3. Понимание простого смысла на уровне ребенка

13.04.2011 | 3743 | (2)
Источник: книга «ШЛИТА» гл. 3
3. Понимание простого смысла на уровне ребенка
Понимание простого смысла на уровне ребенка

Во время собрания для детей, проводимое в праздничные дни Песаха 5746 г. (см. «Итваадует» 5746 том 3, стр. 122) Ребе שליט"א Король Мошиах объяснил разницу между словами «и дай росу и дождь для благословения» и словами «дай благословение» (которые начинают произносить в молитве в первый день праздника Песах). Ребе сказал так:

Когда мы говорим «и дай росу и дождь для благословения», то просим у Всевышнего, чтобы он дал «росу и дождь» благодаря чему будет потом благословение… Но когда мы говорим «дай благословение», то это значит, что мы просим у Всевышнего благословения прямо, без всякой подготовки и получаем это благословение от самого Всевышнего в совершенстве, так, что нет необходимости ждать, пока дождь оросит землю и только после этого понадобится пахать, сеять и печь для получения благословения.

Для полного понимания этой идеи Ребе привел пример, понятный детям:

Эти два вида получения благословения есть и в нашей жизни: когда вы приходите домой и мама довольна вами, есть две формы выражения этого. 1. Мама говорит вам, что приготовила еду, дает вам ключ от шкафа со вкусными вещами и объясняет, как налить воду для чая и где взять сахар… 2. Мама готовит все сама на столе и дети могут сразу сесть и начать есть.

После этого, Ребе объяснил, что эти две формы существуют при получении награды от Всевышнего за совершенные благие дела. За исполнение заповедей обычным способом мы получаем награду, которая достигается через наш труд, а за заповеди исполненные самым тщательным образом, мы получаем награду от Всевышнего немедленно и в совершенстве, без дополнительных усилий со стороны человека.

Через несколько дней после этого, один из посланников повторил данное объяснение в своей синагоге и один из присутствующих не согласился с примером. Он утверждал, что все наоборот — дети предпочитают приготовить все сами. Посланник не растерялся и сказал: «Смотри, мы с тобой взрослые и не можем спорить о предпочтениях детей. Давай спросим ребенка». И тут же при всех он подошел к маленькому мальчику и спросил: «Что ты предпочитаешь: чтобы мама приготовила и подала тебе еду или же ты делал это сам?» «Чтобы мама», — был ответ.

Этот случай подтверждает слова Ребе о детях, которые видят суть вещей прямо и четко и не имеют предвзятого мнения.

Говоря простыми словами: взрослый человек, стремящийся быть правдивым, в тот момент, когда он хочет выразить свое мнение о чем-то, он отдаляется от всего того, что скрывает истину. Он не только отдаляется от самолюбия, зависти и соперничества, но и должен отдалиться от положительных качеств, скрывающих истину. А ребенок видит сразу истину без всяких преград, от которых должен освобождаться взрослый.

Вот еще один пример на эту тему:

Один из посланников Ребе Короля Мошиаха приехал в «770» с семилетним сыном. После молитвы он спросил ребенка: «Что ты видел?» «Я видел, что Ребе хорошо молится», — ответил мальчик.

Если бы этот вопрос задали взрослому, особенно старому хасиду, то разумеется его ответ был бы совершенно другим. Он бы начал говорить о самоумалении, которой он видит у Ребе, описывать различные обычаи Ребе во время молитвы… Но ребенок видит вещи по простому, как они в своей сути. Он просто видит, что Ребе молится хорошо.

Неоднократно Ребе приводит слова мудреца рабби Шимшона (которые приводит Цемах-Цедек в книге «Дерех мицватеха»): «Я молюсь, как этот ребенок».

Почему рабби Шимшон хотел молиться как ребенок? Потому что ребенок молится самому Всеышнему. Взрослый человек во время молитвы связывается со Всевышним через раскрытия, а ребенок — через суть души. И Ребе объясняет также о преимуществе ребенка даже над взрослым, который молится как ребенок.

В выступлении 21 Менахем-Ава 5744 г. (опубликовано в книге «Итваадует» том 4, стр. 2453) Ребе сказал:

Я прошу у «хабадской элиты», чтобы не делали глупостей добавляя к моим словам комментарии и намеки, что якобы мое намерение было так или так — то, что я думаю, то и говорю. И нет необходимости, чтобы мне помогали в этом и только чтобы не нанесли ущерб.

Перед нами указание Ребе не искажать его слова от их простого смысла. И если это связано со словами Ребе вообще, то тем более это актуально относительно его высказываний об Освобождении, как будет объяснено вскоре.

Много раз Ребе подчеркнул, что его высказывания об Освобождении могут быть понятны и ребенку. Приведем несколько примеров…

«Итваадует» 5744 года том 2, стр. 1079:

Когда взрослые запутываются в какой-то области и не знают что делать, есть простой совет — спросить пятилетнего ребенка, который начал учить Тору. Пусть спросят ребенка, в чем смысл слова «Доколе!» — является ли это рассказом, советом или даже просьбой… или это требование со всеми силами. И тогда услышат от нено, что смысл слова «Доколе!» — требование изо всех сил!

«Итваадует» 5744 года том 4, стр. 2399:

И в этом видно также достоинство детей: когда спросят ребенка, что он имеет в виду произнося слова «на Твое спасение полагались целый день», «и увидят наши глаза Твое возвращение в Сион» — у него в этом нет вопросов. Он имеет в виду по простому, что Освобождение наступит немедленно! Ведь Освобождение это хорошая вещь, так зачем откладывать это на завтра, если можно получить сегодня. Он понимает это в буквальном смысле и не нуждается в объяснениях и доказательствах. Поэтому и взрослые могут выучить отсюда, каков простой смысл этих слов. И говорилось много раз, что именно молитва ребенка проста, без вмешательства посторонних вещей. Он не имеет представления о духовных субстанциях… и когда его спрашивают, кому он молится, то он отвечает просто: «Самому Всевышнему!» И в терминах хасидизма — Сущности Всевышнего! И он совсем не понимает этот вопрос. И произнося слова «на Твое спасение полагались целый день» ребенок не понимает, как можно подумать, что это не произойдет немедленно…

Мы видим, что прежде всего нужно понимать слова Ребе в простом смысле. Как ребенок, который видит это просто, четко и ясно, без лишнего заумничества. Если же у взрослого появились сомнения, то по совету Ребе пусть спросит ребенка.

В беседе 12 Тамуза 5744 г. Ребе подробно объяснил форму понимания пятилетнего ребенка, изучающего Тору также и в законодательной области, в частности в изучении книги РАМБАМа, из чего можно понять, что ребенок в состоянии понять общее содержание бесед Ребе. И мы видели неоднократно, как Ребе объяснял глубокие вещи и добавлял, что это понятно также и пятилетнему ребенку.

Здесь уместно добавить, что исследования, сделанные с помощью уточнения в слова Ребе ни в коем случае не могут противоречить простому пониманию этих слов. Метод уточнения дает возможность понять вещи глубже, но не искажать простой смысл.

Мы также видим, что Ребе просил взрослых следовать за детьми и брать с них пример.

Ребе дал указание петь «Мы хотим Мошиаха сейчас» и сказал («Итваадует» 5742 года 4 том, стр. 2019):

Несомненно присоединятся к ним и взрослые — петь вместе с ними и иметь это в виду по простому, так как это связано с… истиной, что хотим Мошиаха сейчас.

Теперь у нас есть та основа, с помощью которой мы можем дать ответы на многие вопросы, но этой информации еще не достаточно, чтобы вынести окончательное решение по интересующим нас вопросам. Ведь малограмотный упорный человек начнет объяснять слова Ребе так, как ему вздумается и еще будет утверждать, что это единственное «правильное» понимание. Как Ребе пишет («Итваадует» 5744 года том 1, стр. 63) о подобном человеке, который считает, что Освобождение наступит когда этого захочет Всевышний, а нам не нужно просить этого. И Ребе отвечает ему так: когда у тебя болен ребенок, ты молишься, чтобы он выздоровел сегодня, сейчас или когда Всевышний захочет?..

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.