№980
С Б-жьей помощью
13 Нисана 5711 года
День восхождения ребе Цемах-Цедека
Бруклин, Нью-Йорк
Раввин и хасид, общественный деятель… р. Й. Гордон1, резник и ответственный за проверку мяса
Мир и благословение!
Смотрю я на Вашу занятость в разных делах, которые возложил на Ваши плечи мой тесть и учитель, и наслаждаюсь тем, что вижу как и сейчас Вы продолжаете свою благую деятельность в этом направлении. И несомненно добавите в этом также дополнительные старания и без сомнения даст Вам Всевышний требуемые для этого силы, так как Всевышний не требует от творений ничего невозможного.
И известно, что здоровье тела еврея зависит от Торы и заповедей и занятость ими не только не вредит, не дай Б-г, здоровью, но еще, это верно в отношении самого вовлеченного в нужную деятельность человека и в отношении его семьи.
Известно высказывание мудрецов2 (трактат «Бава Кама» 92б) «вино хозяина, но благодарят официанта». И объясняет ребе Цемах-Цедек, что к тому, кто не обладает свободой выбора и является (метафорически) топором в руках дровосека, не относятся слова «благодарят официанта». Кстати, поэтому нельзя ему служить звездам, так как они как топор в руках дровосека. Но что касается еврея, который обладает свободой выбора, то к нему относятся слова «благодарят официанта» также если он не связывался с этим лично, все равно исполнил заповедь (см. об этом подробно в книге «Путь твоей заповеди», заповедь обрезания в конце гл. 3).
И тем более это относится к случаю, когда он занимался заповедью, как например пожертвованием на «довольствие» («маамад»), деньгами на Песах для бедных, руководством любавичской синагоги и печатью. И вот, словами святости каждый может оказать влияние на другого человека. И если он потрудился, то он не только посредник, а также и оказывающий влияние и приводящий другого человека к выполнению заповеди и его заслуга очень велика. И особенно это относится к вопросам благотворительности («цдака»), которая называется…
Примечание:
1) Другие письма к нему — выше, письмо 1022.
2 См. также выше, письмо 864. Здесь, письма 1053, 1089.