СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 18:41

У всех евреев есть доля в будущем мире

О будущем мире, пять групп. О словах мудрецов, три группы. 13 принципов веры.

Источник: комментарий к трактату «Санедрин» 10:1 Свободный перевод:Шолем Лугов 22.10.2023 432 мин.

У всех евреев есть доля в будущем мире: я счел [уместным] говорить здесь о многих великих и особенно весомых основах веры. Вам следует знать, что у мудрецов Торы были разногласия относительно того добра, которое приходит к человеку, когда он выполняет заповеди, которые заповедал нам Б-г через Моше, нашего учителя, и относительно того зла, которое найдет его, если он преступает их — очень много разногласий по разнице их умов. И рассуждения о них сильно запутались до такой степени, что почти нигде не найдешь человека, для которого это дело ясно. И вы не найдете однозначного мнения по этому поводу ни у одного человека, разве что с большой путаницей.

[Первая] группа рассуждает, что добро — это Эдемский сад и что это место, где человек ест и пьет без физического напряжения и усилий; и что там [находят] дома из драгоценных камней, и кровати, обтянутые шелком, и реки, текущие с вином, и ароматными маслами, и многое другое в этом роде. И [они рассуждают], что зло — это Геином, и это место, пылающее огнем, в котором сжигаются тела и люди подвергаются всевозможным недугам, о которых подробно рассказывается. И эта группа привела доказательство своим рассуждениям из слов наших мудрецов и из стихов Священного Писания, простой смысл которых — полностью или частично — соответствует тому, что они говорят.

А вторая группа рассуждает и думает, что ожидаемое благо — это дни Мошиаха — да скоро он откроется — и что в то время все люди будут ангелами, все живые и существующие вечно, и они станут более крупными и размножатся, и будут могущественны, пока они не населят весь мир навсегда. И тот Мошиах — по их мнению — будет жить [вечно] с помощью Б-жьей, да будет Он благословен. И [они рассуждают], что в те дни земля произведет тканые одежды, и испеченный хлеб, и многое такое, что невозможно сейчас. И [они также рассуждают], что плохо то, что человек не существует в эти дни и не заслуживает того, чтобы его увидеть. И они приводят доказательства из многих утверждений, встречающихся у мудрецов, и из многих стихов Писания, простой смысл которых согласуется с тем, что они говорят.

А третья группа подумает, что благо, на которое надеются, — это пробуждение умершего, а именно то, что человек оживет после своей смерти; и что он больше не умрет… И они приводят этому доказательство из многих утверждений, которые встречаются в словах мудрецов и из многих стихов Писания, простой смысл которых указывает на то, что они говорят.

А четвертая группа думает, что намерением того, что должно прийти к нам за исполнением заповедей, является физический покой и достижение мирских желаний в этом мире, как и тук земли и много имущества, и много детей, физическое здоровье и мир и безопасность… И [они думают], что зло, которое постигает нас, если мы отрицаем Тору, противоположно этим вещам, подобно тому, что мы [испытываем] сегодня во времена изгнания. И они приводят доказательства — согласно своим рассуждениям — из всех стихов Торы, из проклятий и других [разделов], и из всех историй, которые написаны в Писании.

А пятая группа — и их много — объединяет все эти вопросы вместе и говорит, что ожидается, что Мошиах придет и вернет мертвых к жизни, и они войдут в Эдемский сад и будут есть там и пить, и быть здоровыми во все дни мира.

Но [по поводу] этой удивительной проблемы — я имею в виду мир грядущий — вы найдете немногих, кто каким-либо образом заставит их задуматься над этим фундаментальным вопросом или определить, к какому вопросу применимо это слово — если это цель или одно из предыдущих мнений является целью; или различать цель и причину, которая ведет к цели. Скорее всего, о чем спрашивает весь народ — массы и интеллигенция, — это то, как пробудятся мертвые — обнаженные или одетые; и восстанут ли они с теми же пеленами, с какими были погребены, с их вышивкой и узорами и прекрасным шитьем, или с плащом, который покрывает только тело их? [И они спрашивают], когда придет Мошиах, будут ли в его дни богатые и бедные, и будут ли сильные и слабые в его дни, и многие постоянно задаются подобным вопросом. И кто заглянет в эту книгу поймёт эту притчу, которую я рисую для него, и затем приготовит свое сердце и выслушает мои слова обо всем этом.

Помните, что когда мальчика приводят к учителю, чтобы он научил его Торе — и это величайшее благо для него с точки зрения того, чего он может достичь целостности — но из-за его малолетнего возраста и слабости его интеллекта, он не понимает уровня этого блага и той целостности, которая от него придет к нему. И потому учителю, который более цельный, чем он, необходимо волей-неволей поощрять занятия вещами, любимыми ему по малолетству. И [так] он говорит ему: «Читай, и я дам тебе орехов или инжира; и я дам тебе немного меда». И благодаря этому ребенок будет читать и прилагать усилия; не для самого чтения — так как он не знает его цены, — а скорее для того, чтобы ему дали эти сладости. И вкушение этих наслаждений дороже в его глазах, чем чтение и великое благо — без сомнения. И поэтому он думает об учебе как о труде и усилии; и он трудится над этим так, чтобы получить через этот труд предмет, который ему нравится, а именно орех или порцию меда.

А когда он вырастет и интеллект его окрепнет, и то, что было (что будет) для него прежде, станет светом в глазах его, и он перейдет к любви к чему-то другому, они ободряют его и возбуждают в нем стремление к тому, что любимо для него. И его учитель говорит ему: «Читай, и я куплю тебе красивую обувь или красивую одежду». И благодаря этому он прилагает усилия к чтению не для самого изучения, а скорее для этой одежды; и эта одежда в его глазах более весома, чем Тора. И это для него цель ее чтения. И когда он станет более целостным в своем разуме и эта вещь станет незначительной в его глазах, [его учитель] также сосредоточит свой ум на том, что больше этого. И тогда его учитель скажет: «Выучи этот раздел или эту главу, и я дам тебе динар или два динара». И благодаря этому он читает и прилагает усилия, чтобы получить эти деньги — и для него эти деньги более весомы, чем учеба, так как цель учебы для него состоит в том, чтобы он получил за него то золото, которое ему обещали. И когда его разум станет больше, и эта сумма станет светлой в его глазах, и он узнает, что это нечто незначительное, он пожелает большего. И скажет ему его учитель: «Учись так, чтобы ты был вождем и судьей, и люди будут чтить тебя и возвышаться перед тобой».

И он будет читать и прилагать все усилия, чтобы достичь этого уровня, и целью будет честь; что люди будут чтить его, возвышать его и хвалить его. И все это отвратительно. И тем не менее необходимо, по малости человеческого ума, чтобы он поставил целью мудрости нечто иное, кроме мудрости, и сказал, для чего он учится, и тогда к нему придет честь. И это [выставляет] на посмешище правду. А о таком изучении мудрецы говорят, что оно не ради него, имея в виду, что он исполняет заповеди, изучает и прилагает усилия в Торе не ради этого самого, а скорее ради чего-то другого. И мудрецы предупредили нас об этом и сказали (Авот 4:5): «Не превращайте ее [Тору] в корону, чтобы возвеличить себя, и не в лопату, чтобы копать ей». И они намекают на то, что я вам объяснил; что у мудрости нет [скрытой] цели — не получать почестей от людей и не зарабатывать деньги — и [так] не следует заниматься Торой Б-га, да будет Он благословен, чтобы зарабатывать деньги, и там не должно быть для него [скрытой] целью в изучении мудрости, кроме как только познать ее. И поэтому [также] у истины нет никакой цели, кроме того, что он знает, что это истина и что Тора является истиной; и цель его знания — сделать [то, что в нём] есть. И запрещено человеку говорить: «Когда я исполняю эти заповеди, которые являются хорошими чертами характера, и я отдаляюсь от грехов, которые являются дурными чертами характера, — чего Б-г повелел не делать — какую награду я получу за это?» Ведь это похоже на то, что скажет ребенок: «Когда я это прочитаю, что мне дадут?» И они скажут: «То-то и то-то». Как когда мы видим малость его ума, что он не понимает величины [того, чем он занимается], и видим, что он просит другой цели, мы отвечаем ему по его глупости; как сказано (Притчи 26:5): «Отвечайте глупому по глупости его». И об этом уже предупреждали мудрецы; то есть, что человек не должен делать ничего из [различных] вещей целью своего служения Б-гу, да будет Он благословен, и исполнения заповедей. И вот что сказал весь человек, постигший истину [этих] вещей, Антигон, человек из Сохо (Авот 1:3): «Не будьте, как слуги, которые служат господину, чтобы получить награду, лучше будьте как слуги, которые служат господину не для того, чтобы получить награду». И действительно, он хотел этим сказать, что следует верить в истину ради истины; и это то, что они называют «тот, кто служит из любви».

Вот, этот вопрос был разъяснен вам, и стало ясно, что это является намерением Торы и основой намерения мудрецов, мир им. И только безумный дурак проигнорирует это, потому что глупые мысли и дурные идеи развратили его и запутали. И это уровень Авраама, нашего праотца — мир ему (Сота 31а) — поскольку он служил из любви. И на этом пути вполне уместно возбуждение. А так как мудрецы знали, что дело это очень трудное — и не всякий человек может постичь его, а если и уразумеет, то не согласен с этим в начале дела и рассуждает что это не ясное убеждение — поскольку человек будет совершать поступок только для того, чтобы достичь цели или предотвратить потерю, а если это не так, то дело это будет для него тщетным и пустым; [если так], то как можно говорить тому, кто следует Торе: «Совершай эти поступки и не совершай [других]», [но] не из страха наказания от Б-га, да будет Он благословен, и не для того, чтобы унаследовать хорошую награду. Это очень трудное дело, так как не все люди постигают истину до такой степени, что они [достигают понимания] Авраама. И поэтому они позволили массам — чтобы их вера укрепилась — исполнять заповеди с надеждой на награду и отделиться от грехов под влиянием страха наказания. И мы поощряем их в этом и укрепляем их намерения [исполнять заповеди из личных побуждений], пока он не уловит и не узнает, что есть истина и полный путь; как мы поступаем с ребенком в то время, когда он учится, как мы привели притчу. И они упрекали Антигона, человека Сохо, за то, что он объяснял то, что он объяснял массам, и говорили по этому поводу: «Будьте осторожны в своих словах» (как поясняется в «Авот» 1:11).

И массы не все теряют, исполняя заповеди из страха наказания и надежды на вознаграждение, разве что [их исполнение] не будет полным. И тем не менее для них хорошо, если у них есть способность, привычка и усилие выполнять Тору. И от этого они пробудятся к познанию истины и превратятся в тех, кто служит из любви. И вот что они говорили (Санедрин 105б): «Воистину, человек должен заниматься Торой и даже не ради нее, так как из не ради нее происходит ради нее».

И именно из того, что вы должны знать, что [относительно] слов мудрецов, да будет благословенна их память, люди делятся на три группы:

Первая — а это большая часть того, что я видел, и сочинений, которые я видел, и того, о чем я слышал — верит им в соответствии с их простым смыслом и не рассуждает о том, что они имеют какой-либо эзотерический смысл. И для них невозможное должно соответствовать реальности. Однако они делают это из-за непонимания мудрости; и они далеки от наук и в них нет цельности, чтобы они возбудились сами по себе и не нашли кого-нибудь, кто их возбудит. [Эти люди] считают, что мудрецы во всех своих прямых и сладких словах подразумевали только то, что [эта группа] поняла от них согласно своему интеллекту, и что они являются согласно их простому смыслу — и даже хотя то, что появляется в некоторых их словах, отталкивает и отталкивает разум. До того, что если бы это было рассказано неграмотным, а тем более мудрым, то они, размышляя над ними, удивились бы и сказали: «Как возможно, что на свете есть кто-то, кто думает так или считает, что это правильное убеждение, тем более, что оно хорошо в их глазах?» И следует огорчаться глупости этой группы простодушных людей. Так как по их мнению, они почитают и возвышают мудрецов; но они [на самом деле] опускают их на самую низкую глубину — и они этого не понимают. И эта группа разрушает красоту Торы и затемняет ее великолепие, а также делает Тору противоположной своему замыслу. Как сказал Б-г (Дварим 4:6): «Они должны соблюдать все эти постановления и говорить: Воистину, это мудрый и понимающий народ, этот великий народ». И эта группа пересказывает простые слова мудрецов, да будет благословенна их память, так, что, когда другие народы слышат их, они говорят: «Это, конечно, глупый народ, этот маленький народ». И больше всего это делают проповедники, которые объясняют и информируют массы людей о том, чего они [сами] не знают. А если бы только они, не зная и не разумея, молчали бы, как сказано (Йов 13:5): «Если бы вы молчали, и это будет для вас мудростью»; или что они скажут: «Мы не понимаем намерения мудрецов в этом утверждении и не понимаем, как его следует объяснить». Но [вместо этого] они думают, что понимают это, и пытаются сообщить об этом, объяснить людям то, что они поняли согласно их слабому интеллекту, а не то, что говорили мудрецы, — и проповедуют в головы людей. проповеди из трактата Брахот и из главы [озаглавленной] «Удел» и других, по их простому смыслу, слово в слово.

И вторая группа тоже многочисленна, и это те, которые видели слова мудрецов или слышали их, и понимали их по простому смыслу, и думали, что мудрецы не подразумевали в них ничего большего, чем то, что указано. по простому [пониманию]. И они приходят, чтобы сделать их глупыми, опозорить их и навлечь дурную славу на то, что не имеет плохой репутации; и они насмехаются над словами мудрецов. И [они верят, что] они более утончены в своем интеллекте, чем [мудрецы], и что они, мир им, были глупыми, простодушными дураками относительно всего сущего; до такой степени, что они никак не постигали вопросов мудрости. И большинство из тех, кто спотыкается в этой ошибке, — это те, кто претендует на медицинские науки, и те, кто рассуждает о законах созвездий; так как они — по своему мышлению — понимающие и мудрые в своих глазах, проницательные и философы. И как далеки они от человечества, по мнению истинно мудрых и философов. Скорее, они глупее первой группы. И это проклятая группа, поскольку они ставят под сомнение великих и возвышенных людей, чья мудрость уже была ясна мудрым. И если бы эти глупцы приложили усилия в науках до такой степени, что они знали бы, как правильно организовывать и писать вещи в богословской науке, и вещи, подобные ей, для масс и для мудрых, и они поймут прикладную философию; тогда бы они поняли, были ли мудрецы, да будет благословенна их память, мудрыми или нет; и смысл их слов будет им разъяснен.

А третьи очень малы до такой степени, что их нельзя называть группой, за исключением того, как говорят о солнце, что оно является видом, [даже если] оно [на самом деле] уникально. И это те же самые люди, которым величие мудрецов, да будут они благословенны, и качество их интеллекта стало ясно из того, что было найдено среди их слов, [вещей], которые указывают на очень истинные вещи. И хотя [эти вещи] немногочисленны и разбросаны в разных местах своих составов, они указывают на их целостность и на то, что они постигли истину; и что невозможность невозможного и необходимость существующего были им также ясны. И [члены третьей группы] знали, что [мудрецы], мир им, не шутили; и утвердилось для них, что слова [мудрецов] имеют явный и тайный смысл, и что во всем, что они говорили о вещах невозможных, они говорили посредством загадки и притчи — ибо таков путь великих мудрецов. И поэтому величайший из мудрецов открыл свою книгу словами (Притчи 1:6): «Чтобы понять притчу и образ, слова мудрецов и загадки их». А лингвисту известно, что загадка — это когда задуманное ею дело сокрыто, а не раскрыто ею, и как сказано (Судьи 14:12): «Я скажу вам загадку и т.д.». Поскольку слова мудрецов целиком посвящены высшим вопросам высшего порядка, они должны быть загадками и притчами. И как мы можем порицать их за то, что они написали мудрость в форме притчи и выставили ее как нечто низшее для масс, когда мы видим, что мудрейший из всех людей сделал это святым духом — я имею в виду Шломо? И почему нам должно быть трудно разумно объяснить их слова и вырвать их из простого смысла, чтобы они соответствовали разуму и соответствовали истине. И даже если это священные писания, они сами разумно объясняют стихи Писания, вырывают их из простого смысла и превращают в притчи. И это правда, поскольку мы находим, что они сказали, чтобы объяснить стих (Хроники I 11:22): «Он поразил двух сильных львов Моава», что все это притча; и поэтому [тоже] то, что сказано [далее в стихе]: «Он сошел и поразил льва в яме», является притчей. И также [тоже] то, что сказано (Хроники I 11:17): «Кто напоит меня водой из колодца Бейт-Лехем», и вся эта история представляет собой притчу (Бава Кама 60б). И так [тоже] о истории Йова в целом некоторые из них говорили, что это притча (Бава Батра 15а), и не объяснили, для чего она сделана притчей. И поэтому [тоже] некоторые из них говорили, что смерть Йехезкеля была притчей (Санедрин 72б). И таких [примеров] много.

А если ты, читатель, из одной из первых двух групп, то не обращай внимания ни на мои слова, ни на что-либо из них; ибо никакая часть его не будет вам пригодна, а [скорее] будет вредить вам, и вы возненавидите его. Ибо как легкая пища, немногочисленная по количеству, но соответствующая по качеству, может пригодиться человеку, привыкшему к дурной пище, — скорее, по правде говоря, она повредит ему, и он возненавидит их. Разве вы не знали, что говорили люди, привыкшие есть лук, чеснок и рыбу (Бамидбар 21:5): «И души наши отвратились и т.д.»? А если ты из третьей группы, то, [так что] когда увидишь одно из их слов, которое разум отталкивает, ты остановишься и задумаешься о нем и узнаешь, что это загадка и притча, и ты лежишь отягощенным в своем сердце и заняты смыслом идеи в составлении и ее разумным смыслом и думают найти разумное намерение и прямую веру, как говорится (Коэлет 12:10): «Найти слова желания и написанные прямо, даже слова истина» — и [если так], загляните в эту мою книгу, и она поможет вам, с Б-жьей помощью.

А теперь я начну говорить о том, что намеревался: знайте, что как слепой не улавливает видимости красок, глухой не улавливает звука голосов, а евнух — полового влечения, так и тела не улавливают поймать духовные удовольствия. И точно так же, как рыбы не знают стихии огня, так как находятся в стихии воды, которая является ее противоположностью; так и в этом физическом мире не известны удовольствия духовного мира. Напротив, среди нас нет никаких подобных удовольствий, а есть только удовольствия телесные и то, что воспринимается чувствами, [принижая] еду, питье и интимную близость. А ничего, кроме этого, для нас не существует и мы этого не признаем. [И] мы не понимаем этого с первого взгляда, но только после тщательного анализа. И это вполне уместно, поскольку мы находимся в физическом мире и поэтому цепляемся только за низшие временные удовольствия.

Но духовные удовольствия постоянны, длятся вечно и без конца. И между этими [двумя видами] наслаждений нет никакой связи или сходства. И не подобает нам, учителям Торы, и не благочестивым из философов говорить, что ангелы, или звезды, или сферы не имеют никакого удовольствия; скорее, они действительно получают огромное удовольствие от того, что знают и постигают истину Творца, да будет Он благословен. И так [тоже] когда тот, кто будет очищен, очищается и поднимается на этот уровень после своей смерти, он не постигает телесных наслаждений и не желает их. Но это скорее похоже на то, как если бы король, являющийся вершиной правительства, отказался бы от своего королевства и своего правительства и вернулся бы к игре в мяч с детьми, как он делал до своего королевства. Поскольку это было в его малолетнем возрасте, он не различал ценности этих двух вещей; точно так же, как мы сегодня восхваляем и превозносим физические удовольствия, а не духовные удовольствия. И когда вы поразмыслите об этих двух удовольствиях, вы обнаружите неполноценность одного и возвышенность другого — и даже в этом мире. И это потому, что вы обнаружите, что большинство людей всегда утомляют себя и свое тело трудом и напряжением, которому нет равных, для того, чтобы к нему пришли достоинство и честь и чтобы люди возвысили его. И это удовольствие не является удовольствием от еды и питья. И точно так же многие люди предпочтут отомстить своим врагам больше, чем приобретение многих физических удовольствий. И [также] многие люди дистанцируются от величайшего из телесных удовольствий из страха, что к нему от этого придет позор и смущение от людей, или потому, что он стремится иметь доброе имя. И если такова ее материя в этом физическом мире, то тем более такова она и в духовном мире; и это будущий мир — что наши души постигнут там познание Творца, да будет Он благословен, так же, как небесные тела постигают [Его] или более [так]. И это удовольствие невозможно разделить на части и невозможно пересказать; и вы не найдете притчи, с которой можно было бы сравнить это удовольствие. Но скорее это так, как сказал пророк, мир ему, когда величие этого блага и его ценность были столь чудесны в его глазах. Он сказал (Псалом 31:20): «Как велико добро Твое, которое Ты сокрыл для боящихся Тебя». И так [тоже] они, да будет благословенна их память, сказали (Брахот 17а): «В мире грядущем нет еды, и нет питья, и нет омовения, и нет помазания, и нет соития, а сидят праведники и их короны на их головах, и они получают удовольствие от сияния Божественного Присутствия». Он хочет сказать, говоря: «и венцы их на головах их», — о постоянстве их души в существовании того, что постигается ими, и что есть Творец, да будет Он благословен; и в этом Он — имея в виду то, что постигнуто (активный интеллект) — и он суть одно, как упоминали философы в способах, которые [слишком] пространны для здесь. И, говоря их: «и они получают удовольствие от сияния Божественного Присутствия», я бы сказал, что эти души получают удовольствие от того, что они постигают и знают об истине Творца, да будет Он благословен, подобно святым созданиям. а другие уровни ангелов получают удовольствие от того, что они понимают и знают о Его существовании. Вот, что высшим благом и целью является достижение этой божественной компании и достижение этой чести и упомянутого уровня, а также сохранение души — как мы объяснили — без конца в существовании Творца, пусть Он будь благословен, Кто есть причина ее существования, поскольку [душа] постигла Его, как объясняют первые философы. И это великое благо, которому нет добра, которое можно было бы приравнять, и никакого удовольствия, которое можно было бы сравнить с ним, ибо как можно сравнивать вечное, не имеющее конца и завершения, с чем-то конечным. И вот что сказано (Кидушин 39б): «Для того, чтобы было хорошо тебе и тебе».

Первый принцип

Верить в существование Творца, да будет Он благословен, а именно в то, что во всех способах существования существует целостное Существо. Он является причиной существования всех других вещей. Благодаря Ему сохраняется их существование, и от Него происходит их выживание. И невозможно представить отсутствие Его существования, поскольку в отсутствие Его существования существование всех вещей растворяется, и ни одно существование вещи не выжило бы. И если бы мы вообразили отсутствие всего другого существующего, кроме Него, то существование Б-га, да будет Он благословен, не растворилось бы и не уменьшилось бы. Единство и Господство принадлежат только Богу, да будет благословенно Его имя, поскольку Ему достаточно в Своем [собственном] существовании. Ему достаточно быть Самим Собой, и Ему не нужно существование чего-либо еще. И все, кроме Него, ангелов и тел планет, и что в них, и что под ними, — все нуждается в Нем для своего существования. И это первый принцип, [и] на него указывает «первая заповедь» — «Я Б-г Всесильный ваш» (Шмот 20:2).

Второй принцип

Единство Б-га, да будет Он благословен, то есть мы верим, что Тот, Кто является причиной всего, един. И Он не подобен одному из пары, и не подобен одному из группы, и не подобен одному человеку, который может быть разделен на множество [меньших] единиц, и не подобен простому телу, которое численно едино, [но] может быть бесконечно разделено. Скорее Он — Б-г, да будет Он благословен — един в единстве, не имеющем подобного единству. И это второй принцип, [и] на него указывает то, что сказано: «Слушай, Израиль, Б-г Всесильный наш, Б-г один».

Третий принцип

Отрицание Его телесности и заключается в том, что мы верим, что это Единство, о котором мы упомянули, есть не тело и не сила тела и что действия тела не относятся к Нему, не в Его сущности и не в Его дела. И поэтому мудрецы, да будет благословенна их память, отрицали [возможность] Его составления и растворения и говорили (Хагига 15а): «Наверху нет ни сидения, ни стояния, ни задней части, ни усталости». И пророк сказал (Исайя 40:25): «И кому уподобите вы Меня, чтобы Я сравним был с ним, говорит Святой». [Но] если бы Он был телом, Он был бы сравним с [другими] телами. И все, что встречается в Священном Писании и описывает Его физически, например, ходит, стоит, сидит, говорит или что-то подобное этому, — все это является метафорой. И так говорили мудрецы (Брахот 31б): «Тора говорит на языке людей». И мудрецы уже много говорили об этом. И на этот третий принцип указывает то, что сказано (Дварим 4:15): «Ибо вы не видели никакого образа», то есть вы не воспринимали Его как нечто, имеющее образ, потому что Он есть — как мы упомянули — не тело и не сила тела.

Четвертый принцип

Предсуществование заключается в том, что мы верим, что это Единство, о котором мы упомянули, абсолютно предсуществует, и что никакая другая существующая вещь, кроме Него, не существовала ранее по отношению к Нему. И доказательств этому в Священном Писании множество. И на этот четвертый принцип указывает то, что сказано (Дварим 33:27): «Обитель предвечного Б-га».

Пятый принцип

Он Тот, Кто достоин служить, превозносить, провозглашать Свое величие и исполнять Его заповеди; и не делать этого с тем, что ниже Его по существованию — с ангелами, и звездами, и сферами, и стихиями, и тем, что из них состоит. Так как все они задуманы и в их действиях нет ни суда, ни свободного выбора — только у Него, да будет Он благословен. И поэтому [также] не подобает служить им для того, чтобы они были посредниками, приближающими их к Нему, но к Нему одному должны они направлять свои мысли и оставлять все, кроме Него. И этот пятый принцип заключается в том, что идолопоклонство (поклонение другим) запрещено, и большая часть Торы запрещает это.

Шестой принцип

Пророчества состоят в том, что человек должен знать, что среди человеческого рода встречаются те, кто от природы обладает высоко возвышенными чертами характера и большой целостностью, и их души становятся здоровыми, пока они не получат форму интеллекта. После этого человеческий разум прилепляется к активному разуму, и Он излучает ему возвышенные эманации. И это пророки, и это пророчество, и это его понимание. И полное объяснение этого принципа очень длинное, и в наши намерения не входит продемонстрировать все его парадигмы и разъяснить природу его достижения; поскольку это понимание мудрости в более общем смысле. Вернее, я упоминаю об этом лишь вскользь. А стихи Торы свидетельствуют о пророчествах многих пророков.

Седьмой принцип

Пророчество Моше, нашего учителя — мир ему — и заключается в том, что мы верим, что он был отцом всех пророков, которые были до него и возникли после него, [то есть] что все ниже него в [возвышенности] и что он избранный из всего человеческого рода. [Это так], поскольку он постиг больше Его знаний, чем любой человек, который жил, и больше, чем любой человек, который будет жить, и он достиг высоты над человеком — пока он не достиг уровня ангелов и не был включен в сферу ангелов. Не осталось ни одного барьера, который он не мог бы пробить и пройти, и никакое физическое препятствие не препятствовало бы ему, и никакой дефект — большой или маленький — не был частью его. И иллюзорные, и физические силы, и их восприятия исчезли из него, и сила возбуждения и желания отделились от него, и он остался только интеллектом. И по этому поводу о нем сказано, что он будет говорить с Богом, да будет Он благословен, без ангельского посредника. Мое желание состояло в том, чтобы разъяснить этот удивительный вопрос и открыть замок из стихов Торы и объяснить значение слов «Уста в уста» (Бамидбар 12:8) и всего стиха, кроме [этой фразы] об этом вопросе. Однако я видел, что эти дела потребуют очень многих доказательств и что нам понадобилось бы много положений, и вступлений, и притч, и что мы прежде всего выясним существование ангелов и отличие их уровня от Творца, Б-га — да будет Он благословен. — и что мы объясняем [природу] души и всех ее сил. И круг был бы настолько широк, что мы бы говорили о тех формах, о которых говорили пророки, подобающих Творцу и ангелам. И мы бы вошли в это с полной позицией и в своем контексте. И ста страниц не хватило бы только для этого дела — даже если бы оно было сильно сокращено. И поэтому я оставлю это на своем месте, будь то в книге проповедей, которую я собираюсь написать, или в книгах пророчеств, которыми я занимаюсь, или в книге, которую я напишу, чтобы разъяснить эти принципы.

И я вернусь к пониманию этого седьмого принципа и скажу, что пророчество Моше, нашего учителя, мир ему, отличается от пророчества всех [других] пророков четырьмя способами:

Первое состоит в том, что любому существовавшему пророку Б-г говорил только через посредника. И Моше был без посредника, как сказано: «Устами в уста буду говорить с ним». И второе дело в том, что ни один [другой] пророк не мог бы получить пророчество, кроме как во время сна — как сказано во многих местах, «во сне ночью», «в видении ночью» и во многих подобных случаях — или в течение дня после впадения в транс таким образом, что все его чувства исчезают у него и его [способность] мысли становится [полностью] доступной, как в материи сновидения. И это явление называется явлением или видением, и о нем говорится: «видение Божие». И [божественная] речь приходила к Моше в течение дня, и он стоял между двумя херувимами (скинии), как Б-г, да будет Он благословен, свидетельствовал об этом: «И Я встречу тебя там» (Шмот 25:22). И Б-г, да будет Он благословен, сказал (Бамидбар 12:6-8): «Если у вас будут пророчества и т. д. Не таков раб Мой Моше […] устами в уста Я буду говорить с ним и т.д.» И третье дело заключается в том, что когда пророчество приходит к [другому] пророку — хотя бы оно было в видении и через ангела — силы его ослабевают, и тело его сжимается, и на него нападает очень великий страх; [настолько], что его дух почти покидает его, как сказано у Даниэля (10:8-16), когда [ангел] говорил с ним, он сказал: «и не осталось во мне силы, и выражение мое изменилось на меня, к разрушению, и я не сохранил никакой силы», и он сказал: «И я заснул ниц, и мое лицо было на земле», и он сказал: «Мои боли обратились на меня». Но Моше, мир ему, не был таким; так как [божественное] слово снизошло на него, и страх и трепет никак не постигли его; как сказано (Шмот 33:11): «И говорил Господь с Моше лицом к лицу, как человек говорил бы с ближним своим»; то есть, как речь друга его не вызывает трепета у человека, так [тоже] был Моше — мир ему — что он не дрожал от [божественного] слова, и хотя бы он был лицом к лицу. И это от силы прилепления [к Б-гу] его разума, как мы уже говорили.

И четвертый вопрос: дух пророчества почил на всех [других] пророках не по их воле, а только по воле Б-жьей, да будет Он благословен. Вот, [бывало, что] пророк оставался в течение нескольких дней или лет и не получал пророчества. И он оставался и просил у Творца, Б-га — да будет Он благословен — чтобы он сообщил ему о чем-то в пророчестве, и он ждал, пока он пророчествует, дни или месяцы, или Он вообще не сообщал бы ему. И были среди них группы, которые готовились и очищали свои мысли — как это делал Элиша, как написано (Млахим 3:15): «И ныне найди мне музыканта» — и к нему приходило пророчество. Но это не обязательно было [случай], что он пророчествовал в то время, когда готовился к этому. Но Моше, наш учитель, мир ему, [мог получить пророчество] в любое время, когда хотел: Он сказал (Бамидбар 9:8): «Подожди, и я послушаю, что повелит тебе Господь»; и сказано (Ваикра 16:2): «Скажи Аарону, брату твоему, чтобы он никогда не приходил к Святому» — мудрецы, да будет благословенна их память, сказали (Сифра), «Аарон находится [в категории] «он не должен приходить [никогда]», но Моше не находится [в категории] «он не должен приходить».

Восьмой принцип

«Тора с Небес» и то, что мы верим, что эта Тора, данная нам через Моше, нашего учителя — мир ему — полностью исходит из уст Всевышнего; то есть все это пришло к нему от Бога, да будет Он благословен, способом, который метафорически называется речью. И никто не знает, как оно пришло к нему, кроме самого Моше, мир ему, — поскольку оно пришло к нему. И [мы верим], что он был подобен писцу, которому диктуют и записывают все события, истории и заповеди. И поэтому [Моше] называют гравером. И нет никакой разницы между «И сыновья Хама были Куш и Мицраим» (Берейшит 10:6), «и имя его жены было «Мехеитабель» (Берейшит 36:39), «А Тимна была его наложницей» (Берейшит 36:12) [с одной стороны] и «Я Б-г Всесильный твой» (Шмот 20:2) и «Слушай, Израиль» (Дварим 6:4) [с другой]; поскольку все они из уст Всемогущего и это все Тора Б-га — полная, чистая и святая истина. И всякий, кто говорит: «Такие стихи или рассказы были написаны Моше самостоятельно», является для наших мудрецов и пророков еретиком и тем, кто раскрывает [неправильные] лица [Торы] больше, чем все еретики, поскольку он думает, что у Торы есть сердце и кожура, и что эти хроники и истории не имеют для них смысла и что они от Моше, нашего учителя — мир ему. А что касается того, кто считает, что Тора не с Небес, то об этом говорили мудрецы (Санедрин 99а), что это тот, кто верит, что вся Тора исходит из уст Всемогущего, за исключением этого одного стиха, который Святой, благословен Он, не сказал, а скорее был от самого Моше. А это «За то, что он обесчестил слово Господне» (Бамидбар 13:31) — Бог, да будет Он благословен, выше утверждений еретиков. Напротив, каждое слово Торы содержит мудрость и чудеса для того, кто их понимает. И их высшая мудрость не [полностью] постигнута, поскольку «мера ее длиннее земли и шире моря». И человек должен идти только по стопам Давида, помазанника Б-га Яакова, который молился (Псалмы 119:18): «Открой мои глаза, и я увижу чудеса Твоей Торы». Точно так же общепринятое понимание Торы также исходит от Всевышнего; и [поэтому] то, что мы сегодня создаем [определенную] форму для сукки, лулава, шофара, цицита, тфиллина и других [подобных материалов], это именно та форма, которую сказал Б-г, да будет Он благословен. Моше, и который [Моше] рассказал нам — и он надежен в своем поручении. И утверждение, которое указывает на этот принцип, — это то, что сказано (Бамидбар 16:28): «Из того узнаете вы, что Господь послал меня совершить все эти дела, и это не от сердца моего».

Девятый принцип

Верной передачи заключается в том, что эта Тора была добросовестно передана от Творца, Б-га — да будет Он благословен — а не от кого-либо другого. И [поэтому] к ней нельзя прибавить и от нее нельзя отнять, как сказано (Дварим 13:1): «Не прибавляй к нее и не убавляй от нее». И этот принцип мы уже разъяснили во введении к этому труду.

Десятый принцип

Б-г, да будет Он благословен, знает поступки людей и не игнорирует их. Не так, как думает тот, кто сказал, что «Г-сподь оставил землю», но, скорее, как сказано (Ирмияу 32:19): «Велик советом и могуч в делах, ибо глаза Твои открыты на все пути сынов человеческих и т.д.»; «И увидел Г-сподь, что зло человеческое сильно на земле и т. д.» (Берейшит 6:5); и сказано (Берейшит 18:2): «Вопли Содома и Аморы были сильными». И именно это указывает на этот десятый принцип.

Одиннадцатый принцип

Б-г, да будет Он благословен, вознаграждает того, кто соблюдает заповеди Торы, и наказывает того, кто нарушает ее запреты, и что великая награда — это будущий мир, и что сильное наказание отменяется. И мы уже сказали по этому поводу то, чего достаточно. И стих, который указывает на этот принцип, — это тот, который гласит (Шмот 32:32): «И ныне, если Ты снимешь их грех; а если нет, сотри меня, пожалуйста», и Б-г, да будет Он благословен, ответил ему (Шмот 32:33), «Кто согрешит против Меня, того Я изглажу из книги Моей» — это доказательство того, что Он знает раба и грешника, чтобы дать награду этому [одному] и наказание тому [одному] ].

Двенадцатый принцип

Эра Мошиаха. Надо верить и подтверждать, что он придет, а не думать, что он опоздал. «Если замедлит, жди его» и не давайте ему [установленного] времени и не делайте анализов из стихов, чтобы экстраполировать время его прихода. И мудрецы сказали (Санедрин 97б): «Дух тех, кто просчитывает конец, должен взорваться». И [из этого принципа] он верит, что [Мессия] будет иметь великое преимущество, положение и честь над всеми царями, которые когда-либо были; согласно тому, что пророчествовали о нем все пророки; от Моше, нашего учителя, — мир ему, — до Малахии, мир ему. А тот, кто сомневается в нем или для кого его уровень умаляется, отрицает Тору, как свидетельствует о нем Тора в главе «Билаам» и в главе «Ницавим». И в этот принцип входит то, что в Израиле не должно быть короля, кроме как из Дома Давида. И всякий, кто оспаривает [статус] этой семьи, отрицает имя Б-га, да будет Он благословен, и слова Его пророков.

Тринадцатый принцип

«Возрождение мертвых», как мы уже разъяснили. И когда человек верит во все эти принципы и его вера в них проясняется, он попадает в категорию Израиля; и [тогда] это заповедь любить его, миловать его и поступать с ним согласно всему, что Б-г, да будет Он благословен, повелел о человеке по отношению к своему ближнему, относительно любви и братства. И даже если он делает то, что в его силах, от грехов, из-за желания и подавления своей низменной природы, он наказывается по своим грехам, но он [еще] имеет долю в мире грядущем, и [считается только] от грешников Израиля. Но если один из этих принципов становится для человека скомпрометированным, вот, он выходит из категории Израиля и отрицает фундаментальный [догмат] и называется отступником, еретиком и «тот, кто подрезает насаждения». И есть заповедь ненавидеть его и погубить его, и о нем сказано (Псалмы 139:21): «Не ненавижу ли я тех, кого Ты ненавидишь, Г-споди».

И вот, я очень подробно написал об этих вещах и отошел от предмета моего труда по касательной, но сделал это потому, что увидел в нем [важный] пункт о вере — так как я собрал много полезных вещей распределенных по [разным] великим книгам. И вы должны знать их и иметь с ними успех, пересматривать (эти) [над ними] много раз и размышлять о них с надлежащим размышлением. И если сердце твое увлечет тебя думать, что ты понимаешь его содержание из одного [чтения] — или из десяти, — знай, что оно увлекло тебя ложно. И поэтому не спешите читать ее; так как я написал это не по тому, что [только что] пришло ко мне, а после большого анализа и размышлений. И после того, как я увидел ясные и истинные мнения, а также неправдивые, тогда я понял, чему следует верить из них, и привел доказательства в утверждениях и доказательствах по каждому вопросу. И это от Б-га, да будет Он благословен, исполнить мое желание и наставить меня на добрый путь…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter