Псалом №30

01.02.2006 | 3470 | (0)

מזמור שיר חנוכת הבית

(1) Песнь Давида при обновлении Храма. (2) Превозношу Тебя, о Б-г, ибо Ты поднял меня и не дал моим врагам торжествовать надо мною. (3) Б-г, Всесильный мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. (4) Б-г! Ты вывел из преисподней душу мою, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. (5) Пойте Б-гу, благочестивые Его, славьте память святости Его, (6) ибо на одно] мгновение гнев Его, благоволение Его на долгую жизнь: вечером водворяется плач, а на утро — ликование. (7) И говорил я в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовек». (8) По благоволению Твоему, о Б-г, Ты укрепил гору мою; но когда] скрыл Ты лик Свой, был я испуган. (9) К Тебе, Б-г, взывал я, Г-спода умолял: (10) «Какая польза от крови моей, когда я сойду в могилу? Разве будет прах славить Тебя, разве будет он истину Твою возвещать? (11) Услышь, о Б-г, и помилуй меня! Б-г, будь мне помощником! (12) Ведь Ты обращал сетование мое в танец, снимал с меня вретище, опоясал весельем, (13) дабы пела Тебе душа моя], не умолкая, о Б-г, Всесильный мой! Тебя буду славить вечно».

Святой Ари открыл некоторые скрытые аспекты и смысл этого псалма, указывающие на тот факт, что в этом псалме имя Б-жье упоминается десять раз, что соответствует Десяти Заповедям; что с упоминаемого впервые имени Б-жьего и до конца псалма имеется 91 слово, число, соответствующее числовому эквиваленту (26 плюс 65) комбинации имени Б-жьего, как оно написано (йуд-кей и т.д.) и как оно произносится (алеф-далет и т.д.), смысл которых объяснен в каббале и т.д.

Псалом 30 особо подходит для службы в качестве введения по ряду причин:

1) Король Давид составил этот святой псалом для случая освящения Дома (Храма), который должен был быть построен его сыном Шломо. Это также пророчество о будущем Храме, который будет построен Машиахом. А теперь, в отсутствие Храма, молитвенный дом называется «Малое Святилище».

Наша молитва в синагоге заменяет нам пока что Б-жественную службу в Храме, но мы постоянно вновь и вновь подтверждаем нашу горячую надежду на то, что Храм будет вскоре опять отстроен Мошиахом и служба в нем будет восстановлена, как в былое время. Тогда мы действительно будем петь песню об освящении Дома.

2) Когда мы собираемся начать наши молитвы, мы должны быть полностью уверены в том, что наша молитва будет услышана, что Б-г примет нашу молитву. Это и заверяет король Давид в этом псалме, заявляя: «Превечный, Б-же мой, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня».

Больше того, даже когда обстоятельства кажутся настолько безнадежными, что человек чувствует себя на краю пропасти, не следует терять надежды на Б-га, как того утверждают следующие стихи: «Превечный, Ты извел из могилы душу мою, Ты оживил меня, чтобы я не сошел в яму». Если Б-г вызволяет кого-нибудь из безнадежного положения, зачем Он с самого начала насылает на него беду? Ответ на это мы находим в следующих стихах: «Ибо на мгновение гнев Его; жизнь в Его воле. Вечером водворяется плач, а на утро радость».

Это означает прежде всего, что, когда человек навлек на себя недовольство Б-га и подвергся страданиям, это только временное явление; облегчение обязательно придет, как утро следует за ночью. Более важно то, что в самом страдании скрывается хорошее, ибо Б-г желает всем жить; и из самой печали возникает радость.

Превратности жизни являются частью милостивого Б-жьего Провидения; они для нашей же пользы, — чтобы напомнить нам, что мы всегда зависимы от Б-га. Если бы человеку все время везло, он стал бы самонадеянным, как говорит король Давид: «И я говорил в благоденствии моем: „не поколеблюсь навек“»! И он продолжает: «Теперь я знаю, что По благоволению Твоему, Превечный, Ты стоишь за меня сильной горой; но, когда Ты скрыл лицо Твое, я смутился». И поэтому: «К Тебе, Превечный, взываю; Превечного молю».

Знать, что Б-г слышит наши молитвы; сознавать нашу зависимость от Б-га; понимать, что даже в своем «гневе» Б-г милостив; быть уверенным, что Б-г никогда нас не оставляет, что мы никогда не должны оставлять Его или терять надежду на Него, — все это является самой сутью наших каждодневных молитв.

3) Разобравшись во всем этом, мы должны отбросить все досадные мысли и славить Б-га с радостью. На самом деле. Нам ведено «служить Б-гу с радостью» во все времена, а потому необходимо, чтобы мы настраивали наши мысли на радостный лад. Этот псалом помогает нам достигнуть этого, ибо, даже если дела наши обстоят не совсем так, как нам того хотелось бы, мы можем сказать с полной уверенностью вместе с королем Давидом: «Ты обратил сетование мое в ликование; Ты снял с меня вретищи и препоясал меня веселием. С тем, чтобы душа моя пела Тебе хвалу и не умолкала; Превечный Боже мой, вечно буду благодарить Тебя».

В дополнение к глубокому содержанию этого святого псалма, которое делает его столь соответствующим служить в качестве «предисловия» к «Псукей дезимра», уже одни только слова в начале и конце этого псалма «Мизмор...» и «лемаан йезамерха» делают сам псалом частью «Псукей дезимра».

За псалмом 30 следует ряд подобных библейских стихов (в большинстве своем — из Теилим), а затем небольшой псалом 67. Центральная тема этих дополнительных выдержек — это царство Б-жье на земле. Поэтому, в то время как мы сознаем нашу счастливую долю в том, что Б-г проявил к нам Свою милость, приблизив нас к нему, мы одновременно молимся о том дне, когда все народы мира также признают Б-га и будут бояться Его. Мы уверены, что этот день придет, и мы ждем его. Это произойдет тогда, когда исполнится пророчество о том, что в «тот день» (когда придет Мошиах) единство Б-жье будет признано во всем мире.

Предыдущий урок: Благодарите…

Следующий урок: Молитва рабби Нехуньи

Рабби Нисан Миндел
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.