Молитва «Ашрей»

17.09.2006 | 7999 | (0)

Молитва:

אשרי

Перевод:

Счастливы находящиеся в Храме Твоем, вовек они будут славить Тебя! Счастлив народ, чей удел таков. Счастлив народ, чей Б-г — Всесильный. Хвала Давида. Буду превозносить Тебя, Всесильный мой, властелин, буду благословлять имя Твое во веки веков. Каждый день буду благословлять Тебя, восхвалять буду имя Твое во веки веков. Велик Б-г и очень хвалим, величие Его неисповедимо. Из поколения в поколение прославлять будут творения Твои, возвещать о могуществе Твоем. О великолепии славы величия Твоего и о чудесах Твоих я повествую. О могуществе грозных дел Твоих будут [все] говорить, а я буду возвещать величие Твое. Память великой благости Твоей будут произносить и справедливость Твою воспевать. Жалостлив и милосерд Б-г, долготерпелив и велик милосердием. Добр Б-г ко всем, милости Его на всех творениях Его. Благодарить будут Тебя, Б-г, все творения Твои, благословлять Тебя будут благочестивые Твои. Славу царства Твоего будут изрекать, говорить о могуществе Твоем, чтобы возвестить сынам человеческим о могущественных делах Его, о славном великолепии царства Его. Царство Твое — царство всех веков, владычество Твое — во всех поколениях. Поддерживает Б-г всех падающих и выпрямляет всех согбенных. Все глаза к Тебе устремлены, и Ты даешь им пищу их своевременно. Открываешь [Ты] руку Твою и насыщаешь все живое по его желанию. Праведен Б-г во всех путях Своих, благочестив во всех деяниях Своих. Близок Б-г ко всем призывающим Его, ко всем, кто призывает Его в истине. Желание благоговеющих пред Ним исполняет Он, вопль их слышит Он и спасает их. Хранит Б-г всех любящих Его, а всех злодеев истребит. Хвалу Б-га изрекают уста мои, всякая плоть благословит имя святости Его во веки веков. Мы будем благословлять Б-га отныне и вовек; восхвалите Б-га!

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Молитва «Ашрей» (Псалом 145) предшествует ряду псалмов, включенных в каждодневную утреннюю молитву по инициативе рабби Йосе, который сказал: «Да будет моя доля с теми, которые заканчивают Алель каждый день».

Наши мудрецы утверждают: «Тот, кто читает этот псалом (145) три раза в день, имеет свою долю в будущем мире».

Этот псалом содержит буквы всего «алеф-бет» (за исключением буквы «нун»), расположенные в строгом алфавитном порядке, в начале каждого стиха. Эта молитва включает также стих: «Ты открываешь руку Свою и охотно насыщаешь все живущее», утверждающий, что Божье Провидение заботится о любом живом существе. Особая важность молитвы «Ашрей» заключается поэтому в выраженных здесь двух центральных идеях: что Божья слава воспевается словами, содержащими все буквы алфавита, то есть любыми возможными формами проявления человеческих чувств, и в том, что Б-г заботится о всех Своих творениях.

Собственно псалом 145 начинается фактически стихом «Теила ле Давид». Наши мудрецы объясняют нам, почему молитва «Ашрей» начинается вводным стихом Ашрей («Блажены обитатели Дома Твоего; вечно они будут хвалить Тебя»). Дело в том, что молитва Минха начинается псалмом 145, и стих «Ашрей» был поставлен впереди этого псалма в виде введения и соответствующего начала. Поэтому остался этот стих впереди псалма 145 также и в утренней молитве, хотя «Ашрей» читается тогда не в начале, а в середине молитвы.

Имеются еще два объяснения, почему этот псалом обрамлен еще двумя стихами из других глав, а именно: в начале стихом «Блажен народ с такой судьбой; блажен народ, чей Б-г — Превечный», который является последним стихом предшествующего псалма 144, и стихом «А мы будем благословлять Превечного отныне и до вечности; славьте Б-га» в конце. Ибо эти стихи освещают надлежащим образом содержание псалма 145.

Еврейская точка зрения о Б-ге существенно отличается от таковой других народов в части Его Провидения и милости. «Не будь подобен другим, — обращается рабби Акива к еврейскому народу, — которые почитают своих богов, когда им хорошо, и проклинают их, попав в беду... Вы, евреи, когда Б-г награждает вас счастьем, славьте Его, а когда Он причиняет вам страдания, славьте Его также». Это признание всемилостивой любви Б-га, Который всегда добр к нам, независимо от того, хорошо ли нам или плохо, выражено в ряде стихов псалма 145, которые славят поочередно величие Б-га, Его милость, справедливость, Провидение и вездесущность, чтобы показать, что все, что случается, происходит потому, что оно отвечает Б-жественному плану во вселенной и потому направлено к добру.

Буква «нун» отсутствует в алфавите псалма 145 потому, как объясняют наши мудрецы, что ею начинается слово нефила, означающее падение. Но король Давид не опустил и эту букву. В следующем стихе, начинающемся очередной буквой «самех», выражена мысль, что Б-г поддерживает и восстановляет падающих — «нофлим».

Псалом 145 оканчивается стихами, славящими Б-га, к Которому все живое должно обращаться за помощью; Который — «хасид», милостив вне рамок строгой законности к тем, которые взывают к Нему с искренней верой. Самый последний стих псалма 145 подытоживает все сказанное выше утверждением, что Израиль никогда не перестанет славить Б-га и что «всякая плоть будет благословлять Его во веки вечные».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.