Мишлей 20:13»): есть дети, которые рождаются (по какой-то причине) с хорошими привычками, включая также по отношению к самому себе и есть дети, которые рождаются с плохими привычками, которые нужно исправлять при помощи правильного воспитания. И если эти привычки очень сильные, то нужно воспитание должно быть противоположным «щадящий розгу свою».

К примеру: есть дети, которые рождаются с такими привычками, что, не про нас будет сказано, рвут на себе волосы, отрывают ногти на руках и ногах и бьются головой о стенку…

Понятно, что в таких случаях есть святая обязанность и это хорошая и правильная вещь — не сдерживать наказание и не давать ребенку наносить себе ущерб! Наоборот: чем больше связь воспитателя с этим ребенком (или взрослым) (тем более, если он любит его по настоящему и желает ему добра) — тем больше его обязанность и ответственность.

И хотя ребенок кричит, что это его природа и привычка и он принимает с удовольствием все последствия (или не верит, что они будут) и т.д., но понятно, что, в конце концов, ребенок будет благодарить за это истинной благодарностью и любовью.

И здесь возникает вопрос: ведь ребенок уже вырос и повзрослел с этой привычкой (так как его не воспитали или воспитание по какой-то причине не подействовало на него). Тогда как можно заставить взрослого человека!

И ответ на это таков:

Всевышний обещает в истинной Торе, учении жизни «и выбери жизнь». То есть, каждому человеку дано разрешение и возможность выбрать жизнь и добро (только есть люди, для которых легко не наносить себе ущерб, а есть люди, которым это тяжело). И так как это поведение наносит ущерб здоровью человека, это противоречит словам «берегите себя очень ради душ ваших» («Дварим» 4:15), которые являются указанием Всевышнего — понятно, что если он будет стараться в отношении этого, то успешно сможет избежать этого и повлиять на себя избрать жизнь и добро. И тогда несомненно получат от него настоящую благодарность… Хотя в данный момент он утверждает (и справедливо), что родился с этим свойством и желает продолжать это поведение. И как мы видим, что есть многочисленные случаи, когда удалось убедить ребенка и после этого, когда он вырос, поблагодарил своих воспитателей от всего сердца…

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Семья » Родители и дети (другие статьи):