СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 18:39

50-летняя годовщина свадьбы

Точно так же любовь к своим собратьям-евреям должна подразумевать заботу и убежденность в том, чтобы помочь удовлетворить все его желания, выкупить его из плена его потребностей.

Источник: беседа 14 Кислева 5739 г. Свободный перевод:Даниэль Булочник 27.11.2023 422 мин.

1. Чтобы оценить значимость любого события, необходимо заглянуть в Тору. Тора регулирует каждый аспект поведения еврея. Точно так же оно содержит учения, объясняющие значение сегодняшнего события.

Вообще, собрание многих евреев считается значительным и важным событием. В книге «Тания» Алтер Ребе пишет, что «если ангел окажется в собрании из десяти евреев (даже если они не изучают Тору), его охватит безграничный и бесконечный трепет Б-жественного присутствия, которое озаряет их до такой степени, что он будет полностью аннулирован».

Вышеупомянутое особенно верно в данном случае. Тысячи евреев собрались вместе, чтобы изучать Тору. Кроме того, целью их встречи является обсуждение деятельности, которая будет способствовать дальнейшему распространению Торы и заповедей. В таком случае Шхина, несомненно, раскрывается. Точно так же РАМА в заключении своего приложения к «Шулхан Арух» в разделе «Орах Хаим» советует: «Человек должен всегда прибывать в состоянии радости, а веселый человек всегда празднует».

Однако подобные собрания и торжества не являются повседневным явлением. Должна существовать причина по Торе, объясняющая, почему годовщина свадьбы отмечается таким образом. Эту причину можно понять, анализируя высказывание наших мудрецов: «Когда вы входите в город, следуйте его обычаям». Независимо от того, превосходит ли духовный уровень человека, уровень города, в который он входит, или ниже его, Тора требует от него принятия его обычаев. Несмотря на то, что обычно человеку советуют не принимать практики, которые выше его духовного уровня, этот совет не применяется, когда он приезжает в новый город. Чтобы проиллюстрировать это, мидраш приводит пример Моше-рабейну, который, взойдя на гору Синай, не ел и не пил в течение 40 дней.

Аналогично, с противоположной точки зрения: если духовный уровень человека превосходит уровень города, в который он входит, казалось бы логичным «наложить на него ограничения города, из которого он вышел»; однако мидраш советует: «Когда вы входите в город, следуйте его обычаям». В подтверждение этого утверждения приводится пример ангелов, которые посетили Авраама и «ели и пили».

В последнем случае цель совета мидраша не в том, чтобы вызвать падение. Точно так же и в данном случае принято, что многие друзья собираются вместе на годовщину свадьбы и присоединяются с добрыми пожеланиями и к празднованию. Еврей должен принять этот обычай и превратить его в акт Торы. Отмечая годовщину собранием многих тысяч евреев (что приводит к раскрытию Шхины) и проводя это собрание в святом месте, в синагоге и в доме обучения (в частности, в том месте, где жил предыдущий Ребе провел последние десять лет своей жизни), празднование становится событием Торы. Да будет воля Б-га, чтобы этот фарбренген привел к увеличению изучения Торы и выполнения ее заповедей и, таким образом, послужит подготовкой к празднику 19 Кислева, Рош а-Шана хасидизма.

2. Помимо вышесказанного, сегодняшний фарбренген дает еще уроки, связанные с понятием 50. Наши мудрецы отметили, что 50 лет считаются «вечными» (колено Леви). Это утверждение взято из летописи жизни Шмуэля. Его мать поклялась, что «он предстанет перед Г-сподом и пребудет там вечно». Его привезли в Шило в возрасте двух лет, и он умер в возрасте 52 лет. РАМБАМ упоминает в духовном смысле, что привилегии колена Леви применимы к любому еврею, который посвятил себя служению Б-гу. Поэтому понятие 50 лет как «навсегда» касается каждого еврея.

Мехилта развивает эту концепцию дальше, объясняя, что 50 лет считаются «вечными» для каждого еврея. Это объяснение основано на повелении Торы, согласно которому все рабы должны быть освобождены с наступлением юбилейного года (50-й год). Число 50 также связано с сутью свадьбы. Еврейские слова, обозначающие жениха и невесту — «хатан» и «кала» — имеют число 50. Слово «хатан» заканчивается буквой «нун», числовой эквивалент 50. Аналогично, эквивалент первых двух букв слова «кала» — «каф» и «ламед» — в сумме равны 50. Буква «нун» имеет две формы. Когда он появляется в конце слова, она обозначается длинной линией, выходящей за пределы строки. В середине слова, изогнута вверх и находится между строк. В книге «Тания» объясняется, что каждая буква еврейского алфавита представляет собой отдельный канал Б-жественной энергии. Форма букв, раскрывают образец потока жизненной силы, который раскрывается через эту букву. В данном случае две формы буквы «нун» представляют собой два разных выражения одного аспекта Б-жественной энергии:

1) Конечная нун, простирающаяся ниже линии, символизирует нисхождение Б-жественной энергии к самым нижним уровням, чтобы возвысить Б-жественные искры там. Аналогичным образом, в нисхождении участвует «хатан», до такой степени, что наши мудрецы объясняют, что сам термин «хатан» происходит от фразы «опускаясь на уровень ниже». Подобным образом Талмуд комментирует: «Спуститесь на уровень ниже и женитесь». Чтобы подчеркнуть эту связь, слово «хатан заканчивается буквой «нун софит».

2) Согнутая «нун» излучает тот же уровень Б-жественной энергии, что и «нун софит». Однако это представляет собой другую фазу служения, восхождение снизу вверх. Чтобы сообщить об этом изменении направления, часть «нун», которая простиралась ниже линии, изогнута вверх, над линией. Это движение соответствует служению «каллы», которая также вовлечена в процесс самовозвышения. Обозначение 50-летнего возраста как «навсегда» имеет более глубокое значение. Еврейское слово «навсегда» — «олам»; что также означает «мир». Обозначая 50 как «олам» (навсегда), Тора подразумевает, что 50 включает в себя весь мир.

С одной стороны, 50 представляет собой уровень духовности, превосходящий мир, как объяснили наши мудрецы: «В мире было создано пятьдесят врат понимания». Однако даже Моше-рабейну, самый духовно возвышенный из всех людей, постиг только 49, причем 50-е врата были совершенно за пределами человеческого понимания. Тем не менее, этот 50-й уровень также встречается в мире; как и конечная «нун», объясненная ранее, ее энергия спускается на самые низкие уровни с намерением возвысить их и поднять на свою трансцендентную высоту.

Это объяснение качеств «нун» проливает свет на тот факт, что в Торе 11 стихов, которые начинаются с «нун» и заканчиваются «нун». Число 11 имеет большое значение. Святые дела связаны с числом 10. Число 11 представляет силы зла, требующие преображения. Поэтому в состав благовоний в Храме включали 11 специй, чтобы возвысить и очистить силы зла. 11 стихов Торы, которые начинаются со буквы «нун» и заканчиваются буквой «нун», служат той же цели и намекают на «баалей тшува». Число 50, «нун», означает процесс достижения самых низких уровней и подъема на самые высокие уровни.

Приведенное выше пояснение указывает на особое значение этого юбилея. Число 50 представляет собой взятие низших аспектов мира и соединение их с Эйн Соф (бесконечным). Это понятие напрямую связано со свадьбой. Союз мужчины и женщины (и ребенка, который рождается в результате этого союза) раскрывает силу Эйн Соф в мире.

3. Рассматривая действия, которые должны стать результатом этого фарбренгена, важно отметить порядок празднования 50-летия предыдущего Ребе. Его свадьба состоялась в 5657 году, а 50-летие пришлось на 5707 год. Затем в каждый из семи дней после свадьбы ему подарили только что напечатанную книгу. Ряд хасидских речей Мителер Ребе был напечатан в Шанхае и выпущен в течение этих семи дней. Публикация этих текстов принесла предыдущему Ребе большую радость. Это демонстрирует, как концепция 50-летия связана с прогрессом в Торе и заповедях, как пишет Ребе РАШАБ о книге «Тания»: «В общем, нужно проявлять крайнюю осторожность в использовании оригинальной интерпретации для объяснения этой книги. Однако, если эти объяснения повысят служение слушателя Б-гу, тогда они разрешены».

Аналогично и в этом случае. Да будет воля Б-га, чтобы этот фарбренген привел к росту любви к Б-гу, страха перед Б-гом, изучения Торы (как открытой ее части, так и хасидизма), пока мы не достигнем уровня «познай Б-га во всех твоих путях». Более того, поскольку, как прокомментировали наши мудрецы, «Действие самое важное»; пусть все вышеперечисленные благословения будут выражены в конкретных действиях, и в заслугу этого, мы сможем стать свидетелями восстановления юбилейного года. Наши мудрецы объяснили, что после сбора изгнанников — когда весь еврейский народ будет жить в Земле Израиля — юбилейный год будет восстановлен. Пусть эти пророчества быстро исполнятся в наши дни.

4. Предыдущий Ребе говорил: «Хотя добро — это хорошо, не лучше ли еще лучшее?!» Точно так же и в данном случае, несмотря на все приведенные выше объяснения проведения фарбренгена, некоторые люди все же могут возразить. Они могут поставить под сомнение введение новых обычаев и т.д.; поэтому, поскольку здесь присутствуют женихи, то им было бы правильно провести 7 благословений и снять всякий вопрос о причинах этого празднования. Тора повелевает нам приносить радость жениху и невесте и советует: «Заповеди Г-спода справедливы, радуют сердце». Поэтому, пока женихи готовятся к 7 благословениям, время будет заполнено изучением Торы. И пусть их радость принесет целый год радости, включая высшую радость, раскрытие Мошиаха. В настоящее время отношения между Б-гом и еврейским народом описываются как «помолвка». Приход Мошиаха приведет новое состояние — «брак».

5. Тора уделяет большое внимание благодарности. Примером этого является заповедь первых плодов. Каждый год еврей должен был приносить в Иерусалим первые плоды урожая и произносить пространную благодарственную речь. Многие прислали добрые пожелания и поздравления по этому случаю.

Я хотел бы поблагодарить каждого в отдельности за дань уважения, однако у меня нет ни возможности, ни времени. Поэтому я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить свою признательность и благодарность.

Пусть все те, кто давал благословения, сами будут благословлены, поскольку Всевышний обещал Аврааму: «Я благословлю тех, кто благословляет тебя». В стихе говорится: «Я благословлю», что указывает на то, что их благословение будет исходить из «полной, открытой, святой и щедрой руки Б-га». Пусть последствия этих благословений станут ясно очевидными и приведут к тому, что «сыновья и внуки будут поглощены Торой и заповедями», а также к крепкому здоровью, детям и материальному успеху для всех. И пусть мы вскоре достигнем высшей точки в изучении Торы, откровения Торы Мошиаха.

6. Служение жениха и невесты связано со всей концепцией Торы и заповедей. Подобно жениху, Тора постепенно «нисходит через скрытые стадии, пока не облачится в физические субстанции и вещи этого мира». Заповеди (и, в частности, благотворительность, согласно Талмуду, характеризуют всю сферу заповедей) предполагают возвышение низшего уровня до духовного (параллель со служением невесты). Эти два движения обладают силой проникнуть в глубины изгнания и вызвать Освобождения. Как заявил пророк Йешаяу: «Сион будет искуплен изучением Торы, а его пленники — благотворительностью».

Поскольку изучение Торы напрямую связано с женихом, принято дарить в качестве свадебного подарка святые книги. Аналогичным образом, поскольку такая же связь существует между женихом и благотворительностью, уместно также преподнести копилку для пожертвования в качестве свадебного подарка. Если немедленно принести ее в новый дом, этот дом станет выделяться как место, где дают деньги на благотворительность. Таким образом, дом приобретает репутацию источника помощи нуждающемуся человеку. Даже когда деньги не могут быть даны (в субботу и т.д.), присутствие копилки напоминает обитателям дома о важности заповеди. Поэтому ее следует демонстрировать с гордостью и считать одним из самых ценных украшений дома. Её следует использовать часто. Даже если дарится большая сумма, ее следует разделить на несколько небольших частей, чтобы обучить и приучить дарителя (особенно если это ребенок) делать пожертвования чаще.

7. Наиболее известной категорией благотворительности является выкуп пленных. В переносном смысле, это относится ко всей Торе и заповедям, так как через них искупаются Б-жественные искры, упавшие в оболочки духовной нечистоты. Десять кампаний также связаны с выкупом пленных. Кампания по обучению Торе направлена на искупление человека от невежества. Мудрый человек считает недостаток знаний величайшей тюрьмой. Трактат «Авот» комментирует: «Кто мудрый — тот, кто учится у каждого человека». Слово «учится» стоит в настоящем времени. Мудрый человек постоянно учится.

Точно так же любовь к своим собратьям-евреям должна подразумевать заботу и убежденность в том, чтобы помочь удовлетворить все его желания, выкупить его из плена его потребностей. Так же и остальные кампании искупают человека духовно. Благодаря участию в 10 кампаниях, будет искуплен весь мир.

Пусть мы, благодаря этим действиям, станем свидетелями свадьбы между Б-гом и еврейским народом во время Освобождения, которое произойдет уже скоро в наши дни. В заключение на практической ноте: деятельность всех кампаний должна быть усилена, особенно отношении в самого актуального вопроса — Хануки. В дополнение к усилиям по распространению заповеди зажигать ханукальные свечи везде, где это возможно, особое внимание следует уделить попыткам охватить тех евреев, которые находятся в тюрьмах или находятся в лечебных центрах. И пусть эти действия заставят Б-га быстро выкупить нас из тюрьмы изгнания в наши дни.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter