СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 06:29

Сфера деятельности врача по Торе

Мудрецы, комментируя Тору, утверждают, что у врача есть разрешение лечить людей! Но на вопрос, насколько распространяется сфера деятельности врача, есть несколько мнений...

5778 (9) мин.

На слова Торы (глава «Шмот» 21:19): «…и (за) лечение» сказали мудрецы (трактат «Брахот» 60а): «Отсюда (учим), что Тора дала врачу разрешение лечить». Эти слова отвергают мнение, согласно которому считают, что раз Всевышний послал человеку болезнь, то он должен раскаяться и просить милосердия Всевышнего, но не обращаться к традиционной медицине. Но Тора постановила наоборот: у врача есть разрешение лечить людей! Но на вопрос, насколько распространяется сфера деятельности врача, есть несколько мнений:

1. Рабби Моше бен Нахман (РАМБАН)1 полагает, что врач не имеет права лечить внутренние заболевания тела, а может врачевать только наружные раны и заболевания, как те, о которых говорится в Торе (глава «Шмот» 21:18): «…и ударит человек ближнего своего камнем или кулаком, а тот не умрет, но сляжет…» перед словами «…и (за) лечение».

Такого же мнения придерживается рабби Авраам Эвен-Эзра (в своем комментарии на Тору), что внутренние заболевания излечивает сам Всевышний, как сказано (Йов 5:18): «Он поражает, и Его (же) руки врачуют». Также сказано об Асе, иудейском короле («Диврей а-Ямим» II 16:12), что он «и в болезни своей он взыскал не Г-спода, а врачей» и то, что он обратился в врачу, посчиталось ему за прегрешение.

И добавляет РАМБАН еще одно доказательство из того, что сказали мудрецы (трактат «Псахим» 56а), что король Хизкияу спрятал — лишив людей доступа к ней — «Книгу лекарств» и мудрецы одобрили его действия. РАШИ пишет: «Потому что из-за того, что против всякой болезни эта книга давала лекарство, благодаря которому сразу же становились здоровым, сердце их не смирялось перед Всевышним, когда Он посылал им болезни». То есть, до тех времен существовала «Книга лекарств», автором которой считался король Шломо, в ней были записаны рецепты лекарств против любой болезни. Когда король Хизкияу заметил, что из-за этого люди перестали бояться Всевышнего и, заболев, не надеялись на Его помощь, он спрятал эту книгу, положив ее в тайник на вечное хранение.

2. Но рабби Моше бен Маймон (РАМБАМ) считает2, что у врача есть разрешение лечить также и внутренние заболевания. По его мнению, «Книга лекарств», которую спрятал король Хизкияу, была посвящена описанию различных фигур, образующихся в известные моменты времени от сочетаний звезд и планет, — причем каждая из них помогала против определенной болезни. «И автор этой книги, — подчеркивает РАМБАМ, — излагал в ней только знания о природе окружающего мира, вовсе не предлагая другим осуществлять на деле то, что написано в ней… Потому что есть вещи, которые Всевышний запретил делать, но разрешил изучать и постигать… И вот, когда люди начали верить в эти фигуры и использовать их для излечения от болезней, думая в своем заблуждении, будто те обладают Божественной силой, спрятал Хизкияу „Книгу лекарств“, чтобы лишить невежественные массы доступа к ней». А Асу, по мнению РАМБАМа, критиковали не за то, что он обратился к врачам, а за то, что он совсем не обратился ко Всевышнему и полагался только на врачей или Аса использовал для лечения астрологию.

3. Основатель хасидизма ХАБАД, рабби Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе) разрешает3 кажущееся противоречие между этими мнениями следующим образом:

Во время существования Храма еврейское тело получало свою жизненную силу только посредством Божественной души. Тогда для всех была открыта прямая связь между 248 заповедями «делай» и состоянием здоровья 248 органов тела человека, а также связь между 365 заповедями «не делай» и состоянием здоровья 365 жилам в теле человека. Тогда в полной мере исполнялось сказанное (глава «Шмот» 15:26): «И сказал Он: „Если будешь прислушиваться к гласу Г-спода, Б-га твоего… то все болезни, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь, — твой целитель“», а также сказанное (глава «Шмот» 23:25): «И служите Г-споду, Б-гу вашему… и Я устраню недуг из твоей среды».

В то время, если человек не был совершенным в исполнении заповедей, никакие лекарства не могли ему помочь, так как его органы тела находились в зависимости только от органов души. Поэтому когда Аса захотел излечиться, о нем отозвались неодобрительно, так как он не обратился ко Всевышнему — восполнить 613 органов души. И поэтому спрятал Хизкияу «Книгу лекарств» — так требовалось в то время.

Но как объясняет Алтер Ребе4, во время изгнания, после разрушения Храма, когда своими поступками евреи вызвали «изгнание Божественного присутствия», когда влияние Всевышнего спустилось и облеклось в нижние уровни, от которых получают жизненную силу также животные и растения, тогда и евреи стали способны получать жизненную силу для тела и животной души с этих уровней. И тогда может и грешник и злодей, которые есть в среде еврейского народа, получать жизненную силу для своего тела и животной души точно так же, как и остальные животные и даже в гораздо большей мере.

Примечания:
1 В своем комментарии на Тору (глава «Ваикра» 26:11). См. также ТАЗ на «Шулхан Арух», раздел «Йорэ деа» в начале п. 336, а также в местах, процитированных в книге «Тора шлема», глава «Мишпатим» б. 376.
2 В своем комментарии на Мишну, трактат «Псахим». См. также «Тосафот Йом-Тов».
3 Приводится в сборнике «Ягдиль Тора», выпуск №36, стр. 279.
4 Книга «Тания», «Игерет а-Тшува» глава 6.

Опубликовано: 26.09.2010 Комментарии: 9 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter