Урок 2: Ответ заблуждающимся

Рав Йосеф Вайнберг Перевел и обработал: Шолем Лугов
21.03.2005 | 3368 | (0)
Источник: Lessons In Tanya
Урок 2: Ответ заблуждающимся
Ответ заблуждающимся

На прошлом уроке мы изучили, что Божественная жизненная сила, приводящая все творения к существованию, должна постоянно находиться в них для того, чтобы обновить и повторно оживить их. Если бы эта сила оставила какое-либо творение хоть на мгновение, то оно бы полностью прекратило бы свое существование, как до создания мира.

Сейчас мы постараемся понять, каким должен быть ответ заблуждающимся и выясним, в чем коренится их ошибка. Ведь тот, кто затрудняется в вере, должен уяснить себе, в чем корень его ошибки, ибо с этим связаны и все остальные его вопросы. Речь идет о тех, кто не отрицает, что Б-г создал мир, а тех, кто отрицает Божественное Провидение по отношению к отдельным творениям, а также знамения и чудеса, о которых рассказывает Тора.

Почему они так поступают и отрицают это, ведь они согласны, что Б-г сотворил мир? Их ошибка — в проведении ложной аналогии. Они представляют себе действие Б-ra, творящего небо и землю, подобным делам человеческих рук. Когда из рук ювелира выходит сосуд, этот сосуд больше не нуждается в создавшем его, и хотя руки ювелира не прикасаются к нему более, и сам ювелир удалился, сосуд сохраняет точно ту же форму, какую он ему придал. Так же представляют себе эти неразумные сотворение неба и земли.

Они думают, что земля и небо были созданы однажды и уже не нуждаются в своем Создателе. Поэтому эти люди отрицают Божественное Провидение и знамения и чудеса, о которых рассказывает Тора, поскольку эти чудеса свидетельствуют, что Всевышний продолжает «заниматься» творением и время от времени изменяет законы природы посредством чудесных явлений.

Но их глаза ослеплены и не способны видеть громадную разницу между делами и творениями человека, который создает из уже существующего, лишь изменяя форму и вид, кусок серебра превращая в сосуд, и творением из ничего неба и земли.

Человек лишь изменяет форму существующего. И даже если новая форма уже существовала в потенциале, ведь природа металла — в нашем примере куска серебра — позволяет придавать ему разную форму при нагревании или ковке. Поэтому ремесленник совершенно не меняет саму материю и после того, как он однажды закончил делать какой-либо предмет, он может оставить его при этом зная, что его работа закончилась и он уже больше не нужен.

Но есть люди, которые не способны видеть разницу между делами и творениями рук человека и творением из ничего неба и земли Всевышним. Ведь если речь идет о возникновении из абсолютного небытия, то есть необходимость в возникшем продолжение действия творческой силы, которая раз сообщила ему существование, ибо это существование ею обусловлено.

До того, как земля и небо были созданы, они просто не существовали. Только после их создания Всевышним, они стали существовать как объекты в нашем мире. И их «жизнь» считается чем-то «новым», не существовавшим ранее.

Ведь это (творение из ничего) — чудо большее, чем, например, разделение вод Тростникового моря, когда Всевышний заставил море отступить под напором сильного восточного ветра, дувшего всю ночь, и воды расступились и встали стеной. Если бы Всевышний прекратил на минуту ветер, воды тут же снова обрушились бы вниз, как это им свойственно по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено из ничего и постоянно возобновлялось.

Ребе שליט"א Король Мошиах объясняет, что Алтер Ребе хочет сказать, что не только вода является созданием из ничего, но и сама природа воды течь сверху вниз также было создано из ничего.

Ветер Всевышнего не только оттеснил воды, но и действовал по отношению к ним как творческая сила — сообщил воде новую способность: стоять стеной. Это не было сотворением принципиально нового качества: есть в природе творения, которым свойственно стоять, стена например. Однако это свойство нуждалось в непрерывном возобновлении своего существования. Если же говорить о совершенно первичном сотворении того, что никогда не существовало, тем более ясно, что необходимо постоянное присутствие создавшей их творческой силы, ее постоянное действие. Ведь стена стоит сама, без поддержки ветра, но не такова природа воды.

И если для совершения чуда — разделения вод Тростникового моря — необходимо было непрерывное действие Б-га, тем более необходимо оно при творении из ничего. Так как это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Тростникового моря, и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие. В творимом постоянно должна действовать сила Творящего для оживления и поддержания его существования, и это — «буквы речи» Десяти речений, которыми творения созданы.

И таков смысл слов: «веата мехайе эт кулам» («Ты всех их оживляешь») (Нехемия 9:6). Это значит, что Всевышний дает жизнь всем созданиям. И можно прочитать слова «мехайе» (מחיה, «оживляешь») как «меавэ» (מהוה, «творишь»), то есть творишь из ничего. Оживление не обязательно предполагает творение. Душа, например, дает жизнь телу, но не сообщает ему существования. При творении же жизнь Творца не только оживляет, но из небытия вызывает к существованию, и это — непрерывное продолжительное действие, с его прекращением должно было бы прекратиться и существование всего созданного. В сущности, оживление и творение в этом случае идентичны.

Слово «ата» (אתה, «Ты») — намекает на все буквы еврейского алфавита, от «алеф» (א, первой буквы) до «тав» (ת, последней буквы) и буква «эй» (ה) — намекает на пять путей произношения, то есть источники букв. Числовое значение буквы «эй» — 5. Пять путей произношения — гортань, нёбо, язык, зубы и губы. Таким образом, слово «ата» во фразе «Ты всех их оживляешь», состоящее из «алеф» и «тав» (все буквы алфавита) и буквы «эй» (речь), указывает на буквы как на проявление оживляющей и творящей силы. Духовные буквы, проистекающие из пяти высших органов речи, осуществляют творение из ничего для всего созданного мира.

И хотя Б-г не имеет телесной формы, много в Писании таких звучащих антропоморфически выражений, как: «И Б-г говорил», «И сказал Б-г», и это — раскрытие пророкам двадцати двух высших букв и облечение этих букв в виде пророческого видения — в их уме и постижении, а также в мысли и речи, как написано: «Дух Б-жий говорил во мне, и слово Его на языке моем», и как о том же писал рабби Ицхак Лурия в «Шаар а-невуа». И вверху существуют буквы и речь которые облекаются в мысли и слова пророков.

Подобно этому и облечение букв в творениях, как написано: «Словом Б-га создано небо и дыханием уст Его — все воинство небесное». Но облечение букв в созданиях возможно лишь путем многократных и сильнейших поступенных нисхождений, пока они не достигают телесного мира Асия, пророческое же постижение — в мире Ацилут при его облечении в мире Бриа.

Мир Асия (Мир действия) — наш физический мир. Мир Ацилут (Мир эманации) — духовный мир, предшествующий сотворенным. Он представляет собой совершенное единство с Б-гом. Божественный свет в этом мире достигает уменьшения, достаточного для того, чтобы стало возможным сотворение физического. Мир Бриа (Мир сотворения) — первый из миров, сотворенных из ничего. Мир этот конечен и получает лишь отражение света мира Ацилут. Божественный мир Ацилут выше возможностей человеческого понимания, а, следовательно, он выше и пророческого видения, возможного лишь «при облечении мира Ацилут в мире Бриа». Однако оно выше, чем свет в самом мире Бриа.

И из этих высших сфер пророческий дух нисходит на пророка. Наподобие этому, духовные буквы проистекают и облекаются в сотворенные объекты давая им жизнь и создавая их из ничего.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.