Освобождение и Король Мошиах

11.02.2016 | 2104 | (3)
Освобождение и Король Мошиах

1. Освобождение и Король Мошиах. 2. Цель творения вселенной. 3. Король Мошиах. 4. Мошиах — во время изгнания. 5. Глава поколения и Мошиах поколения. 6. Раскрытие Мошиаха в нашем поколении.

1. Освобождение и Король Мошиах

Вера в приход Мошиаха — это центральная тема в иудаизме. Среди 13 принципов иудаизма, 12-ым является вера и ожидание прихода Мошиаха, как сказано: «Я верю полной верой в приход Мошиаха, и хотя он задерживается, я буду каждый день ждать его прихода». РАМБАМ пишет в «Законах Короля Мошиаха», что «если человек не верит в него и не ожидает его прихода, он отрицает не только слова пророков, но и саму Тору и Моше-рабейну»! По мнению части кодификаторов еврейского закона, вера и ожидание Освобождения является неотъемлемой частью исполнения первой из Десяти заповедей — «Я Б-г Всемогущий твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Так, например, в книге «Сефер мицвот катан» сказано, что «нам следует верить, что подобно исходу из Египта, Всевышний соберет и избавит нас в будущем, послав нам праведного Мошиаха».

Большая часть ежедневных молитв посвящена просьбам о скорейшем приходе Мошиаха. Сказано, что один из первых вопросов, который задается душе после ухода из материального мира, на Высшем Суде: «Ожидал ли ты избавления?»

Хафец-Хаим называет веру в приход Мошиаха «основной всех основ», а в теории хасидизма эта тема называется самым центральным аспектом иудаизма.

2. Цель творения вселенной

В Торе сказано «…и дух Б-га витает над водой». Говорят наши мудрецы, что «это дух Короля Мошиаха», ибо «Король Мошиах существовал еще в начале сотворения вселенной». В святых книгах объясняется, что «вся цель творения ради Мошиаха» и «цель мироздания это Эра Мошиаха». Иными словами, концепция прихода Мошиаха это не просто важный аспект в иудаизме. Геула (Освобождение) является целью, а весь мир, и даже изучение Торы и исполнение заповедей, являются только средствами для Освобождения, как сказали наши мудрецы: «Мир был сотворен только ради Мошиаха».

Для того, чтобы понять причину этого, необходимо разобраться в словах мидраша, что целью творения мира является то, что «Всевышний вожделел построить Себе жилище в нижних мирах». Всевышний захотел раскрыться именно здесь, в нашем материальном мире, который считается нижним по отношению к остальным духовным мирам. Причем Он захотел раскрыться здесь полностью, проявив здесь всю Свою Суть и Сущность, без малейшего сокрытия, подобно тому, как человек проявляет себя в своем доме.

В этом мире почти всегда преобладает зло. Он заполнен «клипот», духовной скорлупой, которая скрывает Б-жественное присутствие и проявляется в отрицательных аспектах воющих со святостью и самим Всевышним. Мир был сотворен таким образом, что он скрывает присутствие Творца. Не случайно слово «олам» («мир» на святом языке) происходит от слова «ээлем» (сокрытие). На первый взгляд, мир как бы «утверждает», что он существует сам по себе, без Творца и Властелина, не дай Б-г. Особенно это ощущается во время галута (изгнания), когда Иерусалимский Храм разрушен и еврейский народ притесняют. Б-жественная истина не ощущается, и мир скрывает присутствие собственного Творца.

Всевышний сотворил мир таким, ибо Его желание состоит в том, чтобы Б-жественная истина раскрылась прорывая препятствия тьмы и обмана, чтобы Изгнание превратилось в Освобождение, само зло превратилось в добро и тьма стало светом.

Это желание Всевышнего исполнится в «конце дней», во время настоящего и полного Освобождения (а-геула а-амитит вэ а-шлема), благодаря духовной работе еврейского народа — изучению Торы и соблюдение заповедей во время изгнания. Во время Освобождения Всевышний раскроется во всей своей красе, без малейшего сокрытия и утаения. Исполнятся слова пророка: «И наполнится мир познанием Б-га». Все человечество придет к вере Единого Творца и исполнению его заповедей (евреи — 613 заповедей Торы, а неевреи — 7 заповедей потомков Ноаха). Как мы уже поняли, изгнание и Освобождение это понятия не только географические или политические. Во время Изгнания, то есть со времени разрушения Храма, и до абсолютного раскрытия Мошиаха, это время Б-жественного сокрытия, а время Освобождения — это время раскрытия Всевышнего.

Намек на это можно увидеть в самих словах «Гола» (изгнание) и «Геула» (Освобождение). На святом языке эти слова пишутся практически одинаково. Единственная разница состоит только в том, что слово «Гола» пишется без буквы «алеф», а «Геула» — через «алеф». Буква «алеф» — это намек на «Алуфо шель олам» — Властелина вселенной. То есть разница между изгнанием и освобождением состоит только в раскрытие Всевышнего. Приход Мошиаха не является, не дай Б-г, концом света, и даже не изменением природного порядка. Все хорошие вещи которые были во время Изгнания останутся. Новшество будет состоять в том, что Б-жественное присутствие раскроется и станет ощутимым во всех аспектах мироздания, и тогда само собой понятно что не будет места войнам, зависти и ненависти и другим отрицательным явлениям.

Поэтому РАМБАМ пишет, что задачей Мошиаха не является делать чудеса или знамения, а Геула не является изменением природного порядка. Цель прихода Мошиаха — создание необходимых условий для того, чтобы евреи могли соблюдать Тору и заповеди в рамках это мира на самом высоком уровне. Мошиах возродит королевскую власть Дома Давида, победит соседние народы, построит Третий Храм в Иерусалиме и соберет разбросанных по всему миру евреев в Землю Израиля. Таким образом, евреи смогут соблюдать заповеди, исполнение которых сегодня невозможно — например, законы о Храме о жертвоприношениях. Таким образом будет достигнута цель творения — находясь в этом материальном мире евреи без помех будут исполнять все 613 заповеди Торы.

3. Король Мошиах

Поскольку цель творения — это раскрытие Всевышнего в материальном мире, становится понятным, почему Освобождение должно наступить обязательно посредством Короля Мошиаха — материального человека из плоти и крови. Алаха (еврейский закон) однозначно говорит о том, что обязанностью еврея является верить не только в Освобождение, но и в Освободителя, Короля Мошиаха. Тот же, кто отрицает веру в то, что Освобождение наступит посредством Мошиаха, отрицает основы еврейской религии.

Поскольку вся цель творения состоит в раскрытии Б-жественного присутствия в материальном мире, то понятно, что и сама эта цель должна быть достигнута посредством материальных людей, творений Всевышнего. Это задача еврейского народа вообще, и особенно великих праведников, которые с одной стороны являются людьми из плоти и крови, неотъемлемой частью материального мира, а с другой стороны находятся в состоянии «битуль» (совершенному устранению собственного эго и абсолютной преданности Всевышнему). Они объединяют высший и нижний миры, Б-жественное и материальное.

Примером этого может послужить Моше-рабейну, о котором сказано в Торе: «Вот я стою между Б-гом и вами». Король Мошиах представляет собой самый высокий уровень «битуля» с одной стороны, а с другой стороны является человеком из плоти и крови, величайшим из людей. Объединив у себя эти два аспекта, он сможет таким образом повлиять на весь мир и превратить его в место абсолютного Б-жественного раскрытия.

В святых книгах Мошиах описывается как личность высочайшего уровня. В книги пророка Йешаяу сказано: «Вот преуспевать будет раб Мой, поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно». Объясняет мидраш, что «речь идет о Короле Мошиахе». «Поднимется» — выше Авраама, «и вознесется» — выше Моше, «и возвысится» — выше ангелов.

В каббале также объясняется, что Мошиах находится на более высоком уровне чем первый человек, Адам, до грехопадения. РАМБАМ пишет в книге «Мишне Тора», что Мошиах «будет мудрее короля Шломо». В святых книгах объясняется, что Мошиах включает в себя цельность и преимущества всех еврейских мудрецов. В своих комментариях к Мишне, РАМБАМ говорит, что вера в величие Мошиаха является неотъемлемой частью еврейской веры. По его словам, Мошиах будет самым сильным и уважаемым властелином всех времен и народов, а тот кто пренебрегает его величием, тем самым отрицает всю Тору.

Таким образом мы видим, что Мошиах будет могучим властителем, власть которого распространится на весь мир, но в то же время будет воплощением скромности и смирения, ибо его единственная цель это раскрытие власти Всевышнего в мире. Как сказано в хасидизме: «Король находится в состояние „битуль“, а через него это состояние передается всему еврейскому народу».

4. Мошиах — во время изгнания

Внутренней смысл Освобождения существует уже сегодня, в последние моменты изгнания. Для того чтобы подготовить себя к Освобождению, необходимо уже сейчас стараться вести себя так, как это будет во время Освобождения, в то время, когда «не будет ни войны, ни зависти и ни конкуренции».

Подобно тому, что подготовка к Освобождению начинается ещё во время изгнания, так же освободитель — Король Мошиах, находится в мире и начинает свою работу во время изгнания. Поскольку еврей должен ежедневно ожидать прихода Мошиаха и он действительно может придти в каждую минуту, то становится ясным, что в мире постоянно существует праведник, достойный стать Мошиахом.

Наши мудрецы неоднократно упоминали, что Мошиах находится не только во время, но и в месте изгнания — за пределами Земли Израиля. В Талмуде сказано, что Мошиах сидит у ворот Рима. В мидраше написано, что Мошиах находится в Эдоме и отомстит ему за преследования евреев. Как мы знаем, в еврейской традиции Рим и Эдом символизируют европейско-христианскую цивилизацию. Рабби Ицхак Абарбанель говорит, что слова пророка Зхарии: «Вот твой народ придет к тебе» означают, что Мошиах придет в Землю Израиля из заграницы. В книге «Зоар» также написано, что на первом этапе Мошиах будет находиться за пределами Священной Земли. Это кстати и есть простой смысл понятия «приход Мошиаха», то есть его приход в Землю Израиля, как сказано: «И внезапно придет господин в свой дворец».

МААРАЛ говорит что слова Талмуда о том, что Мошиах «сидит во вратах Рима», означают, что Мошиах перед своим полным раскрытием находится в сверхдержаве. Из этого следует, что в наше время «Рим» это США. Интересно, что ещё МАЛБИМ (р. Меир-Лейб бен Йехиэль-Михаэль) и Цанзский Ребе (автор «Диврей Хаим») говорили, что раскрытие Мошиаха начнётся в Америке.

В конце эпохи изгнания Мошиах раскроется как лидер еврейского народа и будет готовить народ к наступлению Освобождения. В Мидраше сказано: «Первый Освободитель (Моше) подобен последнему Освободителю» (Мошиаху). Как Моше-рабейну был послан в Египет еще во время порабощения, сообщил народу весть о ближайшем Освобождении и подготовил народ к Исходу, так и процесс раскрытия Мошиаха начинается ещё во время изгнания.

5. Глава поколения и Мошиах поколения

В книге «Зоар» сказано, что перевоплощение души Моше-рабейну существует в каждом поколение. Наши мудрецы говорят: «Нет поколения, в котором бы не было подобного Моше». Моше-рабейну называется «Наси адор» — глава поколения. Таким образом, в каждом поколении существует «Моше поколения», глава поколения, перевоплощение и продолжение Моше-рабейну.

Задача главы поколения это не только руководить народом. Наши мудрецы говорят: «Моше это Израиль (еврейский народ), а Израиль это Моше». В книгах каббалы и хасидизма объясняется, что душа главы поколения включает в себя все еврейские души. Как известно, в Б-жественной душе каждого еврея существует пять уровней. Самый высокий, пятый уровень, на котором раскрывается Б-жественная искра, присутствующая в душе каждого еврея называется «йехида», «единая». Смысл этого названия состоит в том, что на этом уровне души проявляется абсолютное единство еврея с Единым Б-гом. Глава поколения называется «йехида клалит», «общая йехида», а «йехида» каждого еврея является искрой от души главы поколения.

Еврейский народ подобен одному, большому, единому телу. В книге «Тания» объясняется, что каждая еврейская душа соответствует определенной части этого «тела», а глава поколения соответственно является «головой». Подобно тому, как каждая часть тела получает свою жизненную энергию от головы, также все еврейские души связаны с душой главы поколения, задача которого соединить еврея со Всевышним. Поэтому глава поколения называется также «РаБИ» (в ашкеназском произношение «Ребе»). Это слово расшифровывается как аббревиатура «Рош Бней Исраэль» — Глава Сынов Израиля.

Как мы уже упоминали раньше, у каждого еврея существует особая, Б-жественная душа, о которой сказано что она является «частицей Всесильного свыше, в буквальном смысле слова». Однако кроме этого у каждого еврея существует также естественная — животная душа и материальное тело, и между этими двумя началами происходит тяжелая внутренняя борьба. Зачастую животной душе удаётся сделать присутствие Б-жественной души сокрытым и малоощутимым. Однако у праведников, а в особенности у главы поколения, ситуация совершенно иная. Его естественная душа и материальное тело не только не мешает а наоборот, покорно служат интересам Б-жественной души.

В Псалмах Моше называется «человеком Всесильного». Мидраш комментирует эти слова следующим образом: «Нижняя часть Моше — это человек, а верхняя — Всемогущий». В хасидизме объясняется, что несмотря на то, что Моше является человеком из плоти и крови («нижняя часть это человек»), его Б-жественная душа («высшая часть это Всемогущий») ощущается в открытом виде и его материальное тело находится в абсолютном гармонией с душой и представляет собой единое целое.

Задача каждого еврея — добиться максимального объединения материального и Б-жественного, что и является внутренним смыслом прихода Мошиаха. Для этого ему необходима связь с главой поколения, который уже находится на этом уровне. Поэтому о Моше сказано: «Вот я стою между Б-гом и вами». Глава поколения является «мемуца мехабер», соединяющим посредником, с помощью которого раскрывается связь каждого еврея со Всевышним.(Следует обратить внимание что в книгах хасидизма подробно разъясняется чёткая разница между необходимостью связи с соединяющим посредником — главой поколения, и однозначным запретом иметь или обращаться к «мемуца мафсик» — разъединяющему посреднику).

Наши мудрецы говорят, что «первый Освободитель является также последним Освободителем». То есть несмотря на то, что Моше и Мошиах являются разными людьми, представляющие разные аспекты и даже имеющие разное происхождение (Моше из колена Леви, а Мошиах из колена Йеуды), они все же связаны друг с другом. Подобного тому, как существует Моше в каждом поколение, точно так же есть Мошиах в каждом поколение. Более того, глава поколения и является Мошиахом поколения.

Всевышний обещал Давиду, что королевская власть вечно будет принадлежать его потомству, как сказано в Торе: «Не отойдет скипетр от Йеуды» (как известно, Король Давид из колена Йеуды). Несмотря на то, что после разрушения Первого Храма официальная монархия Дома Давида прекратила существование, во всех поколениях, даже в странах изгнания, еврейскими лидерами оставались потомки Давида. Более того, главой, Моше-рабейну поколения, является великий праведник и мудрец из дома Давида. Как мы уже раньше писали, поскольку Мошиах может придти в каждую минуту, понятно, что постоянно должен существовать праведник достойный стать Мошиахом. Им и является глава поколения, Моше поколения, который является одновременно продолжением династии Короля Давида. Таким образом становится понятными слова наших мудрецов, что «первый Освободитель и есть последний Освободитель», ибо глава (Моше) поколения и есть Мошиах поколения.

В святых книгах неоднократно упоминается что «в каждом поколение есть потомок Йеуды, который по своей праведности достоин стать Мошиахом, а когда придет время ему откроется Всевышний пошлёт его». Более того, в книге «Сде хемед» написано, что в каждом поколении предполагалось, кто может быть потенциальным Мошиахом. В Талмуде и в других святых книгах приводятся имена праведников которые были потенциальными Мошиахами в своём поколении. Среди них король Хизкияу, пророк Даниэль, рабби Йеуда а-Наси, а в более поздние поколения РАМБАМ, АРИЗАЛ, МААРАЛ, Баал-Шем-Тов и многие другие.

6. Раскрытие Мошиаха в нашем поколении

Задача главы поколения, в отличие от других праведников и мудрецов состоит в том, что глава поколения должен заниматься проблемами всего еврейского народа, а не только определенной группы или общины. Так это было во время Исхода из Египта, когда каждое из колен Израиля имело собственного руководителя, но руководителем всего народа был Моше-рабейну. Именно непрерывная работа на благо всего еврейского народа является тем признаком, с помощью которого можно определить, кто именно является главой поколения.

Главой нашего поколения без сомнения является Любавчский Ребе — рабби Менахем-Мендл Шнеерсон ШЛИТА (да продлятся его дни). Влияние Ребе на мировое еврейство не имеет прецедента не только в нашем, но и в предыдущих поколениях. Организованные по указанию Ребе центры ХАБАДа действуют на всех материках, в больших городах и в заброшенных поселках и несут свет Торы и иудаизма даже самым ассимилированным евреям. По указанию Ребе хасиды оказывают материальную и духовную помощь любому еврею, без различия происхождения, общины и уровня соблюдения заповедей. Ребе ШЛИТА является вдохновителем и организатором всемирного движения возвращения к Торе и возрождения еврейской жизни после Катастрофы европейского еврейства.

Все высшесказанное, а также тот факт, что Ребе ШЛИТА, как и вся династия Шнеерсонов, происходит из рода Короля Давида, доказывает нам, что Ребе, является главой и Мошиахом нашего поколения.

О Моше-рабейну сказано, что «Шхина (Б-жественное присутствие) говорит из его горла», и поэтому все его слова имеют статус закона Торы. Этот принцип касается главы каждого поколения, воплощения Моше-рабейну. Таким образом становится понятной необходимость абсолютной веры в слова Ребе ШЛИТА о том, что наше поколение это поколение Освобождения, а сам он, глава нашего поколения, уже избран, назначен и послан Всевышним избавить еврейский народ и весь мир. Из этого становится ясным, что Ребе является уже не потенциальным Мошиахом, а Королем Мошиахом — тем самым Освободителем, о котором пророчествовала Тора. Не случайно, что сотни раввинов подписали «псак дин», (галахический вердикт имеющий статус закона Торы) о том, что Ребе это Король Мошиах.

Ребе Король Мошиах объясняет, что еще до своего абсолютного раскрытия и наступления полного Освобождения, Мошиах раскрывается во время изгнания. Иными словами, уже в последние мгновения изгнания у еврейского народа будет возможность опознать Мошиаха.

Опознание Мошиаха до наступления Освобождения необходимо для того, чтобы еврейский народ смог исполнить заповедь «минуй мелех» — назначения Короля и принятия его власти народом. Хотя Мошиаха выбирает Сам Всевышний, но для того, чтобы он смог избавить еврейский народ, необходимо «кабалат малхут» — принятие его королевской власти народом.

Одно из важнейших проявлений «кабалат амалхут» это провозглашение «Йехи а-Мелех» — «Да здравствует Король Мошиах». По словам Ребе, смысл этого провозглашения — принятие власти Короля Мошиаха народом, и это провозглашение добавляет жизненную энергию Королю Мошиаху и ускоряет его приход.

В наше время, когда Мошиах раскрылся и уже находится среди нас, задача каждого из нас принять на себя власть Короля Мошиаха и повлиять на максимальное число людей в этом направлении. И без сомнения благодаря этому мы удостоимся немедленно Освобождения, и тогда еврейский народ и весь мир провозгласит: «Да здравствует наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах во веки веков!»

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Эра Мошиаха » Король Мошиах (другие статьи):