Завещание рабби Йеуды Хасида

Перевод: Moshe Koshin
17.07.2016 | 416 | (0)
Завещание рабби Йеуды Хасида

Йеуда Хасид (1140, Шпеер — 1217, Регенсбург), основоположник направления еврейского мистического движения в средневековой Германии. Йеуда Хасид происходил из древнего рода каббалистов. Его отец, Шмуэль Хасид возглавлял дом учения в Шпеере, а его дедушка Клонимус был выдающимся мудрецом и меценатом.

Завещание р. Йеуды Хасида представляет собой мистические запреты, касающиеся различных аспектов повседневной жизни. При этом ряд запретов касается не всех евреев, а только потомков р. Йеуды. Запреты, содержащиеся в «завещании», как правило имеют под собой каббалистическое основание.

Похороны

1. Не следует хоронить двух умерших рядом друг с другом, если они ненавидели друг друга при жизни, потому что не будет им покоя вместе.

2. Если вырыли могилу, не следует оставлять её открытой, если в тот же день не кладут туда покойника, а если оставили до утра — в скорости умрет кто-то из горожан.

3. Не следует ставить гроб с покойником на другой гроб, в котором уже есть покойник, а если так сделали — точно покинет этот мир кто-то из горожан в течение девяти дней.

4. Не следует целовать одного из сыновей, если тот покинул мир, поскольку тогда не останется у него даже одного.

(В «Маавар Ябок» приводится, что это относится именно к случаю отца и сына, однако сын по отношению к отцу — допустимо, ибо находим что Йосеф поцеловал Якова. Однако см. комментарий Ор а-Хаим на Тору, что так делать не следует из-за ритуальной нечистоты и повреждается душа целующего, однако Яаков считался живым, и этим объясняется случай с Йосефом)

5. Если хоронят женщину, поедавшую своих детей при жизни — если видят что её уста раскрыты — известно, что будет делать так и после своей смерти, и следует наполнить ее уста прахом — и тогда она больше не нанесет вреда.

6. Когда омывают умершего — пусть не переворачивают лист, на котором его омывают, поскольку это связано с опасностью — как бы не умер кто-то в течение трех дней.

7. Следует проследить (перед опусканием умершего в могилу), чтобы у покойного пальцы рук лежали в выправленной позиции.

8. Когда выносят умершего из дома, следует остерегаться, чтобы перед ним не вышел человек, так как это опасно для него.

9. Духи умерших летают по миру, дабы послушать, какие постановления выносятся в отношении мира, и иногда говорят живым пойти вместе с ними, и если живой соглашается — то или он, или кто-то из его родни покидает этот мир. Однако следует сказать им: «Ради Святого, Благословен Он, не желаю идти с вами или другими умершими». А на следующий день пойдет на его могилу (умершего, который ему предлагал пойти) и заклянет также, ради Святого, Благословен Он, Желающего жизни — чтобы не приходил больше за ним или за его родней и ни за кем из сыновей и дочерей Израилевых — ни они (умершие), ни их посланники ибо «желаю я жизни в этом мире». И будет так говорить три дня без обуви. А в тот день пусть постится.

10. После того, как омыли умершего, пусть не оставляют его в том же месте, где омыли, однако пусть разместят его напротив входа в дом изнутри.

11. Если есть места для захоронения городе умершего — пусть не несут его в другой город, так как умершие, находящиеся там гневаются из-за этого, так как это для них неуважение.

12. Не следует человеку идти на могилу два раза в один день, но пусть попросит все, на что его воля, за один раз и не возвращается туда до следующего дня.

13. Не следует принимать ничего от умершего, явившегося во сне, и не следует давать ему обет о том, чтобы ему что-либо дать.

14. Человек, который был болен, либо (рожающая) женщина — если говорят человеку «Возьми этого ребенка, который есть здесь» или «Возьми эту вещь», а на самом деле нет там никакой вещи — не следует отвечать «Дай мне» ибо сам уйдет из мира, однако следует сказать «Не могу».

15. Каждый, кто чрезмерно оплакивает умершего — и о другого придется оплакивать. Три дня на плач, семь дней на поминки, тридцать дней — глажка и стрижка. С этих пор и далее говорит Святой, благословен Он: «Ты не более милосерден чем Я».

Дом

16. Не следует строить дом из камней, но купить разрешается. А если построил — не будет в нем жить, ибо или он или сыновья покинут этот мир. Но пусть продаст. А насчет деревянного дома — сомнение.

17. Не следует строить дом на земле, на которой до сих пор ничего никогда не строили. А если хочет оставить его пустым — пусть не проживает в нем год.

18. Не следует делать баню в своем доме, а если сделает — дом разрушится. Но только если сделал баню для того, чтобы ее посещали многие.

19. Не следует делать свой дом выше синагоги.

20. Не следует замуровывать окно или дверь, чтобы ему не нанесли вред демонические создания, поскольку они выходят через них, однако пусть сделает отверстие.

21. Пусть не делает себе дом, меняя здание дома учения, поскольку он обладает святостью.

Брак

22. Не следует брать в жены дочь брата или дочь сестры.

23. Не следует жениться на женщине, чье имя такое же как имя его матери, или если его имя такое же, как имя его тестя. Если все же взял ее в жены — пусть изменит одно из имен, возможно, есть надежда.

24. Людям с одинаковыми именами не следует отдавать в брак друг с другом своих детей. (Есть сомнение — относится ли этот пункт завещания р. Йеуды только к своему потомству или ко всем).

25. Пусть два брата не берут в жены двух сестер.

26. Пусть не берет в жены двух сестер одну после другой. (Это относится только к потомству р. Йеуды, и также то, что два брата не возьмут в жены двух сестер — тоже к его потомству).

27. Не следует двум братьям брать в жены мать и дочь, а также двум сестрам выходить замуж за отца с сыном.

28. Не следует человеку два раза устраивать брак между своими детьми и детьми своего ближнего — своего сына женить на дочери ближнего и отдавать свою дочь замуж за его сына.

29. Не следует вступать в брак пасынку и падчерице — дочери жены с сыном мужа и наоборот.

30. Не следует устраивать бракосочетание двум детям в одно время, так как не будет успеха.

31. Две хупы на одной неделе — одни из них обеднеют, или уйдут в изгнание, или уйдут из мира.

32. Пусть не ловит газель для хупы, ибо газель для хупы бедствие возвестит.

Проживание

33. Пусть два женатых брата не живут в одном городе, и намек на это в словах «Если жить будет два брата вместе…» («Дварим» 25:5). (Однако если выросли в одном городе и горожане их знают — нет в этом запрета).

34. Не следует трем хозяевам жить в одном доме, ибо один из них обеднеет или уйдет из мира, и тем более четырем или пяти.

Разное

35. Не следует делать человека тем, которому оказана честь держать на коленях младенца во время обряда обрезания, для двух своих сыновей, но только если умер один из них.

36. Не следует уклоняться от того, чтобы войти к жене в ночь после ее окунания.

37. Если даже шутя или преувеличивая сказал что что-либо сделает, и даже если сказал это один раз — должен это исполнить до дня своей смерти.

Путь

38. Не следует возвращаться домой если забыл что-либо, но пусть станет перед домом и попросит (чтобы вынесли) то, что забыл.

39. Пусть не чистит обувь в тот день, когда имеет намерение отправиться в путь.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):