СБП. Дни Мошиаха! 21 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-28 17:36

Что не так с нехасидской музыкой?

Подведем итоги: нигун — это перо души. Нигун может переместить человека с самого низкого места и поднять на самую большую высоту — то есть, выполнить задачу, с которой больше ничто не может справиться.

Рав Шалом Якобсон Сокращенный перевод:Хана-Гитл Ериш 01.10.2023 694 мин.

Вопрос:

Известно, что хабадские нигуним отличаются от других мелодий, и, по сути, их особенности легко заметны. Тем не менее, сложно согласиться с фанатичным мнением, что хабадские нигуним эксклюзивны и устраняют необходимость в других мелодиях. Одно дело, когда речь идёт о хасидском собрании, или молитве, но как насчёт свободного времени: неужели, есть проблема с пением еврейских, или хасидских песен, добавляющих жизненность и радость в служении Всевышнему?

Ответ:

Вопрос может считаться хорошим и логичным до тех пор, пока мы не осведомлены о внутреннем определении того, что такое «хабадский нигун». Как только мы изучим, что они представляют собой, даже если мы кратко пролистаем, что говорится по этому поводу в учении глав ХАБАДа, мы обнаружим, что вопрос — это не вопрос.

Свободное время не отличается

Во-первых, давайте взглянем на идею разделения между временем для учебы, молитвы, хасидского собрания, и свободным временем. Такой подход отчасти напоминает подход «просвещенцев»: «Будь евреем дома и человеком на улице». До тех пор, пока ты в пределах «четырех локтей» Торы и молитвы, в своем собственном доме, ты ведёшь себя, как еврей, но как только ты выходишь во внешний мир и вступаешь в контакт с его материальностью, ты можешь немного «забыть» о Создателе, сбросить с себя «тяжелое ярмо» и жить, как нормальный человек.

Наши главы ХАБАДа боролись до крайности с таким подходом. Известна фраза Ребе РАЯЦа, сказанная им по приезду в США: «Америка не отличается». Иудаизм и хасидизм — это не провинциальность старого мира, они релевантны и в современной Америке.

Даже в пределах заземленности и материальности мира есть необходимость в осведомленности об идее «Нет никого, кроме Него». Концепты святости и б-жественности соотносят нас не только со специфическими временем и местом, с синагогой, где мы учимся и молимся. Они должны направлять человека постоянно.

На самом деле, именно эти времена и эти места, не ограниченные руководством ешивы, являются мерилом того, насколько эти идеи глубоко и правдиво укоренились в нас. Живём ли мы ими, являются ли они частью нас, или не до такой степени. Является ли это для нас чем-то второстепенным и периферийным?

Когда нечто прочно зафиксировано в ком-то, нет разницы, находится ли этот кто-то дома, или на работе, в синагоге, или на улице. Так же и тут: если преимущество хабадского нигуна, делающее его несравнимым с другими мелодиями, понятно, то это преимущество никуда не денется и в наше свободное время.

Музыка — перо души

В чем уникальность нигуна, и каково его место в иерархии сил души? Я процитирую некоторые афоризмы Ребе РАЯЦа:

«Книга бесед» 5697 г., стр. 221:

Музыка — это язык души. В трактате «И знай» 5657 г. объясняется разница между мыслью и речью. Буквы мысли — это раскрытие для себя и сокрытие для других. Буквы речи — это сокрытие по отношению к себе, но раскрытие для других. Это что касается мысли и речи, но что касается музыки, она — язык души и ее раскрытие.

«Книга бесед» 5709 г., стр. 278:

Есть разные мелодии. Но есть глупые мелодии, когда человек топает ногами и хлопает в ладоши, но это ни о чем. Они не имеют внутреннего содержания. Но есть внутренние нигуним, из серии «Рабби Меир будет петь (во время молитвы) все виды песен».

«Книга бесед» 5702 г., стр. 122:

Язык — перо сердца, песня — перо души. Когда слышишь мелодию, можешь определить, это «наполненный» нигун, или «пустой».

«Книга бесед» 5706 г., стр. 52:

Нигун показывает человеку, в каком он состоянии находится, в каком состоянии ему следовало бы быть, в каком состоянии он мог бы быть, достигая раскрытия сути души.

«Ликутей Дибурим» том 3, стр. 409:

Когда-то… каждый хасид испытывал наслаждение и сладость от данного нигуна… когда он пел его, это отключало его от примитивности и поднимало над обыденностью.

«Книга бесед» 5706 г., стр. 47:

Алтер Ребе говорил, что нигун способен извлечь человека даже из глубочайшей грязи.

Подведем итоги: нигун — это перо души. Нигун может переместить человека с самого низкого места и поднять на самую большую высоту — то есть, выполнить задачу, с которой больше ничто не может справиться.

Сила нигуна

Есть несколько интересных фактов, из которых мы можем видеть, каким сильным является нигун, например, как история, рассказанная Ребе Королем Мошиахом в субботу главы «Шмини» 5744 г.

Когда ребе из Моджич заболел и приехал в Берлин на консультацию с врачами, они сказали, что он нуждается в операции. Однако, поскольку его сердце было достаточно слабым, они не знали, или он перенесет наркоз. Услышав это, он сказал, что им следует подождать, пока он споёт нигун и будет поглощён им — мы знаем, что он был музыкально одарен, и в своем огромном соединении со Всевышним, в сладости и наслаждении от нигуна, он не почувствует, что врачи будут делать с ним, и они смогут смело провести операцию. Так и произошло. Врачи ждали, пока он пел и был поглощён нигуном, и тогда они провели операцию, и всё прошло благополучно.

Какой значительный посыл для нас есть в том, что тысячи вернувшихся к тшуве изменили свои жизни из крайности в крайность под воздействием нигуна! Есть много известных и трогательных историй, свидетельствующих об этом.

В то же время, по той же причине, если мелодия происходит из проблемного источника, она способна «опустить» человека, поскольку, это в большой степени зависит не только от стиля песни (мягкого, или необузданного), или от ее слов (светского, или духовного содержания), но от самого композитора.

Остерегайтесь «скрытого зла»

Известно, что всё, с чем контактирует человек, даже что-либо «внешнее», оставляет отпечаток на его душе. Например, еда. Есть виды пищи, порождающие негативные тенденции в человеке, и наоборот. Так же и с одеждой: то, что вы носите, влияет на вас. Мы знаем, что субботние одежды помогают человеку впитать святость субботы (поэтому, есть традиция носить шелковую одежду, поскольку шелк производится живым существом). Это же касается и общества — окружение оказывает большое влияние на вас.

Сказанное также верно относительно музыки. Несмотря на то, что мы ее лишь слышим, она оказывает мощнейшее влияние на душу. Более того. Как было сказано выше в цитате Ребе РАЯЦа, нигун — это перо души. Нигун выражает гораздо более глубинные слои души, поскольку, сочиняя песню, композитор вкладывает и выражает душу. Внутренняя работа его души выражена музыкальными средствами. Это не просто как писательство или говорение, происходящее из внешней части души человека, но именно изнутри; музыка — это язык души.

Вот почему человеку следует быть очень осторожным с мелодиями. Не только потому, что слова или настрой могут звучать мило, подходящим образом, или даже вдохновлять на служение Всевышнему, но главным образом потому, что мелодия обладает чем-то более глубоким, исходящим из души композитора, и если композитор находится в проблематичном состоянии (мягко говоря), это выражено (в скрытом виде) в его музыке. Если следует быть осторожным, читая написанное кем-то, чьи взгляды идут вразрез с Торой, тем более, следует быть осторожным с музыкой, написанной подобным человеком.

В хасидизме есть вещи из категории «скрытого зла», которое человек не замечает, но которое оказывает деструктивный эффект. Это зло может «опустить» человека (даже жёстче, чем «явное» зло) так, что сам человек даже не осознает происшедшего (см. «Книгу трактатов по хасидизму» 5704 г., стр. 99).

Я говорю о вещах, которые, на первый взгляд, не выглядят проблемными, такими как чтение светской книги (не запрещённой). Тем более, это касается музыки (см. «Книгу трактатов по хасидизму» 5699 г., стр. 98 о причинах, почему человек может достичь «выхода души из тела» с помощью слушания, но не может с помощью видения).

Вот почему следует быть сверх осторожным с теми мелодиями, которые вдохновляют и трогают, потому что, человек подвергается большему влиянию таких мелодий, чем тех, которые его не затрагивают настолько сильно.

Уровни нигуним

Особенно важно различать место, занимаемое данной мелодией в иерархии нигуним по мере его влияния на служение человека Всевышнему. От низшего к высшему, эти уровни следующие:

1. Категория запрещенных мелодий: музыка, запрещённая к прослушиванию по закону Торы. Нет необходимости приводить их описание, лишь подчеркнем, что как мы избегаем запрещённую пищу, разговоры, зрелища, точно так же нужно остерегаться такой музыки.

2. Категория «глупый нигун» (по аналогии с термином «глупый мирт» — мирт, непригодный для выполнения заповеди «четырех видов растений»). Включает мелодии и песни, не имеющие «содержания» и внутренней глубины. Они пустые, лишенные значимого контента. В эту категорию входят мелодии, с которыми следует быть осторожным, зная их влияние, как было упомянуто в разделе «скрытое зло».

3. Категория «наполненный нигун». Включает мелодии с глубоким внутренним смыслом, впитавшие тепло и энтузиазм хасидской молитвы, или хасидского собрания с Ребе. Все хабадские нигуним включены в эту категорию.

4. Категория «направленные мелодии». Включает мелодии, имеющие отношение к нашим Ребе, в которых каждый звук четко связан с наивысшими духовными уровнями.

Важно подчеркнуть, что следует четко разграничивать между запрещённой музыкой и «пустыми» мелодиями. Даже человеку, который пока не замечает и не чувствует особое качество хабадских нигуним, или который не замечает, чего не хватает в других мелодиях, который утверждает, что он «не устрожается», и мелодии других хасидских дворов и религиозного мира в целом достаточно хороши для него, следует помнить в любом случае, что нужно быть осторожным и избегать слушания запрещённой музыки.

Если есть разные мнения по поводу конкретного нигуна, запрещен он, или есть основания его разрешить, вспомним, что однажды сказал Ребе: боящийся небес от прослушивания такой мелодии точно ничего не выиграет.

Зависит от того, с кем говоришь

Что касается «глупого нигуна», тут другая позиция (основанная на ответе Ребе одному хабадскому певцу). Есть люди, для которых «глупый нигун» — это шаг вверх, например, для приближающихся к вере. Если такой человек будет петь с энтузиазмом знаменитую песню «И приблизит рассеянных» (не ту, которую в своё время пели перед Ребе), это будет шагом вверх по сравнению с местом, откуда он идёт. Он «загорится» идеей приближения Освобождения и т.д. Ранее он слушал запрещённую музыку, и для него это прогресс. Но для ученика йешивы «Томхей Тмимим», чей мир — сплошная святость и б-жественность, «глупый нигун» — это колоссальный шаг вниз.

Так что, очень зависит, с кем мы разговариваем.

Это похоже на то, как Ребе сказал однажды: правда, что Алтер Ребе утверждал, что о приходе Мошиаха напишут в газетах. Но это не значит, что мы должны получить эту информацию именно оттуда. Нам нужно изучать тему Мошиаха из первоисточника, из книг по хасидизму. Газеты же — для тех, у кого пока нет контакта с хасидизмом. Цель газетных публикаций — чтобы абсолютно каждый узнал, что Мошиах идёт.

Нужно знать первоисточник

Хотя, все евреи считаются кошерными, есть некоторые певцы, которые сошли с пути тем или иным способом и сделали это публично.

Поэтому, не нужно обладать пророческим даром, чтобы понять, что их музыка проблематична. Естественно, их музыка не достигает уровня «наполненного», или «направленного» нигуна.

Что касается мелодий, источник которых неизвестен, даже если мы чувствуем себя вдохновленными ими, следует действовать по правилу «предпочтительнее сидеть спокойно и не действовать», поскольку, весьма вероятно, что источник его не столь хорош, как мы увидим из следующего примера.

На одном из хасидских собраний Ребе попросил одного из гостей из Святой Земли, известного своим певческим талантом, спеть нигун. Тот спел старинный нигун, который поют во многих израильских общинах, чьи слова повествуют о соединении еврея со Шхиной, и чья мелодия также настраивает на это состояние. Однако, к удивлению многих, Ребе остановил его и сказал: «Следует знать первоисточник», и больше это перед Ребе не пели.

Более того, есть певцы, именующие себя хасидскими, которые берут мелодии у других народов и добавляют цитаты из Торы. Мелодии остаются в самых низах, и очевидно, что, происходя из нечистого источника, она не окажет позитивного эффекта. Вместо того, чтобы вытащить человека из грязи и поднять к святости, она погрузит его ещё глубже в грязь.

Есть мелодии, которые наши Ребе подняли к святости, как известная «Марсельеза». Очевидно, только Ребе может сделать это. Всевышний запрещает людям думать, что любому эта задача по плечу, как спрашивает Алтер Ребе: «Как он может это поднять, если самого себя поднять не может?»

Великое влияние позитива

Учитывая всё, сказанное выше, мы осознаём ценность стараний слушать хабадские нигуним и, конечно, нигуним Ребе. Поскольку, они насыщены внутренним служением Всевышнему, мы можем с готовностью прогнозировать, на какую высоту они могут вознести человека.

Что касается нигуна, составленного Ребе, чья душа вложена в его интонации, мы даже не можем себе вообразить этот уровень.

Нигун Ребе даже выше, чем его слова Торы, как сказано в «Ликутей Дибурим» с отсылкой к цитате Цемах Цедека: «Произнося слова Торы, человек соединяется с „нефеш-руах-нешама“ сказавшего их; напевая мелодию, соединяешься с „хая-йехида“ ее автора».

И ещё одна цитата, также из Цемах-Цедека: «Как сказано в Иерусалимском Талмуде, что произнося слова Торы, представляешь, как будто, их автор стоит перед тобой; когда поёшь мелодию, её автор по-настоящему находится перед тобой».

Действие — это главное. Старайтесь слушать записи «Нихоах», сделанные по инструкциям и вдохновению Ребе, и которые он прослушивал лично; слушайте записи старых хасидов, особенно, записи пения самого Ребе.

Зачем пастись на чужом поле?

Ещё один аспект, который стоит подчеркнуть, это хабадская идентичность. Хасидам ХАБАДа, связанным с Ребе, нужно прояснить, что нигуним, на которых выросли поколения хабадников, мелодии, с которыми хасиды ХАБАДа прошли через века, с самопожертвованием, а особенно, нигуним, которые пел сам Ребе, должны занимать первое место в нашей жизни. Однажды на хасидской свадьбе звучали все разновидности и стили мелодий, и Ребе спросил: зачем пастись на чужом поле?

Сам факт обращения к чужим мелодиям свидетельствует о нехватке чего-то своего. Есть сотни нигуним соединения, грустных, радостных, танцевальных. Так действительно, для чего искать что-либо ещё?

Необходимая предосторожность

В нашем поколении, со всеми его технологическими приспособлениями и звуковыми эффектами, записи хабадских мелодий стали производиться со всеми достижениями техники и звуковым бэкграундом. Производитель не всегда строго следит за аутентичностью нот. К сожалению, он обращается с нигуним по собственному усмотрению. В определенной степени, это хуже, чем слушать просто хасидскую мелодию, поскольку, слушатель сбит с толку и заучивает искаженную мелодию.

Следует помнить об уникальности и святом происхождении нигуним и о том, что они не подлежат изменениям. Святость нигуним подобна святости Торы: она зависит от того, насколько придерживаются первоисточника, не добавляя и не убавляя. Нет ничего плохого в оркестре или хоре (в «Нихоах» хор специально использовали, чтобы преподнести нигуним в привлекательном формате), но только в случае, если красота создаётся не за счёт аутентичности мелодии. Источник: What’s Wrong With Non-Chassidishe Music?

Комментарии: 0
Темы: Музыка
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter