…продолжения и также этого вопроса в частности, в котором расширил содержание эссе «Понять идею благословений» в «Ликутей Тора» на три главы1 (см. там 4 36а2) и как сказано в приведенном в примечании месте.
№7800
3[5702-5705 годы]
В ответ на Ваше письмо, в котором рассказываете об одном из своих знакомых, находящемся в нееврейском окружении, который поехал в субботу в город, где есть евреи, чтобы поесть, по крайней мере в субботу, кошерное мясо и провести какое-то время среди евреев.
И Вы спрашиваете, хорошо ли поступил Ваш знакомый нарушив субботу, чтобы поесть кошерную пищу и укрепить свою связь с еврейским окружением.
И вот, постановили правило наши мудрецы — которые спустились до глубин души каждого, хотя характеры евреев не похожи друг на друга — «не нужно сидеть и взвешивать заповеди Торы». И сказали также, что нужно быть скрупулезным в простых заповедях также, как и в сложных, хотя выносят суждения относительно заповедей, одна из которых легкая, а вторая тяжелая.
И в частности относительно Вашего знакомого, так как эти две вещи очень важны.
Известно, что в запрещенной пище, кроме наказания за ее употребление, есть еще одно свойство. Хотя не всякую вещь можно охватить разумом, эта пища отупляет сердце и мозг человека, который ее съел, до такой степени, что идеи Торы и заповедей становятся приземленными и человек огрубляется. И из-за свойств, которые были внесены в его тело с запрещенной пищей, человек может начать стремиться к таким запрещенным вещам, что никогда в жизни не имел к ним отношения и они были омерзительны в его глазах также и со стороны человеческой морали.
Примечания:
1) «Ор а-Тора» глава «Берейшит» (том 3) 551а.
2) И в «Ор а-Тора» там, 563б.
3) По фотокопии письма, напечатанного в «Дни Короля» том 2, стр. 582.
Из того, что написано дальше «Состояние наших братьев-евреев за морем ужасно» видно, что письмо было написано во время Второй мировой войны в 5702-5705 годы.