Будь благословен, Оплот наш, во веки

26.08.2007 | 4032 | (0)
Будь благословен, Оплот наш, во веки

Транскрипция молитвы:

Тисборейх лонецах цурейну малкейну вегейалейну бейрей кдейшим, йиштабах шимхо лоад малкейну йейцейр мешорсим, ваашер мешорсов, кулом еймдим берум ейлом, умашмиим бейиро йахад бекейл, диврей Элейим хаим умелех ейлом. Кулом аувим, кулом берурим, кулом гибейрим, кулом кдейшим, ве-хулом ейсим бээймо увейиро рцейн кейном. Ве-хулом пейсхим эс пием бикдушо уветооро, беширо увезимро, умеворхим умешабхим, умефоарим умаарицим, умакдишим умамлихим:

Эс шейм оЭйл, амелех агодейл, агибейр веанейро кодейш у: ве-хулом мекаблим алейем ейл малхус шомаим зэ мизэ, венейсним беааво ршус зэ ла-зэ, легакдиш лейойцром бенахас руах бесофо вруро увинеимо кдейшо. Кулом кеэход ейним беэймо вееймрим бейиро:

Кодейш Кодейш кодейш Адейной Цвоейс, млей кол оорец квейдей:

Веаейфаним вехайейс а-кейдеш берааш годейл миснасъим леумас асрофим, леумосом мешабхим вееймрим:

Борух квейд Адейной мимкеймей:

После молитвы «А-меир», в которой мы славим Превечного, Создателя светил, при помощи всех 22 букв еврейского алфавита, следует молитва «Титбарех ланецах цурейну» («Будь благословен, Оплот наш, во веки»).

Молитва эта красочно описывает небесных ангелов, славящих Б-га. Это описание основано на известном видении пророка Йешаяу. Молитва ангелов называется «Кдуша» (освящение), потому что она начинается словами «Кадош, Кадош, Кадош» («Свят, свят, свят Превечный, полна вся земля Его славы!»).

Следует напомнить здесь, что Кдуша произносится нами три раза в утренней молитве: перед Шма, о чем мы ведем речь сейчас; при повторении кантором Шмоне эсре и, наконец, в молитве «Ува ле-Цион» («И придет избавитель для Циона»).

Переход от светил к ангелам весьма понятен. Ибо, когда мы смотрим на небо и восхищаемся деяниями Б-га, который «уготовил и создал луч солнца», мы тогда обращаемся к небу и «видим», как ангелы служат Всевышнему, трепеща от благоговейного страха пред Создателем. Так живописно нарисованная великими пророками Йешаяу и Йехезкелем картина служения Б-гу ангелами действительно навевает на нас благоговейный трепет, что способствует нашей подготовке к великой молитве Шма.

Наши мудрецы говорят нам в Талмуде, что ангелы на небесах поют хвалу Превечному после прочтения нами наших молитв на земле. Кдуша должна была быть поэтому помещена в конце наших молитв, а не перед Шма. Однако, как было объяснено раньше в связи с молитвой «Амеир», мы хотим сразу же провозгласить, что Б-г един, и что все остальное было создано Им, и все почитают только Его одного, в отличие от веры поклонников солнца, луны и других небесных тел.

Ангелы названы «посыльными». Еврейское слово «ангел» («мал'ах») фактически означает посыльный. Ангелы не являются независимыми существами, — они созданы для определенной цели. Наши мудрецы говорят, что каждый день Б-г создает ангелов из Огненной Реки, а после того, как они выполняют их задачу и кончают петь их хвалебный гимн Б-гу, они прекращают свое существование (Хагига 14а). Имеются, конечно, «служебные» ангелы, существующие всегда. Это наивысшие из созданных разумных существ, которые постигают Божество в очень высокой степени благодаря их большой близости к нему. Но их постижение Б-га равно их смирению и самоуничижению, выраженным благоговейным трепетом в присутствии их Создателя и проявлением трогательного обожания Его. Об этом сказано в молитве:

«Все они возлюблены, чисты и сильны и все они в страхе и благоговении исполняют волю Властителя своего; и все они отверзают уста свои в святости и чистоте для песнопения, и благословляют, и хвалят, и величают, и провозглашают могущество и святость имени Б-га, Владыки...»

Молитва описывает дальше, как «все они друг от друга приемлют на себя иго небесного царства...» Следует помнить, что «ярмо» одевают на животных не для того, чтобы мучить их, а для того, чтобы дать им возможность согласованно идти дружно в упряжке. В этом смысле мы также принимаем на себя «ярмо» (иго) небесного царства». Это означает, что мы должны не только признавать верховенство Божье, но что мы должны «тянуть все вместе», чтобы продвигать вперед царство Божье на земле. Мы впряглись в это «ярмо» добровольно и с радостью, зная, что заветы и предписания Божьи ничего общего не имеют с закабалением, наоборот, — они-то и вселяют в нас чувство действительной духовной свободы и дают нам силу и власть над нашими страстями и слабостями, свойственными нашей человеческой природе.

Сонмам ангелов требуется большая подготовка до того, как приступать к произнесению их молитвы, чтобы «святить Творца своего с умилением духа, с речью чистою, святою сладостью. Все воедино возглашают, благоговейно взывая: «Свят, свят, свят...».

«Святой» на еврейском языке означает «отделенный». Когда говорят, что Б-г свят, то это означает, что Б-г от мира отделен; Он превыше мира, который создан Им, но не оказывает на Б-га никакого воздействия. Повторение слова «Свят» три раза получает расширенное объяснение в арамейском (халдейском) переводе Кдуша в молитве «Ува ле-Цион»: «Свят в небесной выси, обители Его Шхины; свят на земле, творении Его силы; свят вечно во веки веков».

Однако, хотя Б-г отделен и превыше всех миров, которые созданы Им, «полна вся земля славы Его». Б-г превыше мира, Он же и «внутри» мира. Благодаря Его атрибуту «Сила» («Гвура») Он может ограничивать и концентрировать некоторую часть Своего безграничного бытия в этом ограниченном мире. И действительно, мы уже заметили в связи с идеей о непрерывном созидании, что если бы не постоянный приток Божественной энергии, мир ни одной минуты не существовал бы.

Но в словах «вся земля полна славы Его» заложена еще одна мысль. Сами ангелы признают, что главная суть Божественной славы концентрирована в самом низком из всех миров, в земном мире. Именно здесь на земле человек удостоился привилегии получить Тору и заповеди, составляющие мудрость и волю Божью. Изучая Тору и соблюдая Божеские заветы, человек может достигнуть духовной высоты, недоступной даже ангелам. Ангелы не обладают свободой выбора, не свободны в своих действиях; в то время как человек наделен такой свободой, он в состоянии сам выбирать между добром и злом. Поэтому человек находится в лучшем положении, и он в состоянии оценивать добро в противоположность злу; избегая же зло и делая добро, человек может добиться безграничного духовного совершенства, чего ангелы лишены (см. Ликутей Тора, Браха 98а).

Создатель Светил

Продолжая в том же духе, этот последний раздел первой благословение перед чтением «Шма» заключает: «Б-гу благословленному дают они (ангелы) усладу... Ибо Он один совершает мощное, производит новое... Он Владыка чудес, возобновляющий по благости Своей, ежедневно, постоянно... Благословен Ты, Превечный, Создатель Светил».

Как обычно в случае длинных благословениях, оканчивающихся той же мыслью, что и в начале, эта благословение начинается и оканчивается мыслью о том, что Б-г никогда, ни на минуту не прекратил процесса созидания с применением так называемого особого Б-жественного Провидения — «Ашгаха пратит», как упомянуто выше.

Мы благословляем Б-га как Творца светил. При этом мы имеем в виду не только физические светила, свет солнца и луны и другие формы света, но также «светила» в более глубоком смысле, — свет Торы и заповедей, как написано: «Заповедь — светильник, а Тора — свет».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.