СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 18:56

Шесть дней Творения

Открывая Книгу Творения, на первой странице мы находим рассказ о Сотворении мира за шесть дней. Давайте начнем со вполне корректного вопроса: какова связь между этим рассказом и теми основными чертами, которые присущи нашему миру?

Адаса Меламед 18.07.2003 8568 мин.

Известно, что обычное заводское изделие сопровождается инструкцией по эксплуатации. На ее первой странице почти наверняка можно обнаружить описание основных характеристик изделия, его общий вид и вид его частей и т.д., — т.е. краткое содержание инструкции. Точно так же, открывая Книгу Творения, на первой странице мы находим рассказ о Сотворении мира за шесть дней. Давайте начнем со вполне корректного вопроса: какова связь между этим рассказом и теми основными чертами, которые присущи нашему миру?

Проверка Торы шкалой времени

РАМБАН объясняет в своем комментарии на Тору, написанном около восьми столетий назад: «Шесть дней Творения — по существу, это весь срок существования мира, ибо миру предстояло существовать шесть тысяч лет; поскольку еще мудрецами сказано («Берейшит раба» 19:14): „Один день Всевышнего равен тысяче лет“».

«Временной коэффициент» (о котором говорят мудрецы) мы находим в псалме: «Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он» (Теилим 90:4).

Каждый из дней Творения мира намечает контуры того, чему предстояло произойти впоследствии — в течение соответствующего тысячелетия общего шести тысячелетнего цикла. Конечно, трудно привыкнуть к мысли, что весь физический мир был создан за шесть дней сроком лишь на шестьдесят столетий, в то время как современная наука оперирует временными рамками и миллиарды лет. Но нельзя не заметить, что очень часто для принятых в обществе точек зрения нет другой основы, кроме заурядной привычки.

Каким образом серьезные ученые пришли к мысли о столь почтенном возрасте мира? Как правило, их оценки опираются на произведенные разными методами подсчеты некоторых физических величин, таких как удаление галактик от определенного центра Вселенной, соотношение количеств радиоактивных элементов и продуктов их распада в веществе и т.п. Мы не намерены оспаривать точности подобных вычислений, но, как уже говорилось, в любом вопросе выбора того или иного метода скрыта проблема предвзятости мнений. Разговор идет о фундаментальных предпосылках. Прежде всего, наука, занятая поиском количественных характеристик материального мира, предполагает, что у него, у мира, нет Творца, из чего следует, что, если мир развивался только естественным путем, свету далеких звезд потребуются миллионы лет, чтобы достичь наших глаз». Отсюда напрашивается «очевидный» вывод, что звезда возникла миллионы лет назад. Но предположим, что Творец мира все-таки существует. Неужели, создав звезду» Он, будучи Всемогущим, вынужден затем ждать, пока ее свет достигнет цели? Почему Он не может создать одновременно и звезду, и все ее световое поле? Что мешает принять к рассмотрению модель, согласно которой мир создан уже как бы развитым, «старым», похожим на такой, которому миллиарды лет, и в котором радиоактивные элементы находятся с продуктами своего распада уже в таком соотношении, которое как бы свидетельствует о подобном возрасте?

Что нам известно о мыслях и намерениях Всевышнего? Кто нам расскажет, почему Творец предпочел одну форму творения другой? Откуда мы взяли, что с течением времени галактики разлетелись в стороны? Извините, но почему бы сразу не сказать, что галактики были созданы такими, какие они есть, т.е. находящимися друг от друга на расстояниях в миллиарды снеговых лет, и что лучи света, идущие от них, «появились на свет» такими, какими мы их видим — уже бегущими в далеком и открытом космосе?

Как мы уже говорили, мнение многих ученых о «преклонном» возрасте мира — не что иное как предрассудок, ничего общего не имеющий с наукой, и очень жаль, что его разделяют так много исследователей, не задумываясь над природой этого предрассудка. Можно сказать, что вся сегодняшняя наука развивается под знаком его влияния. Подобный «объективный» подход мы замечаем, например, в отношении деятелей науки к трудам профессора Либби. С одной стороны, профессору присуждена Нобелевская премия за работы по развитию метода объективного исследования возраста органических объектов. Его метод, как и многие другие» опирается на измерение содержания в рассматриваемом веществе радиоактивных изотопов углерода. С другой стороны, сами измерения возраста окаменелых останков животных и растений, включая кости «пещерных людей» и «кроманьонцев», вернее, результаты этих измерений, которые показали, что возраст образцов равен нескольким тысячам лет, а не сотням тысячелетии, как принято считать, были встречены насмешками в язвительными замечаниями, что, мол, мозг профессора, очевидно, сам пропитан изотопной известью.

Нужно подчеркнуть, что пресловутая теория эволюции — в лучшем случае не больше чем рабочая гипотеза, плод мысли человека, которому такая гипотеза была нужна для каких-то целей. Идея эволюции не нова, ее высказывали на заре европейской цивилизации древнегреческие философы, такие как Анаксимандр Милетский и Эмпидокл из Агригента; впрочем, греки не проверяли, соответствует ли она научному эксперименту, ибо славились не проведением экспериментов, а отвлеченными рассуждениями. При появлении у ученых вкуса к опытам репутация теории эволюции не улучшилась. Даже Дарвину было непросто предложить на рассмотрение критикам свою работу на эту тему, поскольку он заранее знал, что большинство ученых его времени решительно не согласятся с ее научной основой. Если так, то уместно спросить: почему создатель современного варианта теории эволюции так самоотверженно боролся за распространение своей отнюдь не новой идеи?

Ответ надо искать в высказывании сэра Джулиана Эксли, знаменитого физиолога, одного из главных защитников и пропагандистов дарвиновской теории происхождения видов: «Настоящим достижением Дарвина было то, что он изъял идею Б-га как Творца всего живого из области всякого рационального обсуждения...». Другими словами, «наша вера в доктрину эволюции происходит от неспособности принять противоположную доктрину — идею Творения». Так что, дарвинизм — не больше чем вера, не имеющая под собой никакой научной основы! Но почему тогда многие за него так цепко держатся? Неужели они не догадываются о своей слепоте?

Объяснение лежит в области морали. Дело в том, что если мир живет по воле случая, подчиняясь только законам слепой природы, то человеку разрешено делать все, что ему заблагорассудится, — по принципу кто силен, тот и прав. С другой стороны, каждое общество заботится о том, чтобы личные интересы его членов не пострадали. Отсюда ведет происхождение система договорного законодательства, необходимая для существования любого мало-мальски развитого объединения людей. Например, на уровне мировых культур тезис-императив «не кради» означает «не кради у меня — и тогда я готов постараться не красть у тебя». Практический вывод: можно красть» но нельзя попадаться.

Другая альтернатива — идея о том, что мир создан Творцом, Который наблюдает за его дальнейшим развитием. Вывод из этой идеи прост и неизбежен: каждому из нас рано или поздно придется дать подробный отчет обо всех своих поступках. Кстати, так заведено в любой солидной фирме, где ежедневно, ежеквартально и ежегодно подводится общий баланс. Система «отчетности» обязывает человека подчиняться определенным правилам: в фирме — ее уставам и положениям, в мире людей — неизменным над-человеческим законам, согласно которым нам следует постараться научиться нелегкому умению обуздывать свои желания и страсти. Задача нелегкая! Но тот, чьи глаза видят и чья душа чиста, чувствует необходимость с ней справиться. Тот же, кто не способен ни видеть, ни воспринимать чистоту, попытается убедить и себя, и других в правильности другой человеческой модели, — которую можно выразить словами «закрой глаза и живи на ощупь». Нам остается или широко раскрыть глаза, или зажмурить их. Вот в чем заключается свобода выбора!

