СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 19:14

Который дает свет...

Переход от ночи ко дню и от дня к ночи происходит постепенно, медленно. Это дает нам возможность постепенно привыкать к солнечной теплоте и свету, нас не ослепляет внезапное яркое его сияние.

5298 (0) мин.

Мы начинаем эту молитву прославлением Б-га, «Который дает свет («а-меир») земле и живущим на ней». Это делает Б-г по милости Своей. «Свет» — это хорошо, как сказано в первых стихах книги «Берейшит»: «И увидел Б-г свет, что он хорош, и отделил Б-г свет от тьмы». Мы, евреи, благодарны Б-гу за то, что Он дает свет жителям земли. Хотя другие народы могут посчитать это само собою разумеющимся и не придать этому никакого значения, мы, евреи, славим за это Б-га в наших каждодневных молитвах. Больше того, мы сознаем, что в путях, какими Он дарует нам Свои блага, проявляется милость Божья. Переход от ночи ко дню и от дня к ночи происходит постепенно, медленно. Это дает нам возможность постепенно привыкать к солнечной теплоте и свету, нас не ослепляет внезапное яркое его сияние. Таким же образом, солнце не скрывается сразу в один миг; мы имеем возможность постепенно приспособиться к темноте наступающей ночи.

Мы продолжаем молитву словами: «И по благости Своей ежедневно, постоянно возобновляет Он бытие первозданное». Это очень важные слова, полные глубокого смысла. Мы, конечно, сознаем, что имеется Создатель, сотворивший эту великую вселенную. Вместе с тем каждый сознает, что Б-г создал эту вселенную бесконечной мудростью Своей.

О чем люди часто забывают, это, что сотворение мира не было единовременным актом, как изготовление человеком какой-либо вещи, которая будучи раз изготовленной, такой остается и в дальнейшем. Чудо первозданного бытия — это повседневное явление. Каждый день и непрерывно Б-г возобновляет день бытия первозданного. Почему же это так? Ведь изготовив вещь, мастер может уйти, оставить вещь, и все же вещь не распадается? А это потому, что человек ничего нового не создал, — он только изменил форму сырого материала, из которого он изготовил эту вещь. Б-г же создает мир из ничего каждый день и непрерывно. Он каждый миг повторяет это чудо созидания для того, чтобы вселенная вновь не обратилась в ничто.

Концепция непрерывного созидания, означающая, что Б-г создает мир вновь и вновь постоянно, придавая ему жизнь и существование непрерывно, будет понята лучше на примере электрического звонка, который должен быть снабжен электрическим током все время, чтобы он мог действовать. В тот самый миг, когда приток электроэнергии к нему прервется, звонок перестанет действовать. Имеется, однако, одна существенная разница между примером и мирозданием: в случае со звонком, он перестанет только действовать, когда ток к нему прекратится, сам же звонок остается в целости. В случае же мироздания, мир перестанет существовать совсем в тот самый момент, когда Б-г отвернет от него Свое «лицо», лишит его своего внимания.

А вот еще один пример. Я беру в руку камень и бросаю его вверх в воздух. Камень полетит и будет продолжать подниматься до тех пор, пока сила швырнувшей камень руки действует на этот камень. Но в тот момент, когда эта сила иссякнет, камень упадет. То же самое происходит и с миром. Вселенная не имеет собственного бытия. Она начала существовать только по воле Божьей. Если Б-г на один миг лишит ее этой Своей воли, вселенная вернется в свое прежнее состояние — превратится в ничто.

Что же это означает?

Это означает, что все существует только благодаря благости Божьей и что мы обязаны Б-гу каждым мигом нашего существования.

Это означает также, что Б-г знает все, что происходит во вселенной, ибо, как мы указали раньше, именно это знание и постоянное внимание Создателя делает возможным существование всего; каждый человек, каждое животное, каждый листик, каждая травка и отдельная песчинка известны Создателю. И не только мы сами и наши действия, но и наши мысли известны Б-гу.

Это означает также, что Б-г управляет миром и определяет судьбу всего и всех, великого и малого.

Поэтому мы, евреи, всегда видим силу Создателя во всех окружающих нас вещах, которые не могли бы существовать, если бы не тот факт, что Создатель непрерывно возобновляет чудо сотворения мироздания.

Следующий стих в этой молитве взят из Книги Псалмов: «Как многочисленны творения Твои, Превечный! Мудро устроил Ты всех их; полна земля приобретениями Твоими». Мы видим солнце, луну, звезды, моря, горы и все большие и малые существа и творения, наполняющие нашу вселенную, и мы сознаем, что всех их сотворил Б-г и что все они являются Его приобретением; все существует благодаря Его милости и все преклоняется пред Его Божественным величием. Начиная с незапамятных времен, когда некоторые народы поклонялись солнцу, а некоторые — луне, другие поклонялись огню или другим силам природы, мы, евреи, объявляли, что имеется только Один Создатель и что все, что создано Им, не имеет собственной воли и собственной силы, все является Божьими творениями. Поэтому только Ему одному мы должны быть верны и Ему одному поклоняться. В этом смысл следующих слов этой молитвы: «О Владыка, издревле едино-возвышенный, с первобытных времен восхваляемый, прославляемый и величаемый!» Осознав все это, само собой разумеется, что все наши просьбы мы должны направлять только Ему одному: «О вечно существующий Б-г, по великой милости Своей сжалься над нами, Владыка силы нашей, скала твердыни нашей, щит спасения нашего, оплот для нас!»

Теперь следует раздел, в котором Б-г прославляется 22 словами, или атрибутами, в порядке еврейского алфавита; этот раздел развивает тему о небесных телах, поющих хвалу Б-гу и возвещающих Его святость. Эта тема находит свое окончательное выражение в словах пророка Йешаяу, который описывает почитание Б-га сонмами ангелов: «Свят, свят, свят Превечный, полна вся земля Его славы». Мы вернемся еще к этой теме позже. Здесь мы только добавим несколько слов о значении акростиха по еврейскому алфавиту в этой молитве.

Мидраш говорит по поводу стиха «Нагила венисмаха бах» («мы ликуем и радуемся Тобою»), что слово «бах», которое состоит только из двух еврейских согласных «бет» и «хаф», имеет числовое значение 22, по числу букв в еврейском алфавите. На высоте нашей Божественно вдохновленной радости и счастья мы желаем пользоваться всеми двадцатью двумя буквами нашего алфавита, чтобы восхвалять ими Б-га, ибо этими 22 буквами был создан мир и эти 22 буквы сами по себе в их происхождении считаются «именами» или атрибутами Б-га.

Опубликовано: 14.07.2007 Комментарии: 0
Темы: Буквы
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter