СБП. Дни Мошиаха! 21 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-29 03:54

Годовщина р. Леви-Ицхака Шнеерсона 20 Ава

Что касается изгнания, то сам факт отправления человека в другое место является доказательством того, что там он может достичь еще более высокого уровня. Ибо иначе Б-г никогда не послал бы его туда.

Источник: беседа 20 Менахем-Ава 5739 г. Свободный перевод:Даниэль Булочник 07.08.2023 570 мин.

В главе «Экев» написано: «Г-сподь отделил колено Леви, чтобы нести ковчег завета Г-спода, чтобы стоять перед Г-сподом, чтобы служить Ему и благословлять именем Его до сего дня. Следовательно, колено Леви не имеет части или удела с братьями своими; Г-сподь — удел его, как говорил ему Г-сподь, Б-г твой». Это вызывает много вопросов. Ведь если колено Леви было особенным, избранным для того, чтобы стоять перед Г-сподом и служить Ему, то можно было бы предположить, что Леви заслужил большую долю, чем его братья, а не меньшую. И все же Тора говорит нам, что именно близость Леви помешала его наследству — «поэтому у Леви нет удела с братьями его».

Именно к этой проблеме обращается РАШИ в своем комментарии к словам: «Поэтому Леви не имеет удела». Он говорит: «Поскольку они были выделены для служения жертвеннику и не могут пахать и сеять, «Г-сподь — его удел» — он получает определенную плату из дома короля». Таким образом, из-за высокого положения и характера работы, у Леви нет времени получать свою долю таким же образом, как его братья (пахать и сеять). Вместо этого «Г-сподь — его наследие» — Сам Б-г обеспечивает Леви, который «получает свою плату из дома короля». Ибо отсутствие у него надела, подобного его братьям, является не лишением, а, скорее, а наградой за его труд. Так как он занят служением жертвенника, ему отказано в «доли и наследства с братьями своими»; и вместо этого получает более высокую долю — «назначенную плату из дома Г-спода».

Аналогичную ситуацию мы находим и в отношении Ицхака. В Мидраше говорится, что хотя Б-г не связывает Своё Имя с праведниками при их жизни, а только после их смерти, мы находим, что Б-г связывал Своё Имя с Ицхаком ещё при его жизни, говоря Яакову: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака отца твоего», ибо, поскольку Ицхок был слеп, он как бы умер.

Объяснение этому похоже на изречение наших отцов: «Когда человек достигает ста лет, он как бы умер, ушел и перестал существовать в мире». После того, как человек завершил свое служение в мире, он стоит выше мира и не видит никаких сокрытий [мира, который затмевает наше видение Б-жественности]. Поскольку Ицхак был слеп, он не видел физические объекты, скрывающих Б-жественность, а видел только внутреннюю [Б-жественную] часть мира. Таким образом, он был как мертвый; поэтому Б-г смог связать Свое Имя с Ицхаком даже при его жизни.

Такова связь Ицхака с Леви. Ицхак, будучи подобен мертвому, не имел доли в мире (как не имел Леви). Тем не менее, «Б-г — его удел» (как и в случае с Леви), поскольку Б-г связал с ним Свое Имя при его жизни.

Эта общая точка между Леви и Ицхаком также находится в законах седьмого года. В Торе говорится («Бэар» 25:2): «Когда вы войдете в землю, которую Я даю вам, тогда земля будет соблюдать субботу для Г-спода. Шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезай виноградник твой и собирай урожай его. Но в седьмой год суббота святого покоя будет для земли, суббота для Г-спода; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай».

Подобно тому, как Леви и Ицхак не имели доли в этом мире, седьмой год, в течение которого не разрешается никакой работы на земле, также выше дел мира. Тем не менее, «шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезай виноградник твой» также важны и необходимы и фактически являются мицвой.В эти годы совершается служение извлечения [Б-жественных искр], делающих подходящее место для обитания Б-га в этом материальном мире. Тем не менее, Тора повелевает, что в течение седьмого года «поле твое не засевай и виноградник твой не обрезай». Что же тогда говорить о высокой службе очищения мира?

Тот же вопрос можно задать в отношение субботы. Что касается будних дней, то Тора повелевает: «Шесть дней работа будет делаться», а на седьмой день заповедь гласит: «Суббота. Отдохни». Цемах-Цедек объясняет, что преимущество работы в будние дни состоит в том, что это служение создания жилища для Б-га. Как же так: в субботу, когда мы отдыхаем, наше служение неполноценно?

Точно так же «знатоков, мудрецов Торы называют субботой», потому что, как в субботу не делается никакой работы, так и знатоки Торы не имеют ничего общего с «работой», а только с изучением Торы. Значит ли это, что знатоки Торы лишены преимуществ, получаемых от «добрых дел»?

Более того, что делать тем, кто сослан с места работы? Когда человека изгоняют с того места, где он «сеял» и «обрезал», он уже не может выполнять служение «поле твое засевай и виноградник твой обрезай».

На все эти вопросы можно ответить через наше понимание всего, что связанно с коленом Леви. Как объяснялось, Леви является уникальным среди колен, получая определенную плату со стола короля («Господь — его наследие»); ибо для него высшее служение — «нести ковчег завета Г-спода, стоять перед Г-сподом, служить Ему и благословлять Его именем». Поэтому он обходится без низшего служения, получения «участка и наследства с братьями своими». Та же концепция применима к седьмому году, субботе и знатокам Торы. Все они относятся к более высокому уровню и, таким образом, могут обойтись и обходятся без соответствующих уровней (шесть лет посева, шесть дней работы).

Что касается изгнания, то сам факт отправления человека в другое место является доказательством того, что там он может достичь еще более высокого уровня. Ибо иначе Б-г, Суть добра, никогда не послал бы его туда. Написано: «Даже когда я во мраке, Г-сподь посылает мне Свой свет»; в этом также смысл сказанного: «Ибо велика доброта Его к нам».

Смысл существования изгнания состоит в том, чтобы достичь более высокого уровня, чем это было достижимо ранее. Однако остается неясным один момент. Хотя все эти вещи (седьмой год, суббота и т.д.) относятся к более высокому уровню, есть еще бесспорно великие вещи, которые можно достичь на более низком уровне (шесть лет, дни недели и т.д.). Можем ли мы тогда сказать, что только потому, что человек достиг преимуществ, получаемых на более высоких уровнях, он лишается тех вещей, которые он приобрел благодаря более низким уровням служения?

Конечно нет, ибо, как утверждают мудрецы, «тот, кто трудится в канун субботы, будет есть в субботу». Пища, которую человек получает в субботу, является конкретным результатом работы, которую человек выполняет накануне. Таким образом, преимущества самой субботы также включают в себя преимущества «шести дней, когда вы должны работать». Точно так же Тора обещает, что средства к существованию в седьмом году исходят от «Я повелю Мое благословение на вас в шестой год, и земля будет приносить плоды в течение трех лет». Кроме того, служение, совершаемое в будние дни и в течение шести лет работы, фактически возвышается в субботу и в седьмом году; таким образом, работа этих дней (лет) включена в субботу (седьмой год). На самом деле, служба будней, как она включена в субботу, намного выше, чем она сама по себе; ибо, поскольку служение в субботу имеет более высокий характер, чем служение в будний день, когда служение в будний день включено в субботу, оно достигает той же более высокой степени возвышенности, что и служение в саму субботу.

Мы можем пойти еще глубже; при объяснении седьмого года, стих начинается так: «Когда вы придете в землю, которую я даю вам, тогда земля будет соблюдать субботу Г-споду». Затем он продолжает: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградники твои и т.д.». Можно подумать, что порядок стиха должен быть обратным — сначала шесть лет обрабатывают землю, а на седьмой отдыхают. Но этим порядком фраз Тора преподает нам глубокий урок. Весь смысл шести лет работы — это суббота седьмого. Итак, прежде чем еврей даже приступит к шестилетнему труду, он должен знать цель своего труда — седьмой год. Если основываться на этом понимании, работа еврея будет совершенно иной, чем если бы он работал только ради работы; его конечной целью является возвышение шести лет, которые произойдут в седьмом. То же и в субботу: «Все последующие дни недели благословенны от субботы»; Это означает, что суббота дает силы и возможность выполнить работу на предстоящей неделе должным образом. Затем недельное служение завершается возвышением, которое оно получает в следующую субботу.

Подводя итог, можно сказать, что уровень субботы выше уровня буднего дня — эквивалентен уровню «Г-сподь — его доля». Более того, в субботу человек также получает часть, связанную с миром, от шести дней труда, поскольку они возвышаются в субботу. И, наконец, суббота также дает вдохновение, которое дает силы для выполнения работы в следующие будние дни; знание того, что его целью является последующая суббота. Это также можно найти в каждом дне жизни человека. «Благодарю я», произносимое каждое утро, когда человек благодарит «живого и вечного Владыку» — Б-га, поскольку Он выше мира, — сравнимо с концепцией субботы. Последующие утренние благословения связаны с вещами этого мира. И, наконец, после молитвы человек отправляется в мир и там делает свою работу.

Подобно этому также время жизни рабби Леви-Ицхака, годовщину которого мы отмечаем сегодня; тот, кто заслужил успех после подготовительного размышления о том, что вся цель работы состоит в том, «чтобы земля соблюдала субботу Г-споду». Благодаря этой подготовительной медитации ему удалось превратить «землю Кнаан» в «землю Израиля». Затем его сослали из того места, где он «засеял поле свое» и «подрезал свой виноградник» в место, где он уже не мог работать с миром. Однако это изгнание не было, упаси Б-г, падением с его личного уровня, а полной противоположностью. В изгнании надо подняться выше, ибо там «Г-сподь есть удел его», бесконечно более высокий уровень, чем прежние отношения с миром. И он не только стоит на этом высшем плане, но и сохраняет низший уровень своей прежней работы «засева поля своего» и «обрезания виноградника своего». Ибо в изгнании этот низший уровень возвышается и включается в уровень «Г-сподь — его доля».

Приведенное объяснение удовлетворительно лишь постольку, поскольку в изгнании он также духовно сохранял уровень «сеяния» и «жатвы» в этом мире. Но как насчет величия, которое приходит только от создания жилища в физическом мире? Ответ заключается в том, что даже находясь в изгнании, рабби Леви-Ицхак продолжал свою прежнюю деятельность, хотя и в меньшей степени. До сих пор можно увидеть плоды его работы в изгнании. И в соответствии с изречением, что «человек жив, пока живы его потомки», сам рабби Леви-Ицхак в настоящее время присутствует в этом физическом мире, ибо его потомки заняты сегодня этим служением.

Концепция работы в этом мире («засев твоего поля» и «обрезание твоего виноградника») и в то же время стояние на более высоком уровне «Б-г — его наследие» также встречается в случае с Леви. РАШИ на слова «Поэтому у Леви нет части и удела с братьями его» поясняет: «Так как они отделены для служения жертвеннику и не вольны пахать и сеять». РАШИ не говорит, что им запрещено пахать или сеять, скорее, они не свободны — им некогда. Если бы у них было время, они действительно могли бы пахать и сеять. На самом деле левиты владели открытыми пространствами вокруг своих городов, на которых, когда они не были заняты службой в Храме (например, ночью), они возделывали землю.

Из приведенного выше примера мы все можем извлечь урок, применимый к нашему служению. Мы живем во времена изгнания, который на самом деле является изгнанием внутри изгнания. Сам спуск души в тело есть изгнание, ибо душа нисходит «с вершины высокой в бездну». Кроме того, мы изгнаны из нашей земли и не можем выполнять привычную службу. Человек недоумевает: за что нас сослали, это так мешает нашему надлежащему служению?

Пример Леви дает ответ; ибо «Г-сподь отделил колено Леви, чтобы нести завет Г-спода, стоять перед Г-сподом, служить Ему и благословлять во имя Его. Поэтому у Леви нет удела с братьями его», но вместо этого обладает более высоким уровнем «Г-сподь — его наследие», и, следовательно, обходится без более низкого уровня служения. Так же и со всеми евреями.

РАМБАМ утверждает: «Не только колено Леви, но и каждый человек, чей дух побуждает его… отделить себя перед Господом, чтобы служить Ему… этот человек освящается как святая святых и Б-г будет его долей и наследием навеки». Сам факт того, что евреи отправлены в изгнание и лишены возможности работать на своем месте, сам по себе свидетельствует о том, что теперь у них есть нечто более высокое — «Г-сподь — удел его». Благодаря этому они могут достичь более высокого уровня, чем это было возможно ранее, когда они не были в изгнании.

Второй урок заключается в том, что даже если человек находится на более высоком уровне «Б-г — его наследие», он все равно должен заниматься созданием жилища для Б-га в физическом мире — «засевать свое поле» и «обрезать свой виноградник». Благодаря этому ранее выполненная работа получает возвышение. Нужно также работать с другими, без каких-либо ограничений; и тогда его собственные ограничения снимаются. Как пишет Цемах-Цедек: благодаря благотворительности «его ум и сердце очищаются в тысячу раз — буквально». Так и с нами, что мы должны перейти от главы «Экев» к главе «Реэ», исполняя то, что в ней сказано: «Смотрите. Я даю вам сегодня благословение». Б-г должен послать нам благословение в виде «дара»; дар, который гарантирует, что благословение будет безграничным. Благословение также должно быть в виде «видения», подобного Торе, которой учит Мошиах, который будет учить всех людей в виде видения. Да будет так тотчас же, в истинном и полном искуплении, когда «пробудятся и возрадуются лежащие во прахе».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter