Заповедь назначения короля

30.11.2016 | 778 | (4)
Источник: «Дерех Мицвотеха»
Заповедь назначения короля

Глава «Шофтим»: Нужно назначить еврейского короля, как сказано: «То поставь над собой короля» («Дварим» 17:15) (заповедь №497):

Две причины назначения короля

1. Нам нужно понять, почему разгневался Шмуэль на еврейский народ, когда тот попросил его дать им короля (Шмуэль I 8:6) [И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам короля, чтобы судить нас.] И также Всевышний сказал ему: «Ибо не тебя отвергли они и т.д.». Но в чем тут проблема и гнев, разве это не заповедь Всевышнего? Ведь сказали наши благословенной памяти учителя: «Три заповеди были даны евреям, когда они вошли в Землю Израиля, и одна из них — назначить им короля (трактат «Санедрин» 20б).

Так вот, суть заповеди назначения короля состоит в том, что с его помощью евреи будут находиться в подчиненности перед Всевышним, так как все евреи должны быть подчинены королю и министрам, чтобы была дисциплина в отношении всех указов, которые он издает, как сказал Шмуэль и это будет суд короля и т.д. (Шмуэль I 8:11).

И вот, сам король подчинен Всевышнему, как сказал Давид: «А уподобил я и т.д.» (Псалмы 131:2), что подчинение Всевышнему так сильно задело его за душу, что он в физическом плане не мог поднять глаза и возвысить сердце в смысле чего-то существующего, а был как предмет, который не двигается. И это главное в короле из-за чего он и называется королем — он как колесница по отношению к атрибуту королевской власти Всевышнего в мире Ацилут. И известно объяснение слова «колесница», что это подчинение — как колесница подчиняется тому, кто ей управляет. И так как король подчиняется Небесной власти, а евреи подчиняются королю, то выходит, что в нем и через него евреи подчиняются Всевышнему. И это работа короля — быть всегда тем, через кого творения подчиняются Всевышнему, с помощью того, что сам он подчинен, а они уже через него и т.д.

И еще есть простая причина в назначении короля, чтобы он руководил народом как следует, ведь если бы не страх [перед верховной властью], то люди бы живьем проглатывали друг друга («Пиркей Авот» 3:2), а «король правосудием утверждает страну» («Мишлей» 29:4), чтобы оправдать правого и наказать виноватого.

И вот, эти две причины в назначении короля не имеют отношения к нуждам учеников мудрецов среди еврейского народа, ведь еврейские души разделяются на два вида.

Есть одни, кто не является учениками мудрецов, и они пусты от Торы и мудрости, но, несмотря на это, они полны заповедей и осторожны до крайности в отношении уклонения от зла и совершения добра, даже в отношении тонкостей постановлений толкователей Торы. И это в соответствии с их темпераментом и духовным источником Свыше, который не достоин принять в себя аспекты Торы и мудрости, а только действия. И как мы ясно видим, что есть многие люди, которые учатся у рава, но сразу после того, как выходят от него, откладывают Тору и забывают о ней, как будто ее и не было, а занимаются делами этого мира.

Еще есть другие люди, которые обладает высокими душами. Это те, кто является учениками мудрецов, обладающие Торой люди, которые постигают мудрость Всевышнего и «сидят над Его учением днем и ночью».

И вот, по этим двум причинам мы находим, что только людям с простыми душами требуется король, чтобы управлять ими как следует согласно второй причине.

Но для людей, чьим основным занятием является изучение Торы, которые сами знают, что можно, а что нельзя, и им все ясно как солнце, и нет необходимости говорить, ведь они несомненно являются праведниками и не сделают [ничего плохого] намеренно, ведь они — богобоязненные ученики мудрецов и т.д., им совсем не нужен король, а только пророк и судья, как Шмуэль и т.п.

И также по первой причине — подчинении Всевышнему с помощью короля — это не имеет к ним отношения, а только к тем, кто не является учениками мудрецов, которые существуют сами по себе, по своей сути Свыше, поэтому они не ученики мудрецов, так как мудрость это подчинение, «первый проблеск постижения» и «всякий гордец — неразумный». Ведь с точки зрения мудрости невозможно достигнуть разрастания себялюбия, а наоборот — именно самоумаления.

И поэтому они нуждаются в короле для того, чтобы полностью подчиниться ему, как рабы перед своим правителем. И как сказано («Дварим» 17:15): «То поставь над собою короля», ведь король полностью аннулирован, самоустранен перед Всевышним. Но высокие души, которые называются «учениками мудрецов», обладают этим свойством сами по себе в соответствии с их корнем вверху, ведь «мудрец это тот, кто видит зарождающееся», где мудрость как зрение, когда человек видит, как из ничего возникает что-то и Всевышний каждый день обновляет по доброте Своей все творения в мире. И они называются «братьями и друзьями» Всевышнего или «детьми», ведь им совсем не требуется король, чтобы с его помощью быть в полном подчинении материальности, как раб перед королем, так как они подчинены сами по себе в форме более высокого, чем подчинение материальности самоуправления. Поэтому над ангелами есть король, так как они тоже предоставляют собой какую-то сущность, как Михаэль и Гавриэль, которые хотя и стоят всегда в любви и страхе, но в любом случае они являются самостоятельной сущностью, которая страшится Всевышнего и любит Его. Понятно, что над ними есть король, как сказано: «Владычество Твое над всеми царствует мирами» (Псалмы 145:13). И также в отношении душ из миров БЙА, как было сказано выше.

Но высокие души, как душа РАШБИ и т.п., относятся к аспекту сыновей и они выше границ принятия власти короля из плоти и крови, которые ниже их и которые относятся только к тем, кто находится на уровне рабов, то есть тех, кто в отдалении. Ведь даже для тысячи сыновей отец не будет называться королем (так как они относятся к миру Ацилут, где есть божественность в буквальном смысле, см. объяснение об этих двух видах душ в заповеди №42, гл. 2). И поэтому Шмуэль не желал назначить над ними короля, так как он хотел, чтобы все были на этом уровне и тогда им не понадобится король из плоти и крови. А то, что мы говорим «отец наш, владыка наш», то существуют два аспекта — и со словами «наш отец» мы говорим «грешны мы», так как грех является неумышленным, а со словами «владыка наш» мы говорим «преступны мы», так как преступление совершается умышленно.

Отличие Давида от других королей

2. И вот, после того, как Всевышний тем не менее дал указание Шмуэлю помазать для них [еврейского народа] короля, так как они в любом случае находятся на такой ступени, что нуждаются в подавлении своего «я», король Давид удостоился навеки этого королевского венца. И объяснение этой заповеди о сохранении королевской власти Давида для его потомков приводится в книге «Хинух». И Давид удостоился этого, так как был колесницей для сферы Малхут мира Ацилут, и носит название «четвертая нога», поэтому мы завершаем [благословение словами] «щит Давида».

И при объяснении этого нужно сначала рассказать о том, что достоинство и уровень короля Давида в отношении его власти над еврейским народом были намного выше уровня других королей из его рода, которые правили после него. Ведь у всех последующих королей только один раз было это намерение, что ими и через них евреи подчиняются Всевышнему и этот аспект является самым нижним в атрибуте Малхут. Но в этом не все достоинство короля Давида, а только достоинство всех следующих за ним королей. А у Давида было дополнительное, гораздо более высокое достоинство в отношении его королевской власти. Как сказала та женщина из Ткоа Давиду: «Но господин мой мудр, как мудр ангел Б-жий» (Шмуэль II 14:20), то есть это аспект мудрости в атрибуте Малхут, что устанавливает королевскую власть в мудрости, как сказано (Псалмы 78:71): «Взял его от загонов овечьих, от дойных [овец и коз] привел его пасти Яакова». Как пастух управляет своим стадом и руководит ими с помощью персонального наблюдения за каждой овцой, чтобы она паслась на хорошем пастбище и ей никто не наносил бы ущерб, так и король Давид управлял своим народом и руководил ими, давая им все необходимое в духовном и материальном смысле, каждой индивидуальной душе из своего народа. И как сказано (Шмуэль II 18:13): «Все это не утаилось бы от короля», что он предупреждал их в отношении соблюдении заповедей, оправдывал праведного и т.д. И также в материальном смысле, как сказали (трактат «Брахот» 3б): «А твой народ, евреи, нуждаются в заработке, ведь эта пригоршня не насыщает нас и т.д.», а Давид ответил: «Идите, собирайте войско, чтобы напасть [на врага]».

И вот, аспект мудрости в сфере Малхут был у короля Давида, но не у следующих за ним королей, хотя они были большими праведниками и очень мудрыми людьми, ведь о Шломо сказано (Млахим I 5:11): «И был он мудрее всех людей» (и также о Хизкияу), что свыше не светил для них отблеск мудрости в отношении их нахождения у власти, как это было с Давидом. И хотя они были мудрыми, то есть в их личном проблеске светил аспект мудрости (чтобы понять и постигать учение Всевышнего и все, что в мире), но в отношении их королевской власти, в том, что они были владыками над народом, не светил аспект мудрости наподобие этого, а только у Давида, который был общей душой. И этого не было у других королей, идея королевской власти которых была только так, как это описано выше в первой главе, что весь народ самоустраняется перед ним, а он самоустраняется перед Всевышним. И это был аспект действия королевства Давида.

И объяснение идеи в отношении королевства Давида, в котором был также аспект мудрости его правления, будет понятно с помощью того, что мы сначала разберем высказывание наших благословенной памяти учителей («Ялкут Шимони» на гл. «Берейшит», п. 41), что Адам отдал Давиду 70 лет от своей жизни. Когда показал ему Всевышний поколение за поколением и их руководителей и он увидел Давида, который будет выкидешем, то от него было взято 70 лет (ведь Адам должен был жить 1000 лет). И объясняется в книге «Зоар», гл. «Ваишлах» 168а, что также и праотцы дали Давиду 70 лет. Авраам подарил ему 5 лет своей жизни, так как он должен был жить 180 лет, а прожил 175 лет — то есть на 5 лет меньше. Яаков должен был жить как Авраам, но прожил только 147 лет — то есть на 28 лет меньше. Йосеф, который прожил 110 лет, должен был прожить 147 лет, как Яаков, но он отдал 37 лет. Всего выходит 70 лет (37 + 28 + 5).

Эти годы они отдали королю Давиду, чтобы он мог существовать. И удивительно: почему повторяются эти 70 лет, которые ему дали Адам и праотцы? И почему он прожил только 70 лет? Ведь на первый взгляд годы его жизни должны были быть 140 лет в соответствии с годами, которые были взяты от жизней Адама и праотцов.

И объяснение такое, что Адам соответствовал аспекту высшей мудрости мира Ацилут и он был как то, о чем сказано: «Ты мудр, но мудрость Твоя непознаваема». Это значит, что она не сравнима с тем, чтобы из нее произошла постижимая мудрость в мирах БЙА, каким должно быть поведение творений, так как она возвышена до крайности с точки зрения этого аспекта. И поэтому Давид был выкидышем, так как корень его аспекта это слово Всевышнего и дух Его уст, оживляющие все миры. И вот, речь была включена в мудрость и подчинена ей. Это как человек, который погружен в глубину своей мудрости, что он не может тогда говорить и влиять на других. И раз корень души Давида был из высшей речи, он был выкидышем, так как был включен в Адама, высшую мудрость. И привлечение из своего сокрытия в Адаме произошло с помощью отблеска короны в мудрости. Так как из-за дополнительного отблеска в мудрости не было у него возможности вынести это и поэтому было необходимо привлечь оттуда аспект высшей речи. Как пример человека, которому в голову вдруг приходят высокоинтеллектуальные идеи с помощью духа святости и т.п., и тогда он не может удержаться, чтобы не охватить их своей сущностью, а вынужден раскрыть немного кому-то, благодаря чему он будет чувствовать себя лучше и успокоится.

И это идея семидесяти лет, которые дал ему Адам, соответствующие аспекту семи качеств мудрости включающие десять из них, и с их помощью привлекается отблеск высшей мудрости в речь. И об этом сказал Давид (Псалмы 30:2): «Превозношу Тебя, Г-споди, ибо Ты поднял меня». Это значит, что привлечение аспекта превознесения Всевышнего, Его короны, Его мудрости, происходит с помощью того, что «Ты поднял меня». Это значит, что произошло поднятие речи к его раскрытию из его сокрытия в мудрости. Но вот, идея привлечения мудрости от Адама к Давиду является аспектом привлечения от сущностной мудрости, которая не связана с эмоциональными качествами. Однако есть еще один аспект мудрости, которая находится в эмоциональных качествах — каким должно быть поведение короля согласно аспектам доброты и строгости, как сказано (Мишлей 29:4): «Король правосудием утверждает страну». И это относится к Давиду, который был аспектом мудрости в его королевской власти, и это так.

И также должно быть привлечение сущности доброты в аспект королевской власти, и как сказано о Давиде [(Йешаяу 55:3): «Неизменные милости, (обещанные) Давиду»], (Шмуэль II 8:15): «И вершил Давид суд и правду всему народу своему» — его аспект королевской власти был основан на природе доброты, чтобы влиять на его народ. И это идея пяти лет, которые ему дал Авраам, которые являются пятью аспектами доброты, так как Авраам был «человеком добра», как сказано о нем, что он приглашал гостей и угощал их едой и питьем. Но, однако, на первый взгляд, нужно понять: после того, как все является проявлением духовных сил и воздействий, почему произошло уменьшение числа в источнике, из которого произошло привлечение, вплоть до того, что Адам жил меньше тысячи лет семьдесят лет? И также у Авраама, как было сказано выше, ведь если зажечь одну свечу от другой, то вторая свеча не уменьшает света в первой?

Но идея такова, что привлечение этой жизненности от Адама и праотцов к Давиду является огромным, совершенно непоследовательным принижением, ведь как уже было сказано выше, Давид это аспект королевства в мире Ацилут, как сказано об этом (Шмуэль II 18:13): «То все это не утаилось бы от короля», что королевский надзор распространяется на все человеческие действия его народа и от него нельзя утаить ничего также и вверху, то есть также спуск аспекта королевства мира Ацилут в миры Брия, Йецира и Асия, чтобы оживить и поддерживать существование все детали миров в Брия, Йецира и Асия, как сказано (Даниэль 7:10): «Тысячи тысяч служат ему и т.д.» и оказать влияние на каждого, в зависимости от его нрава и особенности, а также наблюдать с помощью Провидения за всеми делами, мыслями и комбинациями. И ведь это совершенно непоследовательное принижение по отношению к самому свету в мире Ацилут, как он в этом мире находится в аспекте бесконечного света Всевышнего. И поэтому когда должно быть привлечение из аспекта Ацилут, как чтобы быть привлечением из высшей мудрости в аспект королевской власти, чтобы было поведение в мудрости и также в высших эмоциональных качествах, как это было у Авраама, то невозможно, чтобы отблеск из ее места и ее сущности в мире Ацилуит достигал этого, так как очень велика разница между ними. Только если привлеклись какой-то отблеск и влияние из мира Ацилут для того, чтобы осветить этот аспект в Малхут для поведения миров Брия, Йецира и Асия, то тогда обязательно она должна удалиться и полностью уйти из своего места и состояния, пока совершенно не будет находиться на этом месте, так как уже вышла и привлеклась в отдаленное место с помощью очень длинного перехода. И это не как в примере со светом свечи, ведь также когда она стоит на своем постоянном месте, ее свет освещает весь дом. Так как это ни что иное, как когда близкое к выси место, т.е. также в самом мире Ацилут из этого аспекта в тот аспект, что также когда она стоит на своем месте, она способна осветить и оказать влияние на другую и т.д. Но когда они очень далеки друг от друга, то исходящий свет не может достигнуть с высокого места (т.е. из Сущности Всевышнего) вниз, как было сказано выше, а только тогда, когда находящийся вверху сдвинется и перейдет вниз, как было сказано.

И это похоже на свет свечи, который светит на своем месте до десяти локтей, а если мы хотим, чтобы ее свет достиг расстояния в двадцать локтей, то необходимо сдвинуть ее на десять локтей из того места, где она стоит.

Так в буквальном смысле происходит вверху, ведь в самом мире Ацилут может быть раскрытие отблеска, который светит из более высокого уровня, привлекаясь до самого низкого уровня. И также хотя он находится на расстоянии десяти сфер, тем не менее, все они относятся к одному виду и связаны между собой, так как Он един со Своими проявлениями, и Он плотностью объединен с ними, ведь Он знание и т.д. Поэтому нет недостатка в источнике света из-за того, что он светит для других, так как при этом не происходит отхода и выхода из его сущности. Но этот свет не может достигнуть миров Брия, Йецира и Асия, если он светит со своего места, сути и сущности в мире Ацилут, так как они очень далеки друг от друга и находятся на большом расстоянии, как было сказано. Поэтому нужно, чтобы он спустился со своего места на десять уровней вниз, а это десять сфер мира Ацилут, и облекся в главу мира Брия, ведь тогда этот свет может распространиться и достигнуть всего этого мира. И тогда обязательно, что он отдаляется от мира Ацилут и совершенно исчезает оттуда, как в примере выше.

Поэтому годы, которые дали Адам и праотцы Давиду были в буквальном смысле отняты от их жизни, так как это аспект привлечения большего света по пути его большого спуска с большими скачками от мира Ацилут в миры Брия, Йецира и Асия. И когда они спускаются в миры Брия, Йецира и Асия, они обязательно удивляются от мира Ацилут и отсутствуют там.

Поэтому это называется подарком, как сказано: «Жизни просил он у Тебя — Ты дал ему долголетие навеки» (Теилим 21:5), как если один человеку дает подарок другому, то у него самого его больше нет.

И вот, Ицхак не дал Давиду ничего. Причина же этого в том, что его уровень это суд, как сказано: «Страх Ицхака был со мною» («Берейшит» 31:42), а для Давида нет нужды получать отблеск и влияние от аспекта суда от него, так как в любом случае «закон страны — закон», как сказано: «Король правосудием утверждает страну» (Мишлей 29:4). Только Ицхак это аспект высшего раввинского суда, который носит название «строгого суда», а сфера Малхут соответствует нижнему раввинскому суду, который носит название «снисходительного суда». И тогда Давид не должен ничего получать от Ицхака, чтобы у него не увеличились и усилились аспекты строгости и суда, только все наоборот — он должен получить дополнительные меры доброты, а это возможно от Авраама.

Яаков же дал Давиду 28 лет. И это идея того, как сказано о Моше: «И ныне, да возвеличится сила [„коах“ = 28] моего Господина» («Бамидбар» 14:17). И это наполнение и наполнение наполнения Имени Всевышнего, которое состоит из 28 букв. И этот аспект Яаков дал Давиду.

И идея такая, что Имя Всевышнего является источников миров Брия, Йецира и Асия и оно облекается в них для оживления их, так как это Имя требует наличия слуг, как сказано в книге «Зоар»: «Ты… господин над всеми». А смысл наполнения Имени это аспект сокрытия в нем, то, что не может раскрыться в мирах Брия, Йецира и Асия и оживлять их и быть в виде раскрытия господства и власти. Только это скрыто в них, поэтому оно и называется «наполнение», наподобие наполнения букв слова, которые являются аспектами сокрытия в этих буквах. Ведь со стороны слышно только то, что явно исходит изо рта — это «тело» букв, но их наполнение скрыто в них. Так и аспект господства это раскрытие, привлекающееся в миры Брия, Йецира и Асия для оживления их с помощью того, что Он — господин над ними и Его королевская власть распространяется на все мира, что само оживляет их. Но Его внутренние и сущностные аспекты не могут раскрываться в мирах Брия, Йецира и Асия, а только скрыты в них. И это идея его наполнения, числовое значение которого равно 28, то есть это его сила и внутренность*.

Поэтому когда Моше хотел привлечь прощение для еврейского народа из-за греха золотого тельца, он сказал: «И ныне, да возвеличится сила моего Господина», чтобы раскрылся аспект силы и сокрытия имени Всевышнего, с помощью чего происходит снятие вины, так как Он долготерпеливый и великий милостью… снимает вину. И об этом также сказали наши учителя, что если человек отвечает «Амень! Да будет великое Имя Его благословенно вечно» со всей силой, то с него снимается обвинение за семьдесят лет (см. трактат «Шабат» 119б, «Зоар» III 20а). Это значит со всей силой слов «да будет великое Имя Его», где есть 28 букв, и также от слов «да возвысится» и до «да будет» есть 28 слов, и это аспект наполнения Имени Всевышнего, являющийся его силой и внутренней сутью (поэтому с помощью этого с него него снимается обвинение, как в случае с Моше). И это также идея 28 лет, которые Яаков дал Давиду, то есть он привлек этот отблеск, наполнение Имени и основную его силу для облечения в категорию Малхут, которая освещает владычество Давида, так как Яаков это «средний засов», который проходит от верхнего конца сферы Кетер до нижнего конца сферы Малхут, так как это аспект милосердия, с помощью чего происходит пробуждение с самого верху, как сказано: «С большим милосердием смилуйся над нами». Поэтому именно он привлек в него аспект 28 букв данного наполнения.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Цемах-Цедек (другие статьи):