Эту статью я назвал бы Руководством по выращиванию ограниченных фанатиков.
Эти «ограниченные фанатики» разбираются во многих вещах побольше некоторых академиков...
Хаиму. Я уже много раз подчеркивал, что когда у оппонента нет аргументов, как , например, сейчас у вас, то они пытаются переходить к оскорблениям. Были бы сейчас Эйнштейны и другие выдающиеся умы еврейства, если бы они руководствовались только такими статьямт ? Кстати , Рэбе учил и математику и физику и многие другие " светские " науки.
Академику. А когда вы оскорбляли автора статьи, вы об этом не думали? Это как раз тот самый Ребе, который учил математику и физику...
Эта статья предназначена для людей, которые стремятся выполнять указания Ребе. Наезды при этом совершенно неуместны. Руслан Самуилович, я не ожидал этого от вас. Особенно после многократных обсуждений данной темы в прошлом. Ребе учил светские предметы по указанию предыдущего Ребе, в возрасте 30 лет и после того, как он знал всю Тору в совершенстве. В статье же идет речь о детях, которые должны учить только Тору и которых не отрывают от этого даже для строительства Храма. Выдающиеся умы еврейства — это не Эйнштейн (занимающийся только наукой), а РАМБАМ, который знал всю Тору и вместе с этим прекрасно разбирался в науках, медицине и т.д. Или гаон из Рогачева, в голове которого могли поместиться даже два таких мозга как у Эйнштейна.
Шолему. Вы правы. Мы действительно уже обсуждали аналогичную тему и не пришли к согласию. Евреи, подобные Эйнштейну и не перечисляя, многим сделали не только для евреев, но для всего мира то, что выходит за рамки религиозных трактатов. Ни одна религия в мире, в том числе и иудаизм не может приписать себе заслугу, например, в продлении жизни человека. Это благодаря Науке средний возраст людей на планете вырос. Ошибочно думать, что моя критика статьи, каким-то образом задевает её автора. Автор- в первую очередь человек, а не БОГ и, следовательно ему, человеку, свойственно, не скажу ошибаться, чтобы Хаимы не увидели опять оскорбления, а несколько заблуждаться.Одна религия не способна в полной мере вырастить полноценного человека. И об этом мы тоже говорили. Только в союзе Науки и Религии или если хотите Религии и Науки можно получить полноценное общество.
Если мы не пришли к согласию, то зачем вам начинать еще раз?
Значит в школах Хабада вообще нет светских предметов?
Не могу знать за все школы. К тому же, если бы все было так, как надо, я вряд ли бы публиковал эту подборку.
Есть, и даже в хедерах. И если в хедере хотя бы они идут после уроков Торы, то в школах-с утра.через месяц моя дочка идет в первый класс, какие есть альтернативы - понятия не имею.
Интересно узнать мнение проф. Брановера по обсуждаемому вопросу.
Я, чесно говоря, согласен с г-ном Ошеровым. Ребе говорит, что наука отупляет и закупоривает мозги детей. Вы не могли бы прояснить механизм отупления? Видимо, своими "закупоренными" мозгами мне этого не понять без посторонней помощи. Помню, в детстве много раз перечитывал Занимательную математику и физику Перельмана. Я бы не сказал, что это откманивает, закупоривает или отупляет мозги... И потом, возможно, Ребе имеет ввиду школьную образовательную систему. Тогда да, она направлена на выращивание "ограниченных ...", но этим также занимается радио и телевидение, а не только "школа". Сейчас в мире есть частные школы где учат креативности, дизайну, изобретательству, независимому мышлению и т.д. Так что я бы не стал обобщать или переходить из крайности в крайность.
В школах СНГ, которые содержит Хабад, безусловно есть все необходимые по закону светские предметы. Без этого им не дали бы лицензию, а их ученики не выполняли бы закон об обязательном среднем образовании (по крайней мере в Украине так). А за это бы уже страдали родители от рук государственных органов. Мало кто из этих родителей захотел бы отвечать по закону. Следовательно они бы перевели детей в государственные нееврейские школы. Вывод: в странах СНГ объединение Торы и светских предметов является печальной необходимостью по местным законам. Т.е. из двух зол выбирают меньшее: либо совсем бросить еврейских детей в нееврейском обществе (в гос.школах), либо пусть они учат и то, и то. НО! Маленькое и важное замечание. Говоря про СНГ, я говорил про детей из семей в большинстве своем несоблюдающих. Для них, собственно, Хабад и создает эти школы. Приведенные же письма Ребе я воспринимаю как обращенные в первую очередь к религиозным семьям. Да и мало кто из несоблюдающих вобще отдал бы ребенка в школу, где учили бы только Тору, поскольку сложилось, к сожалению, в "современном" обществе (в украинском точно) представление, что светское образование (и не только среднее, но и высшее) является обязательным для "путевки в жизнь".
Александр, мнение профессора Брановера, как и любого хасида Ребе, такое же самое. Если бы вместо физики и математики учили Тору, то не задавали бы сейчас вопросов. Речь идет не о месте (школа, курс, частный преподаватель), а о предметах. И особенно для маленьких детей 3-6 лет. Механизм вреда подробное объясняет Алтер Ребе в книге «Тания», где приводит несколько случаев, в которых разрешается учить светские предметы (но не детям!).
Павел, такая же ситуация есть и в Израиле и других странах, но всегда есть возможность открыть частную школу (понятно, что обучение будет дороже). Проблема в том, что многие общественные лица не хотят искать себе проблемы, а предпочитают прикрываться тем, что из «заставили». Письма Ребе направлены как к родителям детей, так и к руководству школ. Люди бывают разные, хотя иногда из письма можно понять о ком идет речь. И еще — вспомните Ребе РАЯЦА, который приказал хасидам «бросать детей в огонь, но не отправлять в школы коммунистов». А сегодня, я уверен, ситуация в России и др. странах позволяет дать детям нормальное, еврейское образование. Я не побоюсь даже сказать, что родители должны уехать из того места, где это невозможно.
Шолем, я согласен, что главная идея "не хотят искать себе проблемы". Но в Украине 100% даже если открыть частную школу, там должны быть светские предметы по закону. И я не вижу способа как это обойти. Они есть и в украинских ешивах-ктана. Лучше нам всем добавить в добрых делах и изучении Торы, дабы встретить Машиаха и нужда в светских предметах отпала бы!
Павел, я, конечно, не знаком с законами Украины, но если в Израиле есть частные школы без светских предметов вообще, то не думаю, что это исключение. Что касается пожелания, то Цемах-Цедек сказал: «Сделай тут Землю Израиля». То есть, если мы будет твердо стоять на наших принципах в вопросе воспитания наших детей, то это приведет Освобождение гораздо быстрее.
Омэйн!
максимум, что можно сделать в украине-это написать своему ребенку освобождение от некоторых предметов. Гуманитарных-история украины, укр.литература и тд.под предлогом, что ребенок будет получать высшее образование в другой стране.от математики и языков не освободит никто. открывать частную школу-для кого?нужно набрать хотя бы какой-то минимум учащихся. плюс действительно и в частных школах программа контролируется министерством образования.на сегодняшний день стоят даже гораздо более острые проблемы-например, раздельное обучение в школах. из-за нехватки средств не всегда хватает помещений, чтобы мальчики и девочки учились отдельно.да еще много чего. То, что написано в этой статье - идеал, к которому по мере возможности люди стараются стремиться. мы, например, будем фильтровать предметы. а главное, как уже было сказано, это касается детей от 3 до 6 лет. здесь надо просто не посещать центры раннего развития. т.к. развитие должно быть не ранним, а своевременным)))
Хана Гитл, вы родитель, а рассуждаете как «аскан». Это касается всех детей, а особенно 3-6 лет. И также это касается взрослых.
Если иметь сильное желание,то можно и в странах СНГ найти способ избежать светских предметов или хотя бы сократить их до минимума.Вообще я думаю что большинство светских предметов не нужны даже для светских школ,ибо чрезмерно нагружают память и разум,а практически не пригодиться и половина этих знаний.
Это точно...
Когда пришло время идти в садик старшему ребенку, я написала Ребе и спросила, что делать, если есть там не всегда только еврейское влияние. Ребе ответил (жаль,не помню номер тома и стр.)Вы можете, конечно, развязать войну и противостояние. Но гораздо важнее укреплять позиции ХАБАД у себя дома.
р. Гершон-Мендел Горелик,со слов матери Ребе рассказывал, что Ребе и его братья в детстве учили "наперегонки" иностранные языки.
Что именно подразумевает Ребе в качестве вреда? Основные навыки (читать-писать-считать)? ИЛи кучу ненужной школьной информации, которая потом будет лежать мертвым грузом?
Вы знаете, в каком месте они учили языки?
Имеется с виду светское обучение в школе...
:) :) :) но рав Горелик рассказывал не об этом, а про поездки на летний отдых
Не понял, при чем тут отдых. Вы же писали про языки.
Из дискуссии как-то вычленилось основополагающее утверждение, а именно - Прежде чем изучать Тору, Рэбе изучал светские науки: математику, физику и т.д ( Любите физиков- источник Знаний ( из какого-то КВНа ), что позволило ему использовать полученные Знания в изучении Торы. Поэтому, его критика светского обучения мне не понятна.
Руслан Самуилович, именно поэтому Ребе знает, в чем тут вред. Что касается использования полученных знаний в изучении Торы, то это доступно избранным, гениям.
Следовательно, гениями в области Торы могут
стать только те, кто раньше изучал светские науки. Наконец_то нашлось примиряющее утверждение.
Нет, гений в Торе может изучать науки для лучшего понимания Торы. Посмотрите ссылку в комм. №13. Там приводятся 6 пунктов когда это разрешено (для взрослых, разумеется).
>>>"Ребе учил светские предметы по указанию предыдущего Ребе, в возрасте 30 лет и после того, как он знал всю Тору в совершенстве.
"
Кое в чём а согласна. Большинству людей, а не только евреям, вполне достаточно знаний на уровне 4-5 классов средней школы. Т.е - читать, писать + 4 математических действия. Еврейских детей этому можно научить при помощи Торы и Гематрии. Из всех общеобразовательных предметов, лично мне, понадобилась, в какой-то мере, физика. Именно она стала одной из частей фундамента моей нынешней религиозности. Изучая физику и понимая её законы, приходишь к выводу, что никакая случайность, сколько бы раз она не
повторялась, не могла бы привести к появлению видимого мира и человеческого разума. В современной школе не учат, а впихивают определённый набор знаний. При этом отучая думать, анализировать, сопоставлять. Сделав контрольную - не делают работу над ошибками. Цель-то другая! Но, с появлением интернета, всемирной сети и всё более полной механизации процессов производства, невозможно найти работу без знания английского и компьютера. И опять но. Эти знания вполне можно начать учить лет в 5-6. Без какого-то ущерба и для знаний и для их носителя.
Леа, обратите внимание, что в одном из приведенных писем Ребе отвечает человеку из Америки в возрасте 17 лет по поводу английского языка. Цитирую:
«Когда человек утверждает, что если ребенка учить английскому языку, тогда будет у него материальная выгода, так это ведь утверждение, которому совсем нет места...И еще:
Вы посвятили свое время изучению Торы и поэтому не учите как следует английский язык и спрашиваете, правильный ли это порядок, тогда как Вам 17 лет. Несомненно, это правильная вещь…
Когда мы ходим на прогулку всей семьей, то культурные и грамотные (по крайней мере на вид!)прохожие пересчитывают наших детей по пальцам. Ну и толку было учиться столько лет - и не уметь считать до семи?;)
Шолем, по поводу 17 летнего, Ребе мог отвечать ему лично, в его случае.
Люба, так Ребе и ответил лично ему.
Есть большой минус в обучении в университете, особенно по американской модели, где помимо предметов, необходимых для профессии, обязательно изучение гуманитарных предметов, где пропагандируются идеи, противоположные Торе, плюс социальный образ сосуществования студентов в университете побуждает к жизни, противоположной соблюдению заповедей.
Как выразился Оскар Уайльд, (если вам так важны представители мировой культуры): Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?
Другое дело - брать конкретные курсы, как это приходится делать, кода человек должен идти работать. Особенно, если это сделано с соблюдением религиозных требований. Если не ошибаюсь, в Кфар-Хабаде есть техникум, где можно получить профессию и т.д.
Яаков, это все правильно, но тут возражают против учебы детей и статья об этом. Для взрослых все гораздо проще...
По поводу 4-5 классов, которых достаточно большинству людей:
Человек, который серьёзно изучит пару сугой в Эйрувин по поводу измерения разных форм городов и их эйрувов, вполне будет знать геометрию на уровне школы десятилетки.
Сугью относительно распределения Ксубы между тремя жёнами - будет знать математику на уровне школы и возможно первого курса.
Любую сугью из первых 3-х глав Йевомойс (и почти любую вообще из любого места Йевомойс) - будет знать логику на уровне профессора университета.
Стандартные сугьи из Бово Мецио (и бОльшая часть всего, что в Бово камо и Бово Басро) - и человек будет вполне теоретически подготовлен вести бизнес даже в современных условиях.
Но всё это будет не самоцель, а просто приятный побочный материальный эффект выполнения своей миссии на земле, самоактуализации в единении с Творцом в духовной чистоте и святости.
Мне гораздо приятней гуманитарные науки,если знать как их изучать опасности нет.Для взрослого конечно.
А не проще ли придерживаться следующих принципов:
1. Детей учат светским предметам кошерные учителя.
2. Выбор предмета и глубина его изучения определяется способностями и потребностями ученика.
3. Методика преподавания предполагает творческое участие учеников в процессе обучения.
Понятно, что в полной мере такую программу можно реализовать только в очень хороших школах.
Если евреи не будут знать светских предметов, то как они будут взаимодействовать с нееврейским окружением. А как здорово (для неевреев вроде меня), когда в нееврейском коллективе есть эрудированный еврей! Это меняет весь психологический климат.
Ув. Петр, если бы это было правильно, Тора дала бы подобное указание. Вообще, в комм. 38 уже был дан ответ на ваш вопрос...
Шалом!
Я в затруднительной ситуации. Слава Б-гу я имею двух дочерей, старшей 4 года а младшей 3 года. Они ходят в садик и считаются детьми посланников. Но они учат тоже самое что и остальные дети. Вначале у них разные занятия на светские темы. А затем одно короткое занятие по Традициям или же Торе и все.
В прошлом году моя старшая дочь занималась отдельно 20 минут во время сна. В этом году я боюсь что может быть все также и останется. А на мои просьбы что-то изменить, руководство отвечает что и этого достаточно для детей шлухим. и мы должны быть благодарными и за это.
Мирьям, попробуйте показать им письма Ребе... Если хотите совет по делу - напишите мне с указанием места...
Зачем указывать место-так везде. В нашем саду тоже есть эти уроки вместо сна, только не 20 минут, а полтора часа. и ответы начальства тоже знакомы...
В таких случаях делают так, как это было при Ребе РАЯЦ — родители объединяются и сами открывают частный «хейдер». И ни от кого не зависят.
что подразумевается под светскими предметами для 3-4 летних? мои ходят в харедимный садик в израиле (меламед хабадник), у них, допустим, 2 занятия в день (я имею ввиду когда воспитатель непосредственно чему-то учит), одно из них на разные темы, типа "Зима", "Лето", природа, транспорт, окружающая среда и все такое. Второе занятие связано с праздниками, недельной главой и особыми периодами в евр. жизни. Кроме этого есть дидактич. игры, поделки. Что из всего этого не так? Или в других странах в садике уже учат что-то посерьезнее?
Эстер, зачем серьезнее? Мне хватает нееврейских сказок. Ну еще к тем же методич. играм пособия с некошерными животными и тд.д. то , что в принципе при желании можно было бы и заменить. В программе пишут еще украинские стишки и тд-но думаю это скорее для комиссий разных, а на деле до этого руки не доходят.
Объединяться особо не с кем-вроде бы всех устраивает то что есть. ВОт недавно смотрела статьи о домашнем обучении - но и там обязательно сдавать экзамены экстерном. То есть все равно учить все,только дома. Да и не смогу я всех сама учить - 7 разновозрастных детей?
Вот муж мой меламед в хедере-вчера пришел с пед.совета, рассказал нововведение: директор говорит, что учителя Торы не имеют пед.образования и теперь раз в месяц преподы школьных предметов будут их учить учить)))
Чему - Торе? Или как преподавать Тору? :)))))
ага, методике преподавания))))) теперь , считаю, надо сделать ответный шаг-раз в месяц учить светских преподавателей, как быть учителями в ЕВРЕЙСКОЙ школе! Многие, кстати, прекрасно справляются с этой задачей. но далеко, далеко на все..))
Это напомнило мне слова рава Ш.Р.Гирша:Пусть взгляд преподавателя общих дисциплин на свою науку будет взглядом человека,умудрёного Торой,а взгляд преподавателя Торы на свой предмет взглядом учёного,обогащённого научными знаниями.
Уау, что я нашла! Оказывается, есть такая опция: если в семье есть 3 и более дошкольников (от 2 мес. до 7 лет) - можно открыть свой домашний дет.сад - даже не объединяясь с другими семьями. Нужно закрепиться за определенным государственным дет.садом, мама оформляется воспитателем - и воспитывает своих деток дома. при этом она получает от государства зарплату и деньги на питание малышей. конечно, приходится отчитываться -за покупки и во всех достижениях по развитию. но идея -супер.
к сожалению пока это работает только в Москве. Но думаю, что скоро география расширится.
Хана Гитл, знаете как смешно последний абзац вашего комментария звучит в свете политической ситуации в стране?))
То, что Ребе учился в Сорбоне представляетэту статью в странном свете. Ведь самое лучшее воспитание - это воспитание личным примером.
Фрума, Ребе учился по указанию Ребе РАЯЦа. Это и есть личный пример — делать то, что говорит Ребе.
Комментарии
(написать новый комментарий)