Ни один из этапов эволюции в предлагаемой теории не выдерживает критики с точки зрения статистической вероятности (см. книгу проф. Троппа «Творение — источник жизни», Иерусалим, 1982), поскольку даже колоссальный возраст в миллиарды лет недостаточен для начальной стадии случайной эволюции, когда на каждый акт созидания приходятся тысячи актов разрушения. Один из авторов подобных расчетов пишет:

«Предположим, что число атомов во Вселенной приблизительно равно десяти в семидесятой степени, время существования Вселенной 30 миллиардов лет (десять в восемнадцатой степени секунд) и каждая частица может с невероятной быстротой совершать десять в двенадцатой степени столкновений в секунду. Тогда максимальное число столкновений между частицами за все время существования нашего мира, как его оценивают ученые, получается равным десяти в сотой степени (надо сложить степени: семьдесят плюс восемнадцать плюс двенадцать). С другой стороны, вероятность получения молекулы активного белка, имеющего цепочку из 15 аминокислот, равна десяти в степени „минус двадцать“. Поскольку живой клетке необходимы, по меньшей мере, сто специфических белков, то вероятность получить один на всю Вселенную набор клеточных белков равна десяти и степени „минус две тысячи“ (умножаем двадцать на сто)».

Другой подсчет, представленный на первом научном конгрессе с громким названием «Математические проблемы неодарвинистской интерпретации эволюционной теории», проходившем в институте Вистара, показал, что вероятность случайного образования молекулы ДНК за все годы существования Вселенной меньше десяти в степени «минус тысяча»!!!

Итак, вероятность образования одной молекулы ДНК при столкновениях атомов выражается единицей, деленной на десять в тысячной степени, в то время как по всем космосе за 30 миллиардов лет его жизни может произойти не более десяти в сотой степени столкновении!

Иными словами, даже при той «щедрой» оценке возраста мира, какую делает наука, этого возраста явно недостаточно для возникновения одной» единственной молекулы ДНК, а тем более для возникновения живой клетки, структура которой гораздо сложнее: она включает множество молекул ДНК и тысячи молекул белка, не считая других составляющих.

Переходя от мира молекул и белков к человеческой цивилизации, заметим, что даже согласно оценкам ученых, не было и нет в истории ни одной человеческой культуры, возраст которой был бы старше десяти тысяч лет. Причем все культуры разбросаны, как острова в океане, по всему заселенному миру, что мешает историкам объединить их в какую-либо связанную картину последовательных событий, чтобы донести ее до наших дней.

В отличие от «университетской» истории, у еврейского народа имеется подробная и точная традиция относительно аутентичной последовательности событий со времени первого человека до наших дней. (См., например, книгу Рафаэля Альперина «Атлас Эц а-Хаим»). Мишна в трактате «Авот» начинается с того, что она четко фиксирует систему передачи традиции: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа, Йеошуа передал ее старейшинам...» И так до конца периода Второго Храма, в течение около 1400 лет. С тех пор у нас имеются тысячи свидетельств о ее продолжении. Иначе говоря, начиная с получения Торы на Синае и до наших дней зафиксирована история, переданная таким образом, что ее невозможно фальсифицировать, т. е. изменить содержащуюся в ней информацию, или просто ошибиться.

Но как передавалась информация до Моше, до получения Торы на горе Синай? Реставрируем цепочку в обратную сторону. Написано, что Моше был сыном Йохевед, которая упоминается среди потомков Яакова, спустившихся в Египет. Его мать родилась, когда евреи уже достигли Египта, так что ей, несомненно, довелось знать нашего праотца Яакова. (Йохевед была не единственной в цепи, идущей до праотцев: например, Сeрах, дочь Ашера, сына Яакова, тоже спустилась в Египет и даже удостоилась того, чтобы подняться оттуда в Эрец Исраэль.) Яаков получил традицию от своего отца Ицхака, которому она досталась от его отца Авраама. Все трое учились у Шема, сына Ноаха. Аврааму посчастливилось повстречать даже самого Ноаха и получить Тору из его уст, поскольку Аврааму, когда умер Ноах, было 58 лет. (Кстати, сумма числовых значений букв в имени Ноах — 58). Итак, историю потопа и периода, предшествовавшего ему, наши праотцы получили из уст очевидцев. Известно, что Ноах и его семья были единственными, кто уцелел во время потопа. Сам Ноах, который принадлежал десятому поколению после Адама, первого человека, родился через 126 лет после смерти Адама, умершего в возрасте 930 лет. Таким образом, самого Адама он знать лично не удостоился, но внук Адама Энош жил при жизни Ноаха целых 84 года — после того как 655 лет прожил во время Адама. Ноаху было ровно 600 лет от роду, когда начался потоп, так что в течение долгих лет он участвовал в жизни общества, жившего в атмосфере полного беззакония, без всяких ограничений, что и послужило причиной потопа.

Получается, что у еврейского народа есть система передачи традиции, которая восходит к первому человеку — Адаму. Здесь нет неуверенных заиканий о найденных останках доисторических обезьяноподобных предков человека, которые, по мнению антропологов, являлись промежуточной стадией развития человеческого рода. Впрочем, и наши мудрецы упоминают (в мидраше «Берейшит раба») неких человекоподобных обезьян, указывая даже на их связь с людьми, но эта связь имела обратное направление: в поколении Эноша, внука Адама, люди впервые начали осквернять Имя Всевышнего. В наказание за это треть мира залил океан, что привело к гибели «посредственных» злодеев. Что касается «исключительных», или «выдающихся», злодеев, то они были превращены в обезьян! В этом — их связь с людьми и ни в чем ином! Аналогичную историю передает традиция о судьбе строителей Вавилонской башни восставших против Б-га. Строительству пришел конец, когда треть башни в результате землетрясения погрузилась в землю, а организаторы стройки превратились в животных, лишь видом напоминающих людей — в обезьян.

Учитывая все это, уважаемому читателю предлагается перейти, по крайней мере в рамках данной книги, из системы координат эволюционной теории, которая оперирует периодами в миллиарды лет, к «еврейской» системе координат с несколькими тысячелетиями.

Эта книга пишется в 5750 году от Сотворения мира. Так что нам осталось всего 250 лет до 6000 года, в котором наш мир и его настоящем виде придет к своему концу. Поэтому сегодня мы можем охватить взглядом большую часть плана истории, которая уже реализована, — часть того плана, который в общих чертах был представлен в шести днях Творения. В следующих разделах мы сделаем обзор этих шести дней, отметин их влияние на дальнейший ход мировой истории, как его видели наши мудрецы.

Первый день

В первый день был сотворен свет. Посмотрим, что произошло в первое тысячелетие мира, для которого первый день Творения являлся прообразом, т. е. основой и программой развития.

Адам, создание рук Всевышнего — вот кто являлся целью акта Творения, вот для кого был сотворен мир. О нем сказано, что он был «светочем мира». Рассказывают про одного мудреца эпохи Мишны который однажды зашел в пещеру Махпела (в еврейском городе Хеврон) где похоронены Адам, трое наших праотцов и их жены. Там он увидел пятку Адама, и, по его словам, ее сияние затмевало свет Солнца.

Первый человек, Адам, был сотворен на шестой день, и согласно первоначальному плану предполагалось, что он будет жить вечно. Поместив его в «райском саду», Ган-Эдене, Творец заповедовал ему охранять этот сад — и не есть от Дерева познания добра и зла; как написано: «Ибо в тот день, когда съешь от него, умрешь» («Берейшит» 2:17). Жена Адама, Хава, соблазнившая его попробовать запрещенный плод, своим поступком привела смерть на землю. По выражению мудрецов, «Хава потушила светоч мира» (талмудический трактат «Шаббат»). Такова, кстати, одна из причин того, что заповедь зажигания субботних свечей возложена на женщин: перед наступлением субботы они признаны добавить миру свет, как бы исправляя то, что совершила их праматерь Хава.

Адам умер на исходе первого тысячелетия мира в возрасте 930 лет, как и было предсказано: «Ибо и тот день, когда съешь от него, умрешь». Стих расшифровывается очень просто: один день первоначального плана Творения, как мы уже говорили, соответствует тысяче лет существования мира.

Второй день

На второй день Творец занимался, если так можно выразиться, делами, имеющими отношение к воде. Стоит взглянуть на карту времени, как тут же выяснится, что во втором тысячелетии происходили бурные события, связанные с водой и оставившие свой след на облике всего мира. Первым из них был разлив океана, случившийся в поколении Эноша, когда люди перестали служить Всевышнему. Поднявшаяся вода затопила треть суши, которая до этого простиралась, как передают нам мудрецы, к западу от современной Португалии (скорее всего там, где ныне расположен нынешний Атлантический океан; не исключено, что мифическая страна Атлантида, о которой рассказывали греческие мореплаватели и о которой позже написал Платон, погибла в результате именно этого потопа).

В более поздние времена, в поколении Кейнана, произошло другое катастрофическое событие. Поскольку население тогдашнего мира не сделало для себя никаких выводов из того, что произошло с поколением Эноша, и продолжало идти теми же безнравственными путями, Творец снова устроил потоп. На сей раз, по словам мудрецов, потоп привел к возникновению Средиземного моря, разместившего в широких границах: с запада от границ Гибралтара — и до Акко и Яффо на востоке. Когда же выяснилось, что и этот мировой катаклизм не остановил человечество, продолжавшее творить злодеяния в еще больших масштабах, не оставалось ничего иного, как стереть все живое с лица земли.

Последняя глобальная катастрофа произошла в 1656 году от Сотворения мира. Ее мы подразумеваем, когда говорим о Потопе. Тогда в живых осталась лишь одна семья, семья праведника Ноаха. Последнее, связанное с водой, катастрофическое событие произошло при строительстве Вавилонской башни, которая была задумана людьми с порочной целью бросить вызов Творцу. В те дни недостроенная башня погрузилась на треть своей исполинской высоты в воду. Произошло это в 1996 году от Сотворения мира.

В Торе написано, что Творение мира не было завершено во второй день и поэтому, в отличие от остальных дней, не было произнесено благословение на второй день. То же самое мы видим в истории. Второе тысячелетие завершает эпоху, начавшуюся в первом и называющуюся двухтысячелетием хаоса. Похоже, что за все то время в мире не произошло ничего положительного. Такова первая часть истории, которая делится на три независимых двухтысячелетних периода.

Третий день

В этот день дважды было сказано благословение «ибо (он) хорош», которое относилось сразу к двум явлениям: созданию земной тверди и появлению растений и плодов.

Внимательный взгляд на историю третьего тысячелетия обнаруживает, что коренной поворот в жизни мира произошел перед самым началом этого периода — в 1948 году (от Сотворения мира), когда родился праотец нашего народа Авраам. Именно с появления на свет этого человека начался, можно сказать, второй двухтысячелетний период истории, именуемый двухтысячелетием Торы.

На протяжение указанных двух тысяч лет еврейский народ играл исключительную роль в мировой истории, находясь в центре всех эпохальных событий. Евреи как народ произошли от Авраама и его потомков — сына Ицхака и внука Яакова. У Яакова было 12 сыновей, каждый из которых дал начало одному из двенадцати колен. При своем появлении в Египте евреи насчитывали всего 70 душ. Когда, спустя 210 лет, евреи вышли оттуда и приблизились к подножию горы Синай, народ насчитывал, по меньшей мере, 4 миллиона человек или, говоря с большей точностью, 600 000 семей. На глазах всех этих людей и была дана человечеству и всей Вселенной та самая «инструкция», о которой мы ведем разговор. И все эти люди — еврейский народ — обязались с помощью полученной ими Торы привести весь мир к полному совершенству.

До сих пор функцию руководства человечеством исполняли отдельные люди, «энтузиасты-идеалисты», самыми знаменитыми из которых были Адам, Шет, Ханох, Метушелах, Ноах, Шем и Эвер. Авраам стал первым, кто взял на себя обязательство воспитывать своих детей в тот же духе самоотверженного подвижничества, в котором воспитал себя сам, т. е. он был зачинателем новой системы передачи знаний — не при помощи «академий», а при помощи семьи, народа. Авраам не просто руководил духовными поисками лучших из людей, он стал ко всему прочему еще и отцом новых духовных вождей человечества. Об этом написано: «Ибо Я (так сказал Всевышний) избрал его, чтобы он заповедовал своим сыновьям и своему дому соблюдать путь Г-спода и поступать по закону и милосердию» («Берейшит» 18:19). Можно сказать, что Авраам, выполняя волю Б-га, стал первым евреем, а его сын Ицхак — первым евреем по рождению, поскольку был первым ребенком, появившимся на свет от еврейской матери. Начиная с его внука Яакова, всякий, родившийся от еврейки, считается евреем — независимо от того, согласен он с этим фактом или не согласен. Впрочем, его брат Эсав тоже родился у еврейки, но Эсав предпочел оставаться неевреем, и он был последним, у кого было право такого выбора. У потомков Яакова такого выбора уже не было. При даровании Торы на горе Синай евреи поклялись в верности Всевышнему; и с тех пор каждый, кто считается евреем, включен в союз принявших на себя обязательство исполнять заповеди Торы, и никаким образом не может от этого обязательства освободиться. От матери зависит, какую душу получит ее ребенок: ребенок может быть евреем только в том случае, если его мать еврейка (мы не говорим здесь о возможности перейти в еврейство, но оно не является «автоматическим», как рождение от матери-еврейки). Отец определяет родовую принадлежность ребенка: ребенок-еврей принадлежит к тому же колену, что и отец. Таковы законы духовной «природы», которые никакое движение за братство и равноправие мужчин и женщин не в силах изменить или «улучшить»; как невозможно изменить аналоги этих законов в материальном мире — законы тяготения, термодинамики, оптики и пр. Ведь если, к примеру, игнорировать силу земного притяжения, предметы не перестанут падать вниз.

С точки зрения акта Творения мира, получение Торы было аналогично появлению суши на третий день. Поэтому, когда Тора была предложена евреям, вся Вселенная с напряженным вниманием и нетерпением ждала их ответа. Вручение Торы произошло в шестой день месяца Сиван 2448 года. Так сказано в псалме: «Земля убоялась и утихла» (Теилим, 76:9). «Убоялась» — до шестого Сивана, а «утихла» — после того как все евреи единогласно произнесли «сделаем и примем» (в оригинале — «сделаем и услышим», т. е. сначала возьмем обязательство соблюдать, а потом поймем, выучим). На следующий день, в субботу, евреи приняли Тору. Итак, более чем через две тысячи лет нашелся наконец целый народ, который взял на себя трудное дело по усовершенствованию мира и человеческой природы. И все человечество облегченно вздохнуло. Поэтому и сказано о третьем дне, что «он хорош».

Если бы, не дай Б-г, еврейский народ не был готов взять на себя такую задачу, то мир вновь вернулся бы к хаосу; как написано: «Если бы не Мой завет, то день и ночь, законы неба и земли Я отменил бы» (Ирмияу 33:25). «Мой завет» — это Тора, без нее невозможно существование Небес и Земли. Другими словами, до Синайского откровения весь мир держался на милосердии Творца, — как бы в кредит. Теперь наступила пора платить долги.

Внимательно прочтите рассказ о Творении, записанный в Торе, в начале книги «Берейшит». Оказывается, в процессе Творения были произнесены десять речений, десять высказываний — по схеме «И сказал Б-г: да будет то-то и то-то», например «да будут Небеса». С тех пор и до сего дня эти речения продолжают как бы существовать во Вселенной; ибо сказано: «Вовек, о Б-г, слово Твое установлено на Небесах» (Теилим 119:89). Слово «давар» (предмет, а также слово) происходит от слова «дибур» (речение) — слово Б-га. Мудрецы, владеющие тайным учением, сообщают, что отличие речений Б-га от сделанного руками человека — принципиальное. Человек, строящий дом, вкладывает в строительство физические и интеллектуальные усилия, однако по окончании проектирования и строительства дом может обойтись без строителя. Иначе обстоит дело с Сотворением мира. Для того чтобы мир продолжал свое существование, требуется беспрестанная поддержка со стороны Творца, про Которого говорится в тексте молитвы: «Каждый день, постоянно обновляющий дело Творения». Постоянно, значит — не переставая ни на мгновение. Если Его влияние и поддержка, не дай Б-г, прекратятся хоть на миг, мир вновь превратится в хаос.

Чтобы читатель лучше понял, о чем идет речь, приведем пример. Представим себе, что электроны, входящие в состав атомов, из которых состоит весь воспринимаемый нашими чувствами мир, на мгновение остановились. Что тогда произойдет? Ответ неожидан, но прост. Атомы, а с ним и весь воспринимаемый нашим зрением мир исчезли бы aналогично тому, как исчезла бы в грандиозном взрыве наша Солнечная система, если бы остановился бег планет по орбитам. Вселенная существует, потому что электроны движутся по своим электронным орбитам, вернее, окутывают сплошным электронным облаком атомные ядра. Но ни одна современная теория не может предложить вам убедительный довод, почему электроны движутся и откуда они получили свой первоначальный импульс. В мире происходит движение, потому что Творец, благословенно Его Имя, оказывает Свое постоянное влияние на мир, непрестанно его обновляя. Без этого влияния вращение электронов давно бы прекратилось, и весь мир исчез бы, обратившись в «ничто». Поэтому мы должны постоянно помнить слова, сказанные нашими мудрецами: «Человек! Ты явился из ничего» (Трактат Авот, часть З). Можем ли мы сделать так, чтобы эта энергия постоянного «обновления мира» не исчезала? Зависит ли что-нибудь от нас? Или спросим так: можем ли мы путем духовного действия способствовать сохранению физической константы бытия? Проще говоря, существует ли возможность увеличить поток «обновляющей» энергии?

Такая возможность существует, это — изучение Торы. Повторение Б-жественых изречений образует источник «энергии», которая на иврите называется «оз» (сила), что вполне согласуется с законами «природы», установленными Творцом для поддержания и развития миров; как написано: «Воздайте славу мощи Всесильного! Величие Его — над Израилем» (Теилим 68:35), и «Если бы не Мой завет, то день и ночь, законы Неба и Земли Я отменил бы» (Ирмияу 33:25). Сказал Всевышний: «Если бы не Мой завет, изучаемый денно и нощно, то Небеса и Земля не смогли бы существовать». Такова одна из сущностных причин того, что день и ночь на земном шаре сменяют друг друга в разных местах в разное время — когда в одном месте спят, всегда есть другое место, где учат Тору. В трактате «Шаббат» Вавилонского Талмуда приведено мнение, что мир существует благодаря дыханию уст маленьких детей, которые учат Тору; как написано: «Из уст младенцев и грудных детей Ты утвердил крепость перед врагами...» (Теилим 8:3).

Тору можно сравнить с гигантским пультом управления: каждый, кто занимается ею, может управлять всей Вселенной. Чем выше духовный уровень еврея, изучающего Тору, тем больше ему в руки дается рычагов управления, тем больше зависит от него, от каждого из них. Представьте себе, что такой еврей на минуту оставляет свой пост, — в этот момент время становится неуправляемым. Не даром нам, евреям, дана заповедь «изучай ее денно и нощно». Если бы народы мира знали об этом, они поставили бы у еврейских йешив стражу и снабжали бы изучающих Тору всем необходимым, чтобы те могли беспрепятственно ею заниматься. Это очень важно, поскольку чем выше духовный потенциал еврея, тем больше он подвержен отрицательному влиянию различных факторов: тяжелая работа в поле больше повлияет на утонченные руки скрипача, нежели на огрубевшие руки крестьянина; после часа такой работы профессиональный уровень исполнителя несомненно снизится.

Духовные достижения неразрывно связаны с такими внутренними процессами, как становление характера человека, подъем его нравственного потенциала, развитие природных данных. Преодоление вожделения, умение погасить вспышки гнева, отказ от тех видов половых отношений, которые не ведут к продолжению человеческого рода, — такой путь должен пройти всякий, кто хочет подняться к святости и к истинному служению Творцу. Для человека, по-настоящему преданного Б-гу, освящающего свое тело и мысль, смотрящего на все ясным взором, любое, даже нечаянное отступление от норм скромности чревато несомненным вредом. К сожалению, люди, которые глубоко погрязли в трясине своих вожделений и страстей, даже не понимают, что плохого в нескромном рекламном плакате на автобусной остановке! Одна такая картинка может свести на нет большую часть работы нашего еврея по наблюдению за контрольным пультом, который управляет Вселенной.

Для тех, кто понимает важность «инструкции» — Торы, ясна аналогия между двумя явлениями: ее получение на горе Синай — и образование твердой почвы в третий день Творения. В обоих случаях, несомненно, можно произнести благословение: «Ибо (он, этот день) хорош!»

На третий день наступило время реализовать заложенную потенцию. Функцией почвы, установленной при ее сотворении, было выращивать травы, деревья и прочие растения. И об этом было сказано — «ибо (он) хорош». Подобно тому как земля начала функционировать на третий день Творения, еврейский народ в третьем тысячелетии приступил к исполнению своего предназначения — нести миру мысль о Б-жественном величии и Провидении (Его участии в жизни мира); как написано: «Этот народ Я создал, чтобы он возвещал Мою славу» (Ишайяу 43:21). В период Поколения пустыни (так называлось то поколение евреев, что, выйдя из Египта под руководством Моше, затем сорок лет провело в пустыне, занимаясь исключительно изучением Торы) евреи жили под сенью Б-жественного присутствия. Молва об этом поколении облетела всю землю: ведь каждодневное его существование впрямую зависело от чудес. Хлебом для них был «ман» (в русской транскрипции — манна), падавший с Небес, воду они черпали из колодца, следовавшего за ними на всем пути. Мясом были перепела, сами летевшие в руки. Об их одежде и обуви сказано: «И вел Я вас сорок лет по пустыне, и не обтрепались на вас одежды, и обувь не прохудилась на ваших ногах» («Дварим» 29:4). Т.е. одежда — не в фигуральном смысле, а на самом деле — не изнашивалась и не рвалась. Облака Славы шли перед ними и прокладывали среди гор, ущелий и прочих препятствий ровную удобную дорогу. Огненный столп светил им по ночам на стоянках, и т.д. Этот период очевидных чудес продолжался и после сорока лет странствий в пустыне — при захвате Эрец Исраэль под руководством Йеошуа бин Нуна, и даже во времена Судей. Он завершился только в 2935 году от Сотворения мира, когда Шломо (Соломон) скрыл Скинию.

Четвертый день

То был день образования светил. Большое светило — Солнце, меньшие — Луна и звезды. Комментатор Торы РАМБАН отметил, что большое светило соответствовало Первому Храму, а малое — Второму. Оба Храма существовали в четвертом тысячелетии. Во времена Первого Храма весь еврейский народ находился на своей родине — Земле Израиля, Эрец Исраэль. И весь тот период пророчество не отходило от еврейского народа. Среди евреев было очень много пророков, так много, что можно сказать, что в то время между евреями и Небесами «работал прямой провод». Десять очевидных и не прекращавшихся чудес, которые каждый приходящий в Храм мог наблюдать своими глазами, демонстрировали ограниченную действенность законов природы. Одно из тех чудес было связано с крувим, изображениями двух ангелов на крышке Ковчега Завета. Внутри Ковчега находились Скрижали, кувшин с маном и один из экземпляров Торы, написанных рукой Моше.

Kрувим были своего рода индикатором духовного состояния евреев, его лакмусовой бумажкой, потому что могли менять свое положение в зависимости от этого состояния. Каждый праздник, когда совершалось паломничество в Иерусалим, коэны (священнослужители) открывали занавес перед Святая Святых и показывали народу Ковчег. Все могли видеть «крувим». У них были детские лица — один с лицом мальчика, другой — с лицом девочки. Вместе с крышкой Завета оба они представляли собой монолитный кусок золота. В зависимости от того, каким было состояние духа еврейского народа, «крувим» смотрели друг на друга под определенным углом, причем расстояние между ними также менялось: если связь со Всевышним была сильна, крувим касались друг друга крыльями, и их лица были обращены прямо одно к другому. Чем слабее была связь евреев с Творцом, тем дальше удалялись друг от друга «крувим», а порой они вовсе отворачивались один от другого.

Второй храм во многом уступал Первому. Из Вавилона под предводительством Эзры вернулись, чтобы строить Второй храм, только 50 000 евреев. Большая часть народа осталась в изгнании. Пророческие видения больше не снисходили на людей. Не стало также Урим и Тумим (так назывались камни на нагрудном украшении первосвященника, обладавшие силой пророчества), которые были спрятаны еще до разрушения Первого храма. Тем не менее, сам факт существования Храма — своего рода обители Б-жественного духа на земле, в мире материи, — способствовал тому, что «свет Торы светил для всех сыновей Израиля, потому что Слава Г-спода наполняла Храм». Так продолжалось до «сумерек того дня», когда Храм был разрушен. На этом завершилось двухтысячелетие Торы. Мир прожил две трети отмеренной ему жизни.

Слова «сумерки дня» неслучайны. Ими пользуются комментаторы Писания для того чтобы подчеркнуть, что разрушение Второго Храма произошло накануне пятого тысячелетия, точнее говоря, за 172 года до его фактического начала. (Любопытно, что 172 является суммой числовых значении букв в еврейском слове «экев», пятка: наступать на пятки, завершать). Мы еще раз убеждаемся в том, что, когда наступает очередное тысячелетие, его проявления становятся заметны заранее, накануне. Здесь лежит обоснование той еврейской традиции, согласно которой наступление новых суток считается с вечера. Адам умер в 930 году — до окончания первого тысячелетия. Авраам родился в 1948 году — до окончания второго тысячелетия. Первый Храм был построен в 2928 году — незадолго до окончания третьего тысячелетия. А Второй Храм был разрушен в 3828 году — перед концом четвертого тысячелетия. Какие отсюда происходят выводы, мы увидим ниже.

Пятый день

После разрушения Второго Храма началось пятое тысячелетие от Сотворения мира. Его характерные черты можно распознать но пятому дню Творения. В этот день было сказано: «Да будут воды полны всякой живностью и т.д.», после чего появились рыбы и птицы. Их главная особенность и том, что сильный поедает слабого. Не существует свободы личности, нет тесно» семенной близости — рыба глотает даже собственных мальков. Кто силен — тот побеждает! Но это еще не все. Любой рыбак, забрасывающий в море сеть, вылавливает их не поодиночке, а всю стаю сразу. Таким было и человеческое общество пятого тысячелетия. Не зря привилось выражение «мрак средневековья». После развала в районе Средиземного моря грандиозной Римской империи множество небольших территории попали в руки царьков, князьков и прочих феодальных владык, которые с необычайной жестокостью принялись эксплуатировать бесправных крестьян. Исчезли государства-гиганты, правившие всем миром. Египет, Вавилон, Персия, Греция, а вслед за ними и Рим — прошли и исчезли, как эпизоды в книге истории. Мир изменился. Изменилось Само Б-жественное управление миром. Не стало явных чудес, которые демонстрировали Б-жественное участие; в мире установилась тенденция к сокрытию явного присутствия Б-га. Отныне все события выглядят так, будто все определяется волей случая. Нет ни властелина над жизнью на земле, ни направляющей руки.

Вот что писал РАМБАН о пятом тысячелетии: «Подобно тому, как на пятый день Творения наполнились воды разной живностью и птицы начали летать над землей, — (известно было заранее, что) в пятом тысячелетии будут властвовать (над нами, евреями) иные народы, и человек уподобится рыбе или насекомому, которых можно убить одним ударом, рассечь мечом или поймать сетью; и никто не будет стремиться к Б-гу».

Шестой день

В шестой день были созданы крупные звери и человек. В шестом тысячелетии феодальные властители по всей Европе начали объединяться и государственные федерации, такие как Франция, Испания, Германия, Италия, Россия. Эти страны и есть те самые «крупные звери», о которых сказано и ТАНАХе (см. ниже).

Даже порядок создания человека в шестой день имел большое влияние на ход дальнейшей истории человечества. Мудрецы сообщают нам (см. трактат «Санедрин» З8б) следующую последовательность создания Адама: в первом часу (светлая часть суток делится на двенадцать равных часов) был собран прах, который пошел на «строительство» тела человека; во втором часу была создана его глиняная модель (Голем); в третьем часу его члены расправились; в четвертом — у него появилась душа; в пятом он стал на ноги; в шестом — давал имена всем зверям. Это про Адама. В седьмом часу была создана Хава, первая женщина, жена Адама. В восьмом — родились их дети, Каин и Эвель. В девятом часу Творец ввел их в Ган-Эден («райский сад») и запретил есть от Дерева познания добра и зла. В десятом часу они согрешили, т.е. нарушили единственную заповедь, возложенную на них. В одиннадцатом часу их судили, в двенадцатом — они были изгнаны. Затем наступила первая суббота.

Грех Адама и его изгнание завершили малый цикл истории, первый шестидневный цикл существования мира. С этого момента возникла необходимость в большом цикле, шеститысячелетнем, во время которого нужно было исправлять содеянное. Здесь уместна притча о царе, подарившем своему фавориту чудесное одеяние, состоящее из множества сшитых частей, и попросившем осторожней обходиться с царским подарком. Но придворный обращался с ним беспечно — и оно где-то порвалось, где-то запачкалось. Чистка дворцового платья — дело непростое, ведь оно сделано из множества различных частей, и каждую из них нужно чистить по-своему. Так или иначе, можно представить себе реакцию царя на поведение неаккуратного вельможи.

Точно так же и Адам. Он получил свою душу, которую в него вдохнул сам Всевышний; как написано: «И вдохнул в него живую душу» («Берейшит» 2:7). Что вдыхают? То, что находится внутри. То есть Всевышний вдохнул в человека часть Самого Себя. Тайное учение, Каббала, учит, что в той первой душе содержались корни всех миров. В результате греха Адама — все миры разрушились. Чтобы исправить содеянное первой душой, Б-г разделил ее на множество частей и распределил между его потомками.

Автор книги «Ор а-Хаим» сравнивает душу Адама с сокровищницей, полной необработанных драгоценных камней. Попросил царь своих мастеров, чтобы они их отшлифовали, и пообещал достойное вознаграждение тому, кто своей работой порадует его. Один из мастеров получил триста тысяч камней, другой триста пятьдесят тысяч, и т.д. Темп работы, который требовал царь, был один камень в день. По истечении срока царь послал за камнями, но оказалось, что мастера не только неуважительно отнеслись к царскому заданию и не исполнили его приказа огранить камни, но более того — испортили их. Разгневался царь, наказал мастеров и послал камни их сыновьям. Но теперь сыновья получили меньше камней, чем отцы. Впрочем, они тоже согрешили. Так камни посылались новым и новым поколениям и число тех камней с каждым разом уменьшалось, пока не дошло до тридцати тысяч на каждого «мастера» и даже меньше (т.к. теперь времени на их шлифовку требовалось не так много, да и страх перед царским судом подгонял гранильщиков).

В чем смысл этой притчи? Вначале люди получили огромные души, состоявшие из 300 000 частей каждая, причем они должны были исправлять их по одной части в день. В этом секрет долгой жизни первых людей, доходившей почти до тысячи лет. Исправленные части душ посылались в особое хранилище, называемое צרור החים (црор а-хаим), «вместилище жизни». Те же части, которые не были исправлены, направлялись в место, называемое גוף (гуф), тело, откуда они впоследствии возвращались в тело другого человека. Явление «перерождения» душ, их переход из тела и тело, известно как реинкарнация, или переселение душ («гильгуль нешамот»). Отсюда видно, почему с течением поколений духовность, уменьшается, а материальность растет.

Первые поколения выполняли свою работу недобросовестно и портили свои души. Не оставалось ничего другого, как стереть их с лица земли, что и произошло при Потопе. После Потопа потомки Ноаха получили как бы меньшие по размерам души, и с течением поколений они все уменьшались и уменьшались. В наше время средний возраст жизни человека — семьдесят, от силы восемьдесят лет. Почему? Чтобы картина грядущего суда — дня его смерти — постоянно стояла перед его внутренним взором и чтобы он торопился завершить свое земное дело. «Ведь день короток, а работа обширна» (трактат «Авот»). Еще сказано: «Пока свеча горит, можно работать»; здесь свеча — это «свеча Г-спода, душа человека». Пока человек жив, он может исправиться, даже если впал и старческий маразм или в болезненный ступор. Пусть врачи потеряли надежду его спасти он сам может спасти себя за один миг, до смерти простым проблеском мысли; как сказал рабби Йеуда а-Наси: «Есть люди, приобретающие свой мир за один час». Когда же у человека силой, из ложной «жалости» отнимают его последние мгновения, лишая естественной предсмертной агонии, его тем самым обрекают на большие муки в будущем мире; как сказано: «Один час ада страшнее, чем семьдесят лет мучений Йова в этом мире».

Процесс (передачи драгоценных камней) закончится, когда будут исправлены все души. Или, выражаясь словами мудрецов: «Потомок Давида (Мошиах) не придет, пока не кончатся души в теле» (трактат «Йевамот» 62а). Каждое рождение ускоряет процесс, поскольку еще одна душа отправляется в путь.

Как было сказано, гуф (גוף) — это некое вместилище душ, требующих исправления и входивших некогда в душу Адама. С другой стороны, беглый взгляд в тайны управления миром открывает, что работу по исправлению мира за 6000 лет можно представить в виде человеческой фигуры. Первые поколения начали исправлять голову, в основном, область разума в «теле», вместилище душ. Праотцы Авраам, Ицхак и Яаков занимались исправлением чувств, находящихся в голове. Спуск евреев в Египет намекает на область горла — чувствительное место, соединяющее голову с телом, которое легко может закрыться при напряжении мыщц затылка (на иврите слова «ореф» (ערף) и «паро» (פרעה) — «затылок» и «фараон» — состоят из одних и тех же букв). Упрямство фараона (упрямство, קישוי ערף — дословно, напряжение затылка) является прекрасной иллюстрацией. Моше, выведший евреев из Египта (который по-еврейски называется Мицраим מצריים) и освободивший их от рабских тягот («мейцарим» מיצרים), вновь открыл возможность воссоединить тело с сознанием. Такое соединение выражается во вновь появившейся после греха Адама способности людей к речи. Недаром название еврейского праздника Освобождения, праздника выхода из Египта — Песах (פסח), главным содержанием которого является чтение Агады, можно расшифровать как «пе сах» (פה שח) — «говорящие уста». Одним из препятствий, мешавших Моше принять роль Мошиаха (משיח), избавителя, было его косноязычие. Однако впоследствии Моше настолько изменился, что о нем было сказано: «Вот слова, сказанные Моше всему Израилю» («Дварим» 1:1). Тем временем поколения опускались все ниже от головы. Принятие Торы на горе Синай соответствовало уровню сердца. Отныне дарование Торы обеспечивало жизненность всего организма, — подобно сердцу, которое доставляет насыщенную кислородом кровь ко всем органам тела.

Возвращение евреев в Землю Израиля создало условия для строительства Первого Храма и жизни в соответствии с Торой. Согласно нашему рисунку, то была эпоха ребер. Ведь ребра создают условия для деятельности сердца, сравниваемого с Торой, и для работы легких, добывающих кислород, сравниваемых с Храмом. Грудная полость заканчивается диафрагмой, отделяющей ее от находящейся внизу брюшной полости. В то время как верхняя часть тела связана с духовным, нижняя больше связана с материальным. Там находятся органы пищеварения и выделения отходов. В историческом процессе им соответствуют разрушение Первого Храма и изгнание в Вавилон. «Вавилон был глубокой ямой», — пишет РАШИ в комментарии на трактат «Санедрин» (З8б). В Вавилоне находится долина Шинар, в которую были сброшены («нинару») все тела живших по время Потопа. Про них говорится — «отбросы и мерзость» (трактат «Брахот» 116). Название «Вавилон» («бавель», от корня «перемешивать») указывает на перемешивание и бурление, — процессы, происходящие в кишечнике, — ведь способ исправления грехов должен напоминать способ их совершения. Евреи совершили грехи, описанные в разделе Торы «Дварим», поэтому для их исправления необходимо было вернуть евреев и Вавилон — тот самый Бавель, который был проклят из-за строительства в нем знаменитой башни, послужившего причиной смешения языков. И именно из этой страны позднее вышли евреи, вынося с собой написанный на арамейском языке Вавилонский Талмуд — запись Устной Торы.

Эпоха Второго Храма скрыта как внутренности человека; в ней неспешно идет процесс исправления и избавления. Здесь происходит возрождение, рождение нового, исправленного. Двухтысячелетнее, наше, нынешнее изгнание — будто две ноги. Ноги символизируют сокрытие, они способны идти, но не способны определять свой путь. Так и евреи — не знали они на протяжении всего долгого изгнания, куда их ведут поработители. Нижняя часть ноги — пятка — лишена всякой чувствительности и покрыта толстой кожей, которая не дает ощутить даже укол иголки. В пятках властвуют силы смерти; как сказано: «Ее ноги опускаются навстречу смерти» (Мишле 3:5). Тому самому змею, что олицетворял совращающую человека силу, было сказано — с намеком на его будущую вражду с человеком: «Будешь язвить его в пяту» («Берейшит» 3:15). Вавилонский царь Навухаднецар (Навуходоносор) в своем предгибельном сне видел изгнание и виде ног (см. ниже о пророчестве Даниэля). С другой стороны, весь указанный период называется «пятки Мошиаха»: «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир, вестника добра, возглашающего спасение!» (Ишайяу 52:7). Неоднозначность этих символов мы ясно видим в нашем поколении. Завершение изгнания сопровождается родовыми схватками, учащающимися по мере приближения родов, то есть полного избавления.

Одновременно с духовной деградацией увеличивается концентрация сил зла, так что на первый взгляд они даже кажутся довлеющими в мире, но на самом деле эти силы подобны грязи, которая остается в воде после стирки. Итак, зло концентрируется. Параллельно этому все хорошее и исправленное собирается в особом (духовном) месте, которое, как мы говорили, называется «вместилище жизни». Заповеди, исполненные многими поколениями, деяния, совершенные во имя Всевышнего, — все служит вкладом в это временное хранилище. Когда будет достигнута некая мера исправления человечества, зло тотчас будет уничтожено; как написано в молитве: «И все недоброе развеется, подобно дыму, когда Ты уничтожишь царство зла на земле», — тогда мир придет к полному избавлению.

О последних этапах истории сказано: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла» (Теилим 118:22). О чем идет речь? Царь дает строителям материал для возведения дворца. Вначале используются самые большие камни для фундамента, — они, как правило самые лучшие. Затем в дело идут камни поменьше, но тоже хорошего качества. Когда запас качественных камней подходит к концу, строители поневоле берутся за худшие. Строительство тем временем продвигается. Чем хуже и мельче камни, тем больше усилии затрачивается на их обтесывание и подгонку. Когда каркас здания готов, на отделку остаются самые плохие, уже не раз забракованные камни. Нечего делать, приходится использовать и их, но вначале их необходимо как следует обработать. Каменотесы выравнивают их, исправляют, шлифуют. Чтобы украсить таким камнем капитель дворца, нужен огромный труд; об этом написано: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла».

Так и наше поколение — последнее и самое низкое по своим духовным качествам («пятки» на нашей схеме): оно должно приблизиться, с Б-жьей помощью, к высшему из уровней. Однако какую работу должен проделать каждый еврей! Работу по удалению всей грязи, приставшей к нему, по исправлению всех отрицательных качеств характера. Работу по освобождению от дурного влияния окружения, от погони за минутными удовольствиями, от подмены вечного преходящим.

К большому сожалению, лишь очень немногие люди осознают, в какой нечистоте они живут. Если бы они об этом догадывались, человечество давно бы сбросило с себя оковы материализма и материальности. Но поскольку большинство людей, как мы уже сказали, даже не догадываются об этом (или делают вид, что не догадываются), погружаясь тем самым в греховное забытье, Владыке Миров не остается ничего другого, как будить их, встряхивать. Порой такое пробуждение проявляется в виде вдруг откуда-то возникшей жажды знаний, стремления к высшему, страха перед пустотой и бессмысленностью, а порой — в виде неприятностей, обрушивающихся на человека. Так Всевышний отрывает человека от жизненной рутины и позволяет ему освободиться от инерции повседневности. Он как бы спрашивает: посмотрите, люди, куда вы идете! Рано или поздно, через ряд подобных встрясок, человек освобождается от пут вещизма и кричит во весь голос: «Остановите мир, я хочу подняться вверх!»

Поскольку жизнь каждого еврея неразрывно связана с жизнью всего народа, каждый из нас обязан уметь читать общую карту истории мира, если он хочет справиться со своими личными проблемами.

Единый путь всего еврейского народа — во всех его поколениях — можно сравнить с движением по длинному туннелю, когда путника сопровождает в лучшем случае свет, идущий с обеих его концов. Чем дальше человек удаляется от входа, тем слабее свет за спиной, тем сильнее темнота. Но когда тьма сгущается до предела, далеко впереди начинают едва-едва различаться какие-то легкие намеки на блики света. То свет выхода — все усиливающийся и усиливающийся к концу пути; как написано: «Народ, идущий но тьме, увидел яркий свет» (Йешайяу 9:1). Свет от входа — это Синайское откровение. Там евреи убедились, что только те, кто держатся за Тору — держатся за «Дерево жизни», и лишь им одним дано жить, — существование остальных жизнью назвать нельзя! На Синае еще не было места индивидуальному самовыражению; написано: «И встал там Израиль» («Шмот» 19:2), — все вместе, как один человек.

Тот свет следовал за евреями весь период Пророков (около тысячи лет), когда Тору изучали в том виде, в каком она была получена на горе Синай.

После разрушения Первого Храма Б-жественное присутствие постепенно отдалялось, становилось менее заметным; не было больше пророчеств, служивших прямой связью с Творцом. Их место заняла мудрость Торы, о которой сказано: «Мудрость предпочтительней пророчества». Тору самоотверженно изучали все время пока стоял Второй Храм — и продолжали изучать в изгнании. Одним из самых известных и великих еврейских мудрецов того периода был рабби Акива. Его открытия в Торе столь велики, что Моше, видевший все последующие поколения евреев, спросил у Творца: «В Твоем мире есть такой человек, а Ты передаешь Тору через меня?!»

Знающие историю могут возразить: какова цена такой мудрости, если для великого рабби все кончилось мучительной казнью? С тела рабби Акивы палачи вырывали куски мяса железными крючьями. Произошло это в 3880 году после Сотворения мира. Молитва-крик «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь Один!», который вознесся из уст мученика, стал вершиной работы его духа. Учитель сказал своим ученикам: «Я всегда испытывал какую-то недоговоренность, когда произносил слова молитвы: „Люби Б-га всей своей душой“; т.е. даже если Он забирает твою душу. Теперь, когда у меня есть возможность исполнить эту заповедь, неужели я ее упущу?» (трактат «Брахот» 61б).

После гибели во Имя Всевышнего десяти наших величайших мудрецов, казненных Римом, — рабби Акивы и его товарищей, — наконец показался свет выхода из туннеля, первые проблески света Мошиаха. Этим светом стало появление книги «Зоар» рабби Шимона бар Йохаи, ученика рабби Акивы. О нем говорится, что его душа — часть души Моше, на что намекается в стихе псалма: «Ты взошел на высоту, захватил добычу, принял дары для человека» (Теилим 68:19). Слово «добыча» (שבי — «шви») — аббревиатура имени Шимона бар Йохаи.

