Пурим будущего

Нехама Грайзман Перевод: Шейндл Пугач
12.03.2009 | 3398 | (0)
Источник: книга «Глазами женщины»
Пурим   будущего
Пурим будущего

Особенностью праздника Пурим по сравнению с остальными праздниками является та же самая вещь, которая отличает «Свиток Эстер» от остальных 23 книг ТаНаХа. Наши мудрецы говорили, что после прихода Мошиаха, будут отменены все праздники, кроме праздника Пурим. И это несмотря на тот факт, что праздники Суккот, Шавуот и Песах сказано соблюдать в письменной Торе, а Пурим постановили отмечать мудрецы Великого Собрания.

Из вышесказанного следует, что в трех праздниках паломничества не будет больше необходимости. Все, что можно сейчас достичь посредством этих праздников, перестанет быть актуальным после прихода Мошиаха. Наши мудрецы говорят, что данное утверждение верно также и относительно всех книг ТаНаХа, кроме «Свитка Эстер».

Ребе спрашивает, как такое возможно, ведь становится понятно из других источников, что после прихода Мошиаха у нас появится возможность соблюдать все те заповеди, которые мы не можем соблюдать сегодня — как например, заповеди, связанные с наличием Храма: жертвоприношения, законы духовной чистоты и скверны, и т.д. Более того, Рамбам постанавливает согласно это мнению.

Ребе дает два ответа на это кажущееся противоречие. Первый ответ состоит в том, что заповеди не будут отменены при первом периоде Эры Мошиаха, а только в более поздний срок. Второй ответ: заповеди не отменятся в том смысле, что они физически перестанут существовать — это будет похоже на то, что свет свечи люди не замечают, когда видят солнце — свет свечи устраняется перед светом, который намного сильнее нее. Так свет, извлекаемый из других праздников поблекнет по сравнению со светом, исходящим от Пурима.

Вечность Пурима делает этот праздник актуальным на все века. Каков же источник такой вечности? В одном из законов «Шульхан Арух», касающегося обязанности чтения «Свитка Эстер» в Пурим говорится, что «читающий Свиток постфактум не выполняет заповеди читать „Свиток Эстер“ в Пурим».

Какое значение несет в себе слово «постфактум»?

Простое значение его таково: если человек слышал чтение Свитка не по порядку — вторую половину перед первой половиной, например, то он не выполнил заповеди. Еврей обязан слышать чтение Свитка от начала и до конца по порядку. Вы знаете, как это происходит. Вы начинаете одевать маленьких детей в маскарадные костюмы рано, чтобы успеть прийти в синагогу вовремя, без лишних нервов. И вот, все происходит как и было запланировано, не правда ли? Итак, вы пришли в синагогу с опозданием, чтецы находились уже в середине чтения свитка. «Ну, — говорите вы, — не страшно, я услышу вторую часть сейчас, а позже послушаю первую часть». Но нет, чтобы выполнить заповедь, вы обязаны слушать чтение Свитка согласно его правильному порядку — сначала первую часть, а потом вторую. Это и есть объяснение термина «постфактум» в своде еврейских законов.

Баал-Шем-Тов приводит добавочный комментарий: если вы читаете «Свиток Эстер» как давно прошедшую историю, как происшествие, случившееся с Мордехаем и Эстер в далеком прошлом — вы не выполнили заповеди. Почему? Потому что история, изложенная в свитке, актуальна на сто процентов и для нас с вами — сегодня и сейчас!

Для того, чтобы мы поняли, как эта история может быть актуальной и для нас с вами, нужно привести добавочное объяснение…

Внутреннее содержание пуримской истории проистекает за много лет до тех времен, когда жили Мордехай и Эстер, Аман и Ахашверош. Пурим начался, в принципе, некоторое время спустя после выхода евреев из Египта. После всех приключившихся чудес, все народы побаивались сынов Израиля. Все, кроме Амалека.

В хасидизме рассказывается, что слово «Амалек» по своему числовому значению равняется числовому значению слова «сомнение». Амалек тоже слышал про все чудеса, произошедшие с сынами Израиля. Однако разум Амалека утверждал: «Ну на самом деле, что за разговоры? Неужели Б-г интересуется тем, что происходит здесь, внизу? Происшедшие события вообще не были чудесами, а только ряд особых стечений обстоятельств, случившихся на руку счастливой судьбе евреев!»

Итак, Амалек атаковал евреев, и тем самым охладил боязнь перед Б-гом и страх перед евреями, напавший на другие народы мира. Некоторые из них тоже начали сомневаться в происшедших чудесах…

В более позднем поколении облачился Амалек в злого Амана, который захотел уничтожить всех евреев, которые выражают своим видом волю Б-га в этом мире. Аналогично сказанному выше, в каждом поколении имеется Амалек, а также Аман и Эстер. Тот, кто остужает воодушевление при выполнении воли Б-га, является Амалеком.

Конечно же, вы слышали не раз следующие слова: «Неужели вы на самом деле собираетесь употреблять в пищу только такой вид кошерных продуктов питания? Не будьте такой фанатичной!» Или, только что выходя с урока Торы: «Вы ходите тут со своими книгами, как будто ученик йешивы». И тогда вы спрашиваете себя: «Может быть, я стала слишком религиозной, может, мне нужно немного успокоиться? Может, я взял на себя какое-то дело слишком рано, может, я на такое еще не способен». Итак, вы начинаете сомневаться в том, что хотели только что начать делать.

Амалек может прийти с разнообразных сторон. От того, что вы читаете, что говорят люди, что вы говорите сами себе. Однако конечный результат в конце концов одинаков: «Ну хватит, на самом деле, перестаньте уже со своим энтузиазмом относительно иудаизма». Это раздается голос Амалека, и вам нужно бороться с ним. Потому что, когда вы будете бороться с Амалеком, тогда вы будете находиться с Мордехаем и Эстер! А когда вы победите — если вы решите твердо бороться, то тогда вы точно победите, и тогда вы почувствуете вкус Пурима — таким, каким он раскроется в будущем.

Темы: Пурим
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Адар (другие статьи):