СБП. Дни Мошиаха! 22 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-30 11:49

Том 2, стр. 224

№283

1

С Б-жьей помощью
14 Менахем-Ава, 5707 года.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Э.2

Мир и благословение!

Вы спрашиваете о том, что слышали, как рав-праведник из Жидичева спорил с позицией ХАБАДа в отношении идеи времени, и просите показать, в какой книге находятся этот спор и его содержание.

Это находится в его книге «И делай добро» в самом начале и там написано так: «И есть некто, как я видел (и также написал в молитвеннике, врата чтения „Слушай, Израиль“ со слов „Нужно понять первую главу Слушай, Израиль, хотя я не знаю, имеется ли в виду его молитвенник), кто написал от имени р. Довбера (имеется в виду Магид из Межрича), что он объяснил это возражение (почему мир не был сотворен ранее), так как время было тоже сотворено, а в начале его не было. И на самом деле я не верю, что вышло так из святости... И что скажет рав о сказанном в Мидраше „Берейшит раба“ (это в начале третьей главы), где говорится о том, что порядок времени был раньше, а также в Талмуде сказали, что Тора предшествовала созданию мира две тысячи лет... и намекает на книгу „Путеводитель заблудших“, часть вторая, гл. 30».

См. «Шомер Эмуним» второй спор п. 17 обо всем этом.

И вот, кроме мнения РАМБАМа (там), что время было создано, так написали явно многие еврейские мудрецы и гаоны: рав Саадия гаон («Эмунот вэ деот» п. 3 со слов «И четвертое свидетельство»), РАШБА (респонсы 418), р. Менахем из Пано («Десять трактатов», трактат «Вся жизнь», часть 1, гл. 16), Сфорно в начале комментария на Тору и другие.

И на более глубоком уровне нужно сказать, что в отношении времени есть два аспекта: время, которое рассчитывается и определяется (с помощью какого-угодно движения) и суть продолжения времени (и еврейские исследователи в книге «Путеводитель заблудших» часть 2, гл. 12 дали этому название «количество времени», «форма времени» — или — как пишется в «Книге основ» гл. 2, п. 18 — время, которое нельзя рассчитать). И также суть продолжения времени является сотворенным (не так, как по мнению «Основ» там) см. «Книгу заповедей» Цемах-Цедека, заповедь «Вера в Б-га» п. 11. И также следует из книги «Десять речений» (там).

Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 10, стр. 176 и дополнено по фотокопии из секретариата — часть копии выше, том 1, письмо №156.
2) Эхт. Другие письма к нему — выше, письмо №190 и в примечаниях там.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1029 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter