3. Еврейские души превосходят все творения

29.08.2008 | 3569 | (0)
Перевод: М. Н. Горали

Повторивший упомянутую лекцию молодой лектор как по существу, так и по форме ее изложения не ошибся и правильно привел упомянутые цитаты. Смысл сентенции «Израиль возник мысленно...» заключается в том, что души Израиля имеют превосходство над всеми творениями даже способом, каким они были созданы.

Все творения, включая духовные, созданы в течение Шести дней мироздания, причем созданы они были посредством речи.[1] «Десятью глаголами создан мир» (Авот 5:1). Слова «И птиц летающих» (Берейшит 1:20) имеют в виду ангелов[2]. Поэтому сказано в Псалмах: «Словом Божьим сотворены небеса» (33:6) и «Навеки, Превечный, слово Твое установлено на небе» (119:89)[3], слово Божье равно действию. «И духом уст Его — все воинство их» (33:6) имеет в виду небесные существа, созданные глаголом Божьим.

Души же, хотя также созданные в течение первозданных Шести Дней, появились совсем другим образом. Они были созданы мыслью, а мысль предшествует речи. Души возникают из состояния, более высокого, чем речь, при помощи которой были созданы все остальные существа.

Следовательно, «Израиль возник мысленно». Среди «сфирот»[1] мысль находится в категории Мудрости[4]. «Возникли мысленно» указывает на внутреннюю (или более высокую) Мудрость.

Я приведу одно из основных учений рабби Шнеур-Залмана и его последователей, как оно изложено и часто повторяется в хасидской литературе:

«Маскил л'Эйтан а-Эзрахи» (Теилим 89:1)[5]. «Эйтан» — это сама суть души, прилипающей к Сущности (Божественной); [эйтан] — это часть Божественного свыше. Ибо «душа, которую Ты дал мне, чиста; Ты ее сотворил, Ты ее образовал, Ты ее вдохнул в меня»[6] Четыре подчеркнутые слова соответствуют Четырем Мирам[1]. Мидраш[7] перечисляет пять ступеней души: «нефеш» (душа)[8], «руах» (дух), «нешама» (душа)[1], «хая» (живая) и «йехида» (единственная). Зоар[9] перечисляет первые три ступени души и прибавляет к ним нешама ле нешама («душа души»), что соответствует четырем буквам четырехбуквенного имени Божьего. Эйтан — это сила души, как она проявляется в самопожертвовании. Эйхан означает также издавна существующее, не вновь созданное...,[10] проистекающее от Сущности Божьей. «Душа, которую Ты дал мне, чиста» относится к корню души из мира Эманации.[1] Эманация — это отсвет от Света Бесконечного, Эманатора; это не новое образование, а ставшее явью скрытое.[11] Это и есть «Маскил», первоисточник создания и проявления разума. И вот этот «Маскил» — он «л'Эйтан» (букв. «Эйтану»), проявление «Маскила» — это только для «Эйтана», посредством силы «Маскил» «Эйтан» становится «аЭзрахи»[12], освещает все свои силы и чувства.

Эта лекция рабби Шнеур-Залмана повторялась на протяжении больше века четырьмя поколениями рабеим[13]. Каждый из них в свое время повторял это учение с дополнительными пояснениями, воодушевившими все те души, которые жили этим познаванием Внутреннего смысла Торы[14]. Многие тысячи и десятки тысяч хасидов — интеллектуалы, служители Б-га и просто деловые люди — воодушевлялись этими святыми словами, вызывавшими у них стремление служить Б-гу путем изучения Торы, молитвой и Богоугодными делами, и делать все с глубоким чувством, от всей души!

Наши мудрецы говорят: «В мире будущем нет ни еды ни питья..., а только души „сидят“ с коронами на головах и наслаждаются великолепием Божественного Присутствия»[15]. Хасидизм объясняет[16], что «великолепие» означает сияние Торы и служение Б-гу, которыми эти души были заняты при жизни в этом мире. Эти святые души хасидов, которые во всю свою жизнь трудились телом и душой над изучением и приложением на практике хасидизма, теперь в Возвышенном мире наслаждаются светом их учения и молитвы, непрерывно восходя к вершинам беспредельной выси.

Примечания:

1. См. Примечания переводчика.

2. Берейшит Рабба 1:3.

3. Шаар а-Ихуд Веаэмуна.

4. Meope Op, XL:59; Ликутей а-Шас (автор — Ари), конец Брахот; Ликутей Тора во многих местах.

5. См. Ликутей Тора, «Реей».

6. Молитвенник, утренние благословения.

7. Берейшит Рабба 14:9.

8. Перевод свободный, поскольку в английском языке нет таких тонких оттенков, отличающих эти степени. Однако для нашей цели это не столь важно (прим. пер.) (Тоже относится и к переводу на русский язык. М.Н.Г.)

9. Часть I, стр. 796.

10. Coтa. 46б.

11. См. лекцию «Кдашим», 5666 года, рабби Шолом-Дов-Бера.

12. «Эзрахи» означает «светящий». Для общепринятой интерпретации см. Раши на Псалмы 88:1, 89:1; Млахим I, 5:11; Хроники I, 2:6.

13. Рабеим рабби Дов-Бер, Менахем-Мендель, Шмуэль и Шолом-Дов-Бер.

14. Термины «скрытый» и «внутренний» применяются здесь равнозначно и взаимозаменяют друг друга. (прим. пер.)

15. Изучение хасидизма включает интеллектуальный и практический аспекты. Изучаемый материал оказывается часто глубоким и сложным, под стать тончайшему уму. Применение теории хасидизма в целях воодушевления и побуждения служить Б-гу, вырабатывать и облагораживать характер, возбуждать любовь к Нему и благоговение перед Ним, стремиться к подчинению собственной воли Высшей Воле и всему, что связано с нуждами человечества, — вот некоторые аспекты применения хасидизма на практике. Некоторые хасиды склонны по природе и задаткам своим к углублению в сложности хасидского учения. Они известны под названием Маскилим, интеллектуалы. Другие сильны в практическом приложении хасидизма и отличаются своими страстными и пространными молитвами. Эти Овдим (служители; ед.ч. Овед) обычно более эмоциональны и большие энтузиасты, чем Маскилим.

Цель хасидизма не только просто умственное обогащение знаниями, интеллектуальная тренировка ради таковой. Каждый адепт этого учения должен стать благодаря приобретенным знаниям более совершенным. «Настоящий Овед он и Маскил, а настоящий Маскил — Овед». Этот афоризм часто повторяется руководителями хабада для подчеркивания единства теории и практики.

По ряду обстоятельств или из-за ограниченных возможностей некоторые хасиды не в состоянии углубляться в премудрости хасидского учения или посвятить себя горячим и длительным молитвам. Однако они выполняют практические требования Торы и хасидизма с искренней набожностью, сердечными молитвами, проявлением своего благородства в социальных взаимоотношениях и точным, от всего сердца, соблюдением обязанностей еврейской религии в пределах своих возможностей. Они известны как «люди деяния». (прим. пер.)

16. Брахот 17а. Там сказано: «Праведные сидят...».

17. Тания, гл. 39; Ликутeй Тора, «Вешавта» 2.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.