Что такое «служение молитвой» и как его достигнуть?

Сокращенный перевод: Шолем Лугов
09.10.2016 | 835 | (0)
Что такое «служение молитвой» и как его достигнуть?
Рав Моше Курнвайц

Служение молитвой («аводат а-тфила») проистекает из самых личных и индивидуальных аспектов еврея, чтобы пробудить особое чувство для служения Всевышнему и исполнения Его воли. Чувство, как известно, это самая большая сила в человеке, которая ведет его к практическим действиям. Во всех совершаемых нами действиях есть чувства и ощущения, которые ведут нас к нему. Любовь к чему-либо влечет нас к тому, чтобы осуществить это, а страх чего-либо ограждает нас от совершения вещей, которые тот, кого мы боимся, не хочет, чтобы мы делали.

В книге «Тания» объясняется, что одним из стремлений человека является наличие любви ко Всевышнему и страха перед Ним. Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах постоянно напоминает нам слова Баал-Шем-Това, что указание «зайти в ковчег» из главы «Ноах» означает то, что человек должен «зайти» в те слова, которые он произносит во время молитвы.

Когда еврей служит Всевышнему со всеми силами своей души и через буквы молитвы размышляет о величии Всевышнего и о своей связи с Ним, он способен повлиять на себя и породить в себе чувства любви и страха.

Внутреннее изменение

Служение молитвой является одной из основ хасидизма. Когда Алтер Ребе решил пойти к Магиду, а не к Виленскому гаону, он сказал: «Учиться я уже умею, а молиться — нет».

В молитве еврея есть три уровня (снизу вверх):

1) Человек каждый день механически повторяет слова молитвы — без желания, без чувства, без воодушевления. Об этом сказали наши благословенной памяти мудрецы: «Молитва без намерения — как тело без души».

2) Следующий уровень, это когда человек молится с общим намерением: «Знай, перед кем ты стоишь». Он не повторяет текст молитвы как попугай, а старается иметь в виду простой смысл слов молитвы и представляет себя стоящим перед Всевышним.

По этой причине хасиды изучают хасидизм период молитвой, так как без этого невозможно достигнуть этого намерения.

3) Наконец, самый высший уровень, это служение молитвой, как этого требует учение хасидизма. Слово «служение» («עבודה») происходит от слова «обрабатывать» («לעבד»). Нужно обрабатывать себя и работать над собой, изменяясь при этом.

Слово «молитва» («תפילה») имеет множество значений: соединение со Всевышним, борьба с животной душой… Ее основная цель — совершить существенное изменение в душе человека.

Свет букв молитвы

Как же реализовать все это на практике? Прежде всего, нужно понимать смысл слов, которые мы произносим во время молитвы, и также хорошенько обдумывать их, чтобы человек был полностью погружен в молитву.

Вообще, еврей не может служить Всевышнему только с помощью своих естественных сил. Он может связаться со Всевышним только с помощью букв Торы и молитвы. В хасидизме объясняется, что слово «буква» (אות) означает также «раскрытие света» (אתא בוקר). Каждая буква молитвы содержит в себе раскрытие божественного света. Когда мы работаем над собой, то появляется возможность внести в себя находящийся в этих буквах свет, а это, в свою очередь, вызывает внутренние изменения в нас.

Как мы говорим во время утренней молитвы: «Превозносимый устами Своего народа, восхваляемый и прославляемый устами любящих Тебя рабов Твоих и песнями Давида, раба Твоего. Превознесем Тебя, Г-сподь, Б-г наш, в хвалебных гимнах и песнях». Хотя Всевышний и восхваляемый и прославляемый нами, но единственный путь для достижения этого — «песнь Давида». Если бы не святые слова Давида и текст молитвы, которую составили мудрецы великого собрания, мы не смогли бы приблизиться ко Всевышнему так, чтобы это повлияло бы на нас.

Важно отменить, что этот уровень, когда человек способен ощутить в каждой букве и каждом слове молитвы божественный свет, является очень высоким и не каждый день мы способны достигнуть его.

Чувства любви и страха

Как же узнать, является ли такой наша молитва? Прежде всего, человек может почувствовать, что с ним что-то произошло и в нем что-то «сдвинулось» — его чувства по отношению ко Всевышнему изменились после молитвы и он ощутил любовь и страх к Нему.

Когда мы размышляем о смысле слов молитвы, думаем о величии Всевышнего и всем тем, что Он создал в мире, то автоматически у нас появляется чувство любви и благодарности за то, что Он делает нам, а также и чувство страха перед Ним. Эти два чувства, как два крыла, поднимают человека вверх и ведут его по правильному пути.

Когда еврей размышляет и углубляется в слова молитвы, он раскрывает в них целый мир. К примеру, когда мы задумываемся над словами «И слава Его на земле и на небе. И укрепит Он мощь народа своего, прославит всех, кто любит Его, — сыновей Израиля, народ, который Он приблизил к Себе», то мы понимаем, что Всевышний, выше Которого нет ничего, приблизил к Себе еврейский народ. Это показывает, насколько можно ощутить любовь ко Всевышнему, а затем и страх перед Ним.

Еще один важный компонент молитвы, это хасидская мелодия, «нигун», которая является проявлением чувств. Иногда такая мелодия рождается сама в глубине души человека во время его молитвы и «прорывается» наружу, а иногда человек осознано начинает петь, чтобы пробудить себя.

Остановиться и задуматься…

Давайте попробуем сами. Остановитесь и задумайтесь на несколько минут, что вы сейчас будете связываться со Всевышним.

Подготовка включает в себя три этапа:

1) «Удалиться от зла». Это достигается с помощью погружения в воды миквы, которая очищает нас от внешних оболочек, препятствующих нам приблизиться ко Всевышнему.

2) «Делать добро». Для этого нужно опустить несколько монет в копилку для пожертвований, что по мнению Алтер Ребе пробуждает привлечение блага Свыше. Еще нужно учить хасидизм, с помощью чего мы обновляем внутренние и скрытые слои нашей души, а также готовим себя к раскрытию света во время молитвы.

3) После этого начинается еврейская медитация, углубленное размышление. Сказано в Мишне, что нельзя молиться, если это не происходит со всей серьезностью («ковед рош»). Согласно еврейскому закону, перед молитвой необходимо размышлять о величии Всевышнего и смирении человека. В хасидизме приводятся многочисленные объяснения о важности этого размышления, но мы заострим наше внимание на самом простом смысле: хотя бы несколько минут подумать о том, насколько велика пропасть между Творцом и творениями. Ребе дополняет, что в нашем поколении следует заострить внимание главным образом на величии Творца — Его непрекращающемся надзоре над всеми созданиями — и меньше о смирении человека.

Все это относится к каждому из нас и легко достижимо. Было бы желание…

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):