Это объясняет использование в Мишне термина «давить вниз», так как «надавливание» имеет принципиальное значение.
Автор этого высказывания не просто дает нам советы, как заставить воду подняться.
У эмоциональных качеств есть два способа выражения с точки зрения их источника: 1) через медитацию об облекающем свете Всевышнего, который «охватывает все миры», т.е. относится к возвышенным, скрытым областям существования; 2) через медитацию о свете Всевышнего, который «пронизывает все миры», т.е. относится к низшим, раскрытым сферам существования.
Также и с точки зрения их природы: 1) атрибуты мира Хаоса; 2) атрибуты мира Порядка.
Это отражает разницу между «тростником» (который характеризуются гибкостью, полым стеблем и растет вблизи воды — см. комментарии на «Зоар», гл. «Пкудей») и «дровами» в целом.
Ведь каждый из них обладает положительным качеством, отсутствующим в другом, как объяснено в нескольких источниках (см. эссе под названием «Всегда будь мягким, как тростник» 5703 года), Мишна упоминает их обоих: «вязанки дров или связки тростника».
Для того, чтобы испытать, было ли это Божественное служение успешным, необходим тест, так как до сих пор человека подозревали в том, что ему не хватало самоумаления — может быть он «спустился» и освободился от своей грубости. В этот момент Мишна обещает, что он может «погрузиться», [то есть достичь] самоумаления.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Исполнительный директор1
№192
2С Б-жьей помощью
21 Менахем-Ава, 5705 года.
Уважаемый руководитель «Колель ХАБАДа» в святом городе Иерусалиме, раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Шломо-Йеуда-Лейб3
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо от 27 Тамуза. Благодарю за подобающую организацию всех вопросов, касающихся года [траура] и годовщины кончины4.
Примечания:
1) Организации «Стан Израиля».
2) По копии из секретариата.
3) Элиэзеров. Другие письма к нему — выше, письмо №195 и в примечаниях там.
4) Отца Ребе.