№1629
С Б-жьей помощью
12 Сивана, 5712 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Шломо-Хаим Кесельман
Мир и благословение!
После моего предыдущего письма, которое Вы наверняка получили, я бы хотел, чтобы Вы сообщили мне о ситуации более подробно...
2) Что Вы решили по поводу преподавания о том, как выносить постановления, изучать раввинские исследования в целом или быть шойхетом и проверяющим? Из Вашего списка следует, по всей видимости, что самому старшему в классе двадцать один год, а остальным ученикам по большей части двадцать лет. Так зачем торопиться организовывать для них учебу на раввинов, прежде чем они потратят несколько лет на изучение Талмуда с комментариями РАШИ и «Тосафот»? Возможно, условия на Святой Земле диктуют, что так и будет. Пожалуйста, расскажите мне больше об этом.
3) Вы спрашиваете меня, достаточно ли полутора лет, проведенных в зале йешивы, чтобы стать независимым в продолжении учебы и продолжать учиться в одиночку. В общем, этого периода достаточно. Очевидно, что есть исключения из этого, так как можно представить, что один ученик отличается от других своими способностями. Поэтому, в зависимости от ситуации, одного года будет достаточно, или, возможно, ему придется оставаться в учебном зале более полутора лет. Обычно, однако, этой задержки может быть достаточно. Поэтому ученики должны знать, что они будут проводить полтора года в учебном зале, и только значительные усилия помогут сократить эту задержку. А те, кто остается там дольше, должны понимать, что они не в полной мере используют свои возможности.
4) Я уже сказал нескольким членам руководства йешив, что ответственные за сбор средств не ждут поощрения, чтобы расширить и развить источники финансирования. Это еще более необходимо, когда речь идет о людях, то есть учениках. Они должны умножаться как количественно, так и качественно. Количество учеников имеет самое важное значение. Наши мудрецы, по сути, говорят, что сто человек имеют доступ к Мишне только тогда, когда к изучению Письменного закона приближаются тысячи... Кроме того, поиск учеников еще важнее, чем поиск финансовых средств. Потому что, в конце концов, цель йешивы это духовность. В этом смысле духовность преобладает...