С самого мрачного эпизода той эпохи начинается третья, последняя часть человеческой истории, которая называется «двухтысячелетием Мошиаха». Это наша эпоха, о ней сказал пророк: «Тьма покрывает землю и туман окутывает народы» (Йешайяу 60:2). Характеризуется она тем, что при сокрытии проявления Б-га, во мраке изгнания каждый еврей сам строит свой духовный образ, так что подход к вере у всех индивидуален. Такого не может быть, когда Всевышний открыто управляет миром.

Сокрытие и индивидуализм. О такой форме управления написано: «И было, когда поднимался Ковчег, говорил Моше: Поднимись, Г-споди, и рассеются Твои враги, и побегут Твои ненавистники от Твоего лика! А когда он опускался, Моше говорил: Вернись, Г-споди, Предводитель множеств Израиля!» («Бемидбар» 10:35-36). В начале и в конце этих двух стихов стоит перевернутая буква «нун» (נ), что выделяет их из общего текста Торы, делая их вполне самостоятельной книгой. Приведенные два стиха произносил Моше, когда Ковчег — вместилище Б-жественного присутствия — должен был отправляться в путь.

Что произносил Моше, мы знаем. А что в это время говорили евреи? В трактате «Авода Зара» приведены слова песни, которою пел народ: Вставай, вставай, шитта! Возносись на всем пути, — объятая золотым шитьем, украшающая Ковчег в Святая Святых, увенчанная навеки веков».

Слова песни означают следующее. Шитта (во мн. числе шиттим שיטים) — название дерева, из которого был сделан Ковчег Завета. Деревья шиттим посадил Яаков по прибытии в Египет. Возвращаясь на родину, евреи унесли их на себе, — что само по себе непросто, поскольку у них необыкновенно тяжелая древесина. Все остальные принадлежности, необходимые для постройки будущего Переносного Храма, появились чудом не потребовали особых усилий. Деревянный Ковчег поместили в золотой ящик, внутри Ковчега находился еще одни золотой ящик, так что ковчег изнутри н снаружи был покрыт золотом («объятая золотым шитьем») Внутри Ковчега находился свиток Торы («Святая Святых»), написанный рукой Моше, и Скрижали, символизирующие Письменную Тору. Сверху Ковчег украшали изображения двух «крувим» («увенчанная навеки веков»). Сам Ковчег, созданный для хранения в нем Скрижалей, символизировал Устную Тору. Несение Ковчега вне Храма символизировало шествие в изгнание, — что можно трактовать, как изгнание Б-жественного присутствия «в великую и ужасную пустыню, кишащую змеями, аспидами, скорпионами, — туда, где нет воды» («Дварим» 8:15). Для чего же совершалось такое передвижение — с Ковчегом, но без Переносного Храма?

Его целью было распространение света Торы в мире; как сказано: «Вырвутся Твои источники наружу» («Мишлей» 5:16); причем еврейский народ был тем сосудом, который вмещал Тору — деревом «шитта», «шиттим». И тогда — «рассеются Твои враги и побегут Твои ненавистники от Твоего лика». Поэтому и обращена песня еврейского народа к деревянному Ковчегу, которому нужно пробудиться по мере того как тянется путь: «Вставай, вставай, шитта, возносись на всем пути». Чем дольше путь, тем больше каждый из нас должен погрузиться в Тору. Па первый взгляд, в результате мы получим разделение еврейского народа на разные группы и течения, у каждого из которых «своя» Тора, но это не совсем так.

Две приведенные фразы, начинающиеся словами «И было, когда возносился Ковчег...», образуют книгу, которую пишет еврейский народ, — такое возможно только при сокрытии прямого проявления Б-га, когда ученик не видит учителя и вынужден самостоятельно изучать материал, находя свои, индивидуальный подход к теме. Во времена сокрытия Б-жественного присутствия были написаны такие комментарии как Гемара (Талмуд), Поским (решения законодателей), труды РАМБАМа, РАМБАНа, Тосафот (поздние комментарии на Талмуд), «Шулхан Арух» (кодифицированный свод законов) и многое другое. Все это колоссальное наследие, созданное еврейским народом в течение тяжкого изгнания, мы получили в свои руки. Но за него, как за любое другое ценное наследие, надо платить. И еврейский народ платит — кровью, жизнью, своей тяжелейшей судьбой. В перспективе времени постепенно выстраивается реальность Мошиаха. И когда, наконец, настанет долгожданный день, тогда каждый придет со своим, характерным для него пониманием Торы. Лишь тогда все части еврейского народа по окончании изгнания встретятся со своим «великим учителем» — со Всевышним — на грандиозной, возвышенной встрече, подобной той, что произошла у горы Синай. Об этом мы произносим в молитве: «Он спасет нас, снова избавит — и в Своей милости обратится ко всему живому: „Вот, Я избавил вас в конце, как (избавил вас) в начале, чтобы быть вам Б-гом“». О том же сказал пророк: «И откроется Слава Всевышнего. И увидят все живущие, что это — из уст Г-спода» (Ишайяу 40:5).

Подобно тому как в первую после Создания мира пятницу Адам вошел в Ган-Эден в заранее установленный час — накануне седьмого тысячелетия начнутся удивительные времена Мошиаха. Тогда мир будет управляться по «инструкции», данной Творцом. Никто не нарушит Его указа. Тюрьмы и исправительные заведения опустеют, а полицейские и тюремщики, уйдя в отставку, займутся Торой. К ним присоединятся бывшие военные, которым тоже нечего будет делать, поскольку не станет ни войн, ни конфликтов; как написано: «И перекуют мечи на орала, а копья на серпы. Не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать» (Йешайяу 2:4). Колоссальная военная промышленность станет выпускать сельскохозяйственные орудия, а средства уничтожения уступят место средствам строительства и восстановления. Не только солдаты и полицейские присоединятся к изучающим Тору, но и врачам «придется» оставить работу. Болезни тела и души, причина которых лежит в сфере духа, а не в сфере материи, все болезни, что поражают 248 органов и 365 жил человеческого тела, исчезнут, а больницы обезлюдеют. «В то время появятся в изобилии все яства, а весь мир займется познанием Всевышнего» (РАМБАМ, «Законы Королей» 12:1). Если позволительно привести технический пример: Творец «поднимет капот мотора» и покажет всем, как работает двигатель Вселенной. «И будет в тот день: горы источат сок (вино), а холмы потекут молоком. И по всем руслам Иудеи побежит вода. Выйдет из Дома Г-спода (из Храма) источник и напоит долину Шиттим... И будет вечно заселена Иудея, и Иерусалим — во всех поколениях» (Йоэль 4:18-20).

Седьмой день

Первой субботе, дню завершения Творения, соответствует седьмое тысячелетие, которое называется также «грядущий мир». Шесть дней Творения подобны. шести тысячелетиям нашего реального, данного в конкретных ощущениях, материального мира, о котором известно, что впоследствии он исчезнет, превратившись в духовный мир. Нам, чей разум ограничен и связан с органами чувств, трудно постичь содержательную сторону духовного мира. Попробуйте объяснить слепому, что такое свет, или передать глухому при помощи каких-то знаков, например, словами на письме, что такое наслаждение музыкой! Так и мы, — нам не дано понять ни сути, ни смысла, ни перспектив того, что скрывается в духовном мире. Мы не знаем, как он выглядит (а только догадываемся о некоторых частностях общей картины). В пророчестве о духовном мире сказано: «Ничей глаз не видел его, кроме Б-га» (Йешайяу 64:3). Счастлив тот, кто доживет до этих времен: «Счастливы все, кто ждут Его» (Йешайяу 30:18).

Комментарии: 13 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter