Псалмы 146-150

15.10.2006 | 4293 | (0)

Пять псалмов, которые следуют за молитвой «Ашрей», являются хвалебными гимнами — Псукей дезимра. Они написаны Божественно вдохновленным королем Давидом, который пел хвалу Превечному и выражал свою горячую любовь Б-гу в своей книге Псалмов (Теилим). Псалмы 145-150, которые включены в утренние молитвы, являются заключительными главами этой святой книги Библии.

Мотив этих псалмов, являющихся сами по себе музыкальным шедевром, почти один и тот же — хвала, выражаемая индивидуумом, созерцающим Превечного. Сила звучания этих песнопений, начинающихся тихим и одиноким голосом, все болыце возрастает и увеличивается со вступлением в общий хор все большего числа голосов, распевающих Б-жью славу. В финале этой Божественной симфонии вся вселенная издает ликующий призыв: «Все одушевленное да хвалит Превечного».

Содержание этих псалмов приводит к логическому завершению мысль, начатую в молитве «Йеи хевод», в которой Б-г объявлен Создателем вселенной, и продолженной в молитве «Ашрей» подробным описанием Его полными любви Провидением и Вездесущностью. В этих трогательных пяти псалмах каждый отдельный еврей, природа в целом и, наконец, весь мир свидетельствуют свое почтение Б-гу за свое существование.

В первом из этих псалмов, «Алели нафши эт Ашем» («Хвали, душа моя, Превечного») король Давид говорит от имени всех евреев, вознося хвалу Превечному за Его помощь и отвергая допустимость полагаться на людскую силу и энергию. Человеческая помощь только временная и редко бывает бескорыстной. Помощь же Б-жья вечна и надежна; она приходит как к бедному, так и к богатому человеку. Он поддерживает сирот и вдов и защищает праведного от неправого.

Второй из этих псалмов переходит от прославления «Ашгаха Пратит», от Провидения, объектом которого является отдельная личность, к Провидению, имеющего в виду всю общину — «Ашгаха Клалит» — в целом. Особая забота о еврейском народе выражена в связи с установленным Создателем порядком в природе и управлении Им ею. Природа существует только благодаря Ему и зависима от Его милости; она управляется неизменными законами, так называемыми законами природы, которые Он Сам создал и воплотил в природу. Израиль был также наделен «Хуким» и «Мишпатим» (уставами и законами) — Божественными законами, принятием которых еврейский народ оказался на особом положении в части непосредственного и личного управления вселенной Превечным. За это отличие в части наделения нас особыми привилегиями и обязанностями мы воспеваем Ему хвалу: «Хвалите Превечного, ибо приятно воспевать Б-га нашего».

Выраженная сердечная хвала в псалме 147 продолжается и в псалме 148, где вся вселенная включается в общий хор горячего прославления Создателя. Небо и земля и все их воинства — ангелы, планеты, звезды и все небеса; морские чудовища, огонь, град, снег, буря, горы и холмы, плодовые деревья и кедры, дикие и домашние животные, насекомые и крылатая птица, цари, князья, судьи, старцы и малые дети, все, что в вышине на небесах и внизу на земле, короче говоря, — вся огромная вселенная объединилась в едином мощном хоре, чтобы вознести хвалу Превечному, ибо все существует только благодаря Его слову.

Этот псалом заканчивается предвидением будущего. Ибо, в то время как Израиль и вся природа уже сейчас славят каждодневно Б-га, отстающие от Израиля в этом отношении цари, князья и судьи на земле в конце концов также последуют его примеру и признают абсолютную власть Б-га. Тогда, этот преследуемый сейчас народ восстанет из своего положения униженного и оскорбленного и превзойдет свою былую славу как истинный служитель Превечного.

Это предвидение будущего продолжает король Давид в следующем псалме, в котором рисуется время, когда все человечество объединится и весь мир станет как бы единым огромным Храмом, в котором раздастся одно новое сильное песнопение во славу Превечного: «Ширу лашем шир хадаш» («Пойте Превечному новую песнь»). Под предводительством Израиля новое тогда человечество признает Создателя. Тогда враги Божьи подвергнутся справедливому суду Божьему, все население земли будет очищено от грехов и искупит свою вину; и не будет ничего такого, что нарушило бы всеохватывающую святость: «Аллелу кел бекадшо» («Хвалите Б-га во святилище Его»), о чем говорит последний псалом.

В этом последнем псалме описывается, как все голоса объединились теперь в едином гимне Превечному. Они ликующе славят Его тринадцатью выражениями хвалы (в еврейском тексте слово «хвала» повторяется тринадцать раз). Всеми музыкальными инструментами и певучими голосами все живущее изливает свою душу, выражая свое страстное стремление к Б-гу, свои надежды и желания. Вселенная будет вся как одно целое: одна душа и один дух, объединенные призывом к объявлению царства Божьего: «Кол анешама теалел ка» («Все души будут хвалить Превечного»).

Это является также великим и надлежащим окончанием Книги Псалмов, которая сквозь века являлась и является и поныне источником утешения в человеческом горе, излиянием души в молитве и вере. Книга Псалмов является, конечно, самым великим Божественно вдохновленным духовным произведением, достойным занять важное место в наших каждодневных молитвах, чтобы служить введением к самой существенной части нашей утренней молитвы — «Шма» и «Шмоне эсре».